Смысложизненные ориентиры личности в условиях творческой деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы психологии

Опубликовано в

III международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 08.10.2014

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Бельская З. В. Смысложизненные ориентиры личности в условиях творческой деятельности [Текст] // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6346/ (дата обращения: 16.08.2018).

В отечественной психологии довольно длительное время все теоретические подходы к личности были обусловлены рамками «единственно верной теории». Это во многом определило тот факт, что разработка проблемы смысла нашла свое отражение не в различных контекстах понимания сущности человека, как в западной психологии, а в различных аспектах изучения свойств личности. В одних школах феномен смысла рассматривается в связи с анализом деятельности личности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), в других — в контексте изучение психологических отношений (В. Н. Мясищев), в связи с общением (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов), основной жизненной направленностью (Б. Г. Ананьев) или в связи с установками (Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили).

Наиболее полное отражение проблема смысла получила в рамках деятельностного подхода, где теоретические представления о смысле рассматриваются в контексте деятельности, жизнедеятельности человека, и внимание обращено на возникновение, порождение, генезис и функционирование смысловых образований: «личностные смыслы» (А. Н. Леонтьев), «смысловые системы» (А. Г. Асмолов и др.), «обобщенные смысловые образования» (Б. С. Братусь), «частные смысловые образования», «вербальный смысл» (В. К. Вилюнас), «операциональный смысл» (О. К. Тихомиров). Можно констатировать, что в отечественной психологии был осуществлен принципиально новый подход именно в понимании смысла. Характерным для этого подхода является то, что проблема смысла, как собственно психологического понятия, была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального взаимодействия с окружающим миром. В данном направлении «смысл» представлен как связующее звено между деятельностью и сознанием, что обусловило развитие теоретических подходов, направленных на изучение смысла как многомерного феномена (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Д. А. Леонтьев). В них смысл выступает как целостное образование, интегрирующее в себе эмоциональные и интеллектуальные составляющие, процессы субъективной реальности и объективные явления действительности, психологические и социальные факторы развития и функционирования личности. Прослеживаемая в данных подходах тенденция к онтологизации, несомненно, характеризует смысл как явление многомерного мира человека, его жизненного пространства и позволяет говорить не о конкретных смыслах действия, объекта или жизни, а о смысловой реальности.

Творчество — процесс, побуждаемый лишь внутренним состоянием души. Творческий человек предоставлен сам себе и зависит лишь от своей инициативы. Творчество — это процесс порождения новой реальности, которая может быть осмыслена человеком и другими людьми, то есть его продукт может быть потенциально составляющей человеческой культуры. Оно открывает новые смыслы в мире.

Творческий процесс — внутренний, интрапсихический. Идея — первична, а ее внешняя реализация в тексте, нотной записи, на CD или на бетонной стене — вторична. Человек, находящийся в творческом состоянии, отдается на волю своей психической реальности. Если творческое состояние превращается в процесс и захватывает основную часть жизни, внутренняя работа души отвлекает человека от внешней стороны бытия.

Свобода выбирать или конструировать собственный стиль жизни — достижение постиндустриального, информационного общества. Жизнь превращается в творческий процесс пересоздания самой жизни.

Чудновский, изучая психологический феномен смысла жизни, отмечает многозначность данного понятия с точки зрения влияния на качество жизни человека. Выделяя различные уровни смысла жизни в зависимости от позитивного или негативного влияния на становление и развитие личности, вводит понятие «оптимальный смысл жизни» как характеристику гармонической структуры смысложизненных ориентаций, существенно обуславливающих высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни, удовлетворенности ею. Оптимальный смысл — это тот смысл, который, по нашему мнению, