Особенности смысложизненных ориентаций у студентов-психологов разных возрастных групп | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 08.05.2018

Статья просмотрена: 126 раз

Библиографическое описание:

Казарян А. А. Особенности смысложизненных ориентаций у студентов-психологов разных возрастных групп // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 438-443. — URL https://moluch.ru/archive/204/50113/ (дата обращения: 18.10.2018).



Проблема смысла жизни всегда была актуальна для человека. Представления о смысле жизни имеют религиозно-философские основания, так как только в религиозных или философских творениях можно найти попытки придать жизни человека смысл. В мифологических воззрениях древних греков, в религиозных воззрениях древних людей основным вопросом был поиск смысла жизни. Начиная со времен античности данную проблему изучали философы: Сократ, Платон, Демокрит, Диоген, Аристотель, Эпикур и т. д. Цели жизни в древнегреческой философии вплотную соотносились с представлением об идеальном человеке — мудреце, покорителе и преобразователе мира, одерживающего победу над самим собой, правда, вершиной же такого рода победы могло стать и самоубийство. [6]

Среди знаменитых психологов проблему смысла жизни очень увлекла З. Фрейда, А. Адлера, К. Г. Юнга, К. Роджерса, В. Франкла и др.

Отечественная и зарубежная психология достаточно плотно занимается этой проблемой, и каждый автор объясняет смысл жизни исходя из своих исследований и жизненного опыта.

Д. А. Леонтьев [8] рассматривает смысл жизни и личностный смысл как две разные понятия. Смысл жизни автором рассматривается в качестве стержневой, обобщенной и динамической системой смыслов, которая закономерно зависит от общей направленности жизни субъекта. Параллельно с этим жизненный смысл для субъекта трансформируется и эмоционально отражается в личностном смысле.

Д. А. Леонтьев также вводит термин “смысловые ориентации», которые делятся на два уровня: первый уровень включает в себя потребности, личностные ценности, смысл жизни, мировоззрение и самоотношение; во второй уровень входит отношение личности с миром, т. е. внутренний мир человека.

В. Франкл [12] поиск смысла жизни рассматривает как врожденный феномен в каждом человеке, как безусловное стремление, которое является основным двигателем поведения и развития личности. Франкл уверен, что для того чтобы жить и действовать активно, у человека должна быть вера в тот смысл, который он вкладывает в свои поступки.

Франкл называет «экзистенциальным вакуумом» то состояние человека, когда отсутствует смысл. [12, с. 10, с. 11] «Экзистенциальный вакуум» по мнению Франкла становится причиной неврозов и разных пограничных состояний.

З. Фрейд убежден, что смысл жизни заключается в том, чтоб человек был счастлив, стремился к различного рода удовольствиям и наслаждениям и избегал болезней и несчастий. З. Фрейд прежде всего в смысле жизни выделяет любовь — возможность любить и быть любимым.

К. Роджерс представляет смысл жизни как процесс реализации человеком своего потенциала с целью стать личностью, которая умеет полноценно функционировать. По мнению К. Роджерса самоактуализация не является конечным состоянием совершенства. Он отмечает, что ни один человек не может стать настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У человека всегда есть и будут таланты для дальнейшего развития в том или ином направлениям, навыки, которые требуют усовершенствования, более новые и действенные способы для удовлетворения своих социальных, биологических и разного рода потребностей.

А. Маслоу считает, что удовлетворение базовых потребностей само по себе не дает еще такого смысла и жизненных ориентиров. Он отмечает только после удовлетворении физиологических потребностей, потребностей безопасности, любви и уважении обостряется потребность в самоактуализации.

В. Э. Чудновский [13] объясняет смысл жизни как идею, которая содержит в себе цель жизни человека, ставшую для него очень большой ценностью, потеря которой может стать для человека концом его существования.

Л. С. Выготский и его последователи представляют психическое развитие как процесс качественных изменений, которые происходят в психике людей в ходе усвоения ими социального опыта, которые представлены в предметах культуры человека. Он считал, что «перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» [5. с 237–238]. Именно в подростковой жизни возникает жизненный план и развивается понятие о смысле жизни.

Л. С. Выготский, в своей культурно-исторической теории, отмечал, что в подростковом возрасте происходит «овладение внутренним миром», «возникновение жизненного плана, как известной системы приспособления, которая впервые осознается подростком» [5, с. 237–238]. У подростка возникает такая потребность самосознания, которая реализуется с помощью рефлексии.

Следует отметить, что именно в подростковом в возрасте человек понимает, чего он хочет от жизни. Какое мировоззрение будет складывается у подростка в этом возрасте, напрямую зависит от того, как прошло детство ребенка, какое воспитание получил и что он извлек из всего этого. И если подросток в самом своем конфликтном возрасте принимает сторону родителей, то он от них будет брать все те ценности и жизненные установки, которые он видел на протяжении всей своей жизни от родителей. Следовательно, проблема смысла жизни имеет цикличность и будет постоянно присутствовать похожий сценарий жизни из поколения в поколение.

К. А. Абульханова-Славская считает, что для становления смысла жизни имеет большое значение единая жизненная линия, выстраиваемая личностью, которая заключается «в определении меры и масштаба значимости (по критерию достойного или недостойного себя в целом)» [1, с.36–41].

К. А. Абульханова-Славская [1] также подчеркивает, что человеку разрешается противоречие, равное смыслу жизни, жизненно-мировоззренческого масштаба.

Для Л. С. Рубинштейна [10] смысл жизни заключается в том, чтобы выступать в роли преобразователя жизни и быть для других людей источником тепла, уметь игнорировать все плохое и постоянно совершенствовать жизнь.

Б. С. Братусь представляет смысл жизни как о первоочередной потребности, которая опирается на фундаментальном противоречии между ограниченностью индивидуального бытья и универсальностью родовой сущности человека. [3, с.188].

Вопрос о смысле жизни В. С. Мухина объясняет как знак определенной неудовлетворенности. Критическая переоценка ценностей и рефлексия, которая приводит к вопросу о смысле жизни, автор связывает с какой-либо паузой в деятельности или отношением с людьми. [9, с. 297]

В своих работах В. Э. Чудновский [14], раздумывая над феноменом смысла жизни, пишет, что смысл жизни — это не просто определенная идея или жизненная цель, которая для человека является высоко значимой ценностью, а это особое психическое образование, которая имеет характер возникновения и этапы становления. Независимо от того какие условия его породили, это образование имеет определенную устойчивость и независимость от них, но существенно влияет на поступки и действия человека.

Путем различных мировоззренческих поисков человек ищет точную формулу, которая способна открыть ему смысл его существования. Человек, задаваясь вопросом о смысле жизни, думает и о своей конкретной цели в жизни, и о направления общего развития вообще. Ему хочется найти личностный смысл и понять насколько его выбранная деятельность соответствует ему и что он может получить в итоге. Это те вопросы, на которые не бывает общих ответов, и каждый должен найти свой ответ сам и к ним можно подойти исключительно практическим путем.

Понятие «смысл» не существует ни для кого из живых существ, кроме человека. Эта человеческая особенность, связанная с речью, мыслительной деятельностью и произвольностью, иногда определяется как сознание. Смысл жизни формируется постепенно, приобретая специфическое значение положительной и общезначимой ценности. Человек склонен принимать тот смысл, который упорядочивает его внутренний мир и открывает ему бесконечную перспективу жизненного пути. Такое понимание смысла жизни созвучно отечественной традиции религиозно-философских исканий. [6]

Осмысленность жизни человека — это не внутренняя однородная структура. Это понятие включает в себя много других компонентов, в том числе и смысложизненные ориентации. Она представляет собой частный случай смысложизненной концепции личности.

Столин Т. В. дает смысложизненной ориентации следующее определение — это индивидуальная обобщенная система взглядов на цели, процесс и результат своей жизни. В самой основе этой концепции лежат потребности и ценности, отношение и умозрительное построение конкретной личности. [15, с 107]

А. В. Серый [11] выделяет четыре уровня организации в своей концепции системы личностных смыслов: индивидный, биологический, личностный и смысложизненный. По мнению автора смыслы выступают в виде ценностных ориентаций на личностном уровне и способствуют интеграции личности в новые условия социальной жизни, а на смысложизненном уровне смыслы играют роль генерализатора и операционализатора смыслов других уровней и выступают в качестве смысложизненных ориентаций личности.

Как пишет А. Г. Асмолов, личностный смысл — это результат интериоризации и воплощения в сознании объективных отношений личности в мире. То есть личностный смысл показывает содержание отношения личности в действительности и является верхней ступенью деятельности, где регулируют установки. [2, с. 322]

А. Н. Леонтьев [7] в своих трудах. разработал проблему личностного смысла в рамках теории деятельности Он объясняет, что между субъектом и целью его действия существуют отношения, а смысл является отражением этих отношений. Отношением мотива к цели порождается личностный смысл, а функция, которая образует смысл принадлежит мотиву. Леонтьев отмечает, что предмет, который имеет для него смысл, этот есть тот предмет, который выступает в качестве предмета возможно целенаправленного действия.; а действие имеющий смысл для него — это есть действие, возможное по отношению к той или иной цели.

По мнению Д. А. Леонтьева «понятие «смысла» соотносимо и с объективной, и с субъективной, и с интерсубъективной (групповой, коммуникативной) реальностью, а также находится на пересечении деятельности, сознания и личности, связывая между собой все три фундаментальные психологические категории» [8, с.4].

Проблема смысла жизни всегда занимала в психологии определенное место. Отечественные и зарубежные психологи очень тщательно подходили к изучению данной темы.

Итак, в наши дни проблема смысложизненных ориентаций является важной и актуальной. В любой мировоззренческой системе присутствует понятие смысла жизни, которое показывает моральные нормы и ценности. Его предопределение создает для человека ту базу, тот фундамент, на котором будет строится вся система ценностей во всех ее значениях. Понятие смысла создает самоопределенность, а самоопределенность дает мотивацию, чтобы двигаться к той цели, т. е. к тому значению которое выбирается индивидом. По сути, смысл жизни дает ясное понимание того направления, с помощью которого человек в дальнейшем будет строить приоритеты в той или иной сфере своей жизнедеятельности. Очень большое значение имеют смысложизненные ориентации человека в профессии и его роли в ней. Уже будучи студентом, человек формирует в себе все те характеристики, которые приобретает он в процессе получения знаний и его способности анализировать и синтезировать включая свои субъективные понимания жизни. Очень важно, чтобы уже на этом этапе было четкое понимание того, как подойти к будущей профессии так, чтобы она приносила свои «плоды». И чтоб эти «плоды» были идентичны к тому, к чему изначально стремились. Здесь самым важным аспектом являются понимание того, что теоретические знания для всех одинаковые, а восприятия и дальнейшее их применение будет зависеть от смысложизненных ориентаций будущего специалиста.

Студент–психолог, это человек, который будет работать в образовательных учреждениях, в медицинских учреждениях и т. д., будет работать с детьми и взрослыми. Как он будет применять свои знания на практике, как будет регулировать весь процесс будет напрямую зависеть как он видит данную проблему и какие инструменты он готов применить. Самоопределение и ориентированность в жизни помогут ему найти правильную стратегию для подхода выполнения данной задачи. От того насколько данный человек ориентирован в самом себе будет зависеть дальнейшая судьба того человека, который пришел за помощью к психологу.

Исследуя смысложизненные ориентации у студентов, мы хотим найти взаимосвязь между ценностями студентов и выбранной профессии.

Исследованием смысложизненных ориентаций занимались Ильин Е. П., Дворецкая М. Я., Коржова Е. Ю., Чудновский В. Н., Бодалев А. А., Карпова Н. Л., Вайзер Г. А., Леонтьев Д. А., Гуревич П. С., Абульханова-Славская К. А., Выготский Л. С., Франкл В., Столин В. В., Регуш Л. А., Яницкий М. С., Васильева О. С., Муздыбаев К., Леонтьев А. Н., Кочеткова Т. Н., Бубнова С. С., Гинзбург М. Р., Чернявская А. П.

В целом проблема смысложизненных ориентаций студентов представляется недостаточно разработанной и требует глубокого теоретического изучения.

В связи актуальности данной проблемы было проведено исследование связи смысложизненных ориентаций с возрастом студентов -психологов.

Целью нашего исследования было изучение особенностей смысложизненных ориентаций среди студентов — психологов первого и второго периода взрослости.

Анализ исследований позволил выдвинуть ряд предположений: лицам более молодого возраста будет свойственна гибкость в целях, ценностях и смысложизненных ориентациях, а лица более зрелого возраста будут иметь четкие цели в жизни и ценности, а также осмысленность в выбранной профессии. Для проверки выдвинутых гипотез использовались ряд методик: опросник «Эталон жизнедеятельности» (Дворецкой М. Я.), 16-факторный опросник Кеттелла (Форма С)105 вопросов, Тест (СЖО) Леонтьева Д. А., Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) Сенина И. Г.

Исследование осуществлялось на базе РГПУ им. А. И. Герцена, очного и заочного отделения института психологии среди студентов 1–5 курсов. Общий объем выборки составил 60 человек от 18 до 48 лет, которые были разделены на две группы. В первую группу вошли лица 18–25 лет, а во вторую — 25–48 лет.

Анализ средних значений позволил выявить оценку смысложизненных ориентаций среди лиц двух возрастных групп (см. рис. 1).

В группе лиц второго периода зрелости достоверно чаще встречаются более высокие показатели по субшкале «Цели в жизни» (p =0,043), чем в первой группе, где можно сделать выводы.

Студенты во второй группе получили следующие значения:

  1. Цели в жизни — 35,17;
  2. Процесс жизни — 33,43;
  3. Локус контроля- жизнь — 33,10;
  4. Результативность жизни — 27, 30;
  5. Локус контроля-я — 21,83.

Студенты в первой группе получили следующие значения:

  1. Цели в жизни — 30,90;
  2. Локус контроля-жизнь — 30,17;
  3. Процесс жизни — 29, 13;
  4. Результативность жизни — 24,40;
  5. Локус контроля-я — 19,97.

Во всех пяти шкалах больше баллов получили студенты во второй группе

Рис. 1. Диаграмма результатов средних значений. 1 группа — студенты-психологи первого периода взрослости, 2 группа — студенты-психологи второго периода взрослости

Таблица 1

Результаты анализа достоверно значимых различий по шкалам опросников «Эталон жизнедеятельности» Дворецкой. М. Я., 16 факторного личностного опросника Р. Кеттелла, Опросник «Терминальные ценности» (ОТеЦ) СенинаИ.Г. итест «Смысл жизненных ориентаций» ЛеонтьеваД.А.

1 группа

2 группа

U

P

1

Субшкала 1

Цели в жизни

778,5

1051,5

313,5

0,043592

2

Субшкала 2

Процесс жизни

762

1068

297

0,023703

3

13

Сохранение собственной индивидуальности

1058,5

771,5

306,5

0,033882

4

1

MD- (Адекватность самооценки)

768

1062

303

0,29764

5

4

C — (Эмоциональная устойчивость- эмоциональная неустойчивость)

699

1131

234

0,001407

6

7

G- Подверженность чувствам — высокая нормативность поведения

725

1105

260

0,004972

7

10

L — Доверчивость — подозрительность

1043,5

786,5

321,5

0,045747

8

12

N- Прямолинейность — дипломатичность

757

1073

292

0,019501

9

13

O — Самоуверенность — тревожность

1068,5

761,5

296,5

0,02325

10

16

Q3- Низкий самоконтроль — высокий самоконтроль

736,5

1093,5

271,5

0,008319

11

Социальный тип

Реальность (R)

767,5

1062,5

302,5

0,029213

12

Экзистенциальный тип

Реальность (R)

772,5

1057,5

307,5

0,035144

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, что группа испытуемых с социальной (р = 0,029) и экзистенциальной (р = 0,035) направленностью в основном взрослые люди, которые уже определились в ценностях и смысложизненных ориентациях. Более молодые студенты по этим двум шкалам имеют низкие показатели, что может говорить о том, что они находятся в поисках смысла и самоопределения. Вторая группа в большей мере ориентирована на социальные и экзистенциальные ценности и в реальности для них они вполне осуществимы. Обратная картина наблюдается у лиц первой группы.

Цели в жизни (р=0,043) у второй группы достаточно осознаны и они более сосредоточены на достижения этих целей. В своем реальном образе представители этой группы имеют ясное представление чего они хотят и почему.

Сам процесс жизни (р = 0,023) пока не доставляет много удовольствий, так-как не определена цель. В этом периоде существуют много вопросов и лица этой группы находятся в поисках ответов.

Сохранение собственной индивидуальности у наших испытуемых больше присуще первой группе студентов (p =0,033).

Так же отслеживается у второй группы весьма высокая самооценка (р = 0,29). Представители этой группы очень уверены в себе. Они точно знают, чего хотят, и их мнение для них самое весомое. Они очень мотивированы в своей профессиональной деятельности, семейной жизни и во взглядах.

У второй группы испытуемых наблюдается эмоциональная зрелость (р = 0,001). У них присутствует трезвый взгляд на жизненные ситуации, имеются постоянные интересы. Достаточно уравновешены, работоспособны и реалистически настроены. Умеют избегать трудностей так как обладают способностью управлять ситуацией. Первая группа лиц по той же шкале получила низкие оценки что говорит о том, что это люди импульсивные и не умеют контролировать свои эмоции.

Значимые различия достаточно выражены в понятии морали и норм (р = 0,004) у лиц обеих групп. Результаты исследования показывают насколько возраст имеет значение к принятию моральных норм. Лица более взрослые показали высокую нормативность в своих действиях и демонстрируют сильный характер, «высокое супер-эго».

Студенты первой группы демонстрируют беспринципность, ленивость и потворство своим желаниям, «низкое супер- эго».

Наши студенты второго периода взрослости очень отчетливо показали такую черту личности как дипломатичность (р = 0,01). Эта группа людей проявляет проницательность по отношению к окружающими.

Более молодые наши испытуемые продемонстрировали прямолинейность характера.

Так же в наших различиях наблюдается высокое самомнение (р = 0,008) у лиц более старших по возрасту. У старшей группы выявились самолюбие и высокие лидерские качества. Так же отслеживается целенаправленность и высокий самоконтроль. У молодых демонстрируются недисциплинированность и плохой самоконтроль. Внутренняя конфликтность приводит к непониманию себя и к низкой самооценке.

У второй группы также выделяется доверчивость характера и откровенность (р = 0,045). Способность прощать, доброжелательность к окружающим помогают лицам этой группы приятно и хорошо работать в коллективе и получать от этого удовольствие. Лица второй группы показали себя, как подозрительные личности. У них выявилась склонность задерживать свое внимание на неудачах и завистливость. Так же в этом блоке у молодых студентов наблюдается перенос ответственности на других, что тоже объясняется несформированной волевой сферой.

По результатам оценок также вторая группа студентов характеризуются как безмятежные, благодушные, жизнерадостные и веселые личности (р = 0,023). Иногда самоуверенные и самонадеянные и небоязливые. А группа из молодых студентов характеризуются как тревожные личности, которым присуще самобичевание. Достаточно часто отслеживается депрессивность и подавленность в поведении этих молодых людей, которые показали себя, как легко ранимую натуру. У данной группы развито чувство вины, что становится причиной для мрачных раздумий. Иногда наблюдаются симптомы страха.

Таким образом опираясь на результаты методов математической статистики, можно сделать следующие выводы:

  1. Выбор смысложизненных ориентаций имеет связь с возрастом человека.
  2. При витальном типе личности у человека меньше развития личности к самоактуализации. Гедонистические взгляды ограничивают видимость других более значимых сфер жизни и взгляды на мир сужаются, не давая человеку расти личностно.
  3. Человек в более зрелом возрасте умеет адекватно реагировать на разные жизненные ситуации при этом умело двигается к цели, так как жизнь наполнена смыслом.

Делая окончательные выводы по данному исследованию можно с уверенностью отметить, что смысложизненные ориентации могут отражать направленность личности и наличие жизненных целей и обрести осмысленность только через жизненный опыт, который позволяет делать выводы и с каждым шагом все отчетливее видеть ту цель и тот путь который выбирает для себя человек.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности// Психология формирования и развития личности М.: Наука, 1981,19–44с.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности. А. Г. Асмолов –М.: Издательство МГУ, 1990. 367 с.
  3. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988, 301 с.
  4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2008, — 668с.
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т.1984. Т. 4 — М. Педагогика, 1984 — с 224–268.
  6. Дворецкая М. Я. Интегративная антропология. Учебное пособие [Текст], СПб.: Институт Практической Психологии, 2003. 611 с.
  7. Леонтьев А. Н. Философия психологии: Из научного наследия/ Под редакцией А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. — М. Издательство Москва, Ун-та,1994–228 с.
  8. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. М. 1999. 487с.
  9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. Учебник для студентов ВУЗов, 4-е издание. М.: Издательский центр,,Академия,, 1999- 456 с.
  10. Рубинштейн Л. С. Проблемы общей психологии (текст), — Педагогика, 1973, 416 с.
  11. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. / А. В. Серый. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.10.
  12. Франкл В., Человек в поисках смысла. Москва. 1990. 368с.
  13. Чудновский В. Э. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности. / В. Э. Чудновский, А. А. Бодалев, Г. А. Вайзер, Е. Е. Вахромов, Н. Л. Карпова, А. В. Суворов // Психологический журнал, 2004, т.25, № 1.
  14. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные тр. / В. Э. Чудновский. — М.:Изд-во Московского психолого-социального интерната; Воронеж: МОДЭК, 2006. -768с.
  15. Шаповаленко И. В., Психология развития и возрастная психология. — М.: Гардарики, 2005, — 349с.
Основные термины (генерируются автоматически): смысл жизни, группа, личностный смысл, смысл, ориентация, жизнь, проблема смысла жизни, студент, ценность, процесс жизни.


Похожие статьи

Смысл жизни как проблема философии | Статья в журнале...

Смысл жизни — это личностная характеристика отношения к жизни, включающая в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельное включение в социальную жизнь...

Особенности развития смысложизненных ориентаций...

По мнению К.А. Абульхановой-Славской [1], смысл жизни – это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления.

Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня...

Смысл жизни является важнейшим двигателем развития личности. На основе смысла жизни личность избирает и формирует свой жизненный путь, планы, цели, стремления в соответствии с теми или иными принципами.

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

В. Э. Чудновский отмечает влияние смысла жизни на успешность в различных областях деятельности, переживание полноты жизни, удовлетворенность ею, или иначе, на субъективное благополучие [8].

Смысл жизни — это личностная характеристика отношения...

Смысл жизни «отливается» в форму жизненных целей, задач и смыслов отдельных ситуаций жизни. Но в каждой ситуации в сознании личности могут конкурировать побуждения, исходящие от смысла жизни и требования, предъявляемые ситуацией.

Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры...

Ценностные ориентации связаны с развитием направленности личности и характеризуют общий подход человека к миру, к самому себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Смысложизненные ориентации студентов-первокурсников...

Поэтому в данном возрасте остро встает вопрос о смысле жизни, своем предназначении, выборе направления самореализации

Цель исследования — выявить особенности смысложизненных ориентаций у студентов с разным уровнем интернет-зависимости.

Смысложизненные ориентиры личности в условиях творческой...

оптимальный смысл жизни, смысл жизни, процесс, подход, ориентация, проблема смысла, человеческое существование, творческое состояние, творческая личность, отечественная психология, жизненный смысл, смысл.

Общая характеристика ценностей человека, их роль и место...

Проблема личностных смыслов их образования и взаимодействия между собой является наиболее интересной в психологии, привлекающая внимание авторов самых различных школ и направлений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Смысл жизни как проблема философии | Статья в журнале...

Смысл жизни — это личностная характеристика отношения к жизни, включающая в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельное включение в социальную жизнь...

Особенности развития смысложизненных ориентаций...

По мнению К.А. Абульхановой-Славской [1], смысл жизни – это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления.

Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня...

Смысл жизни является важнейшим двигателем развития личности. На основе смысла жизни личность избирает и формирует свой жизненный путь, планы, цели, стремления в соответствии с теми или иными принципами.

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

В. Э. Чудновский отмечает влияние смысла жизни на успешность в различных областях деятельности, переживание полноты жизни, удовлетворенность ею, или иначе, на субъективное благополучие [8].

Смысл жизни — это личностная характеристика отношения...

Смысл жизни «отливается» в форму жизненных целей, задач и смыслов отдельных ситуаций жизни. Но в каждой ситуации в сознании личности могут конкурировать побуждения, исходящие от смысла жизни и требования, предъявляемые ситуацией.

Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры...

Ценностные ориентации связаны с развитием направленности личности и характеризуют общий подход человека к миру, к самому себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Смысложизненные ориентации студентов-первокурсников...

Поэтому в данном возрасте остро встает вопрос о смысле жизни, своем предназначении, выборе направления самореализации

Цель исследования — выявить особенности смысложизненных ориентаций у студентов с разным уровнем интернет-зависимости.

Смысложизненные ориентиры личности в условиях творческой...

оптимальный смысл жизни, смысл жизни, процесс, подход, ориентация, проблема смысла, человеческое существование, творческое состояние, творческая личность, отечественная психология, жизненный смысл, смысл.

Общая характеристика ценностей человека, их роль и место...

Проблема личностных смыслов их образования и взаимодействия между собой является наиболее интересной в психологии, привлекающая внимание авторов самых различных школ и направлений.

Задать вопрос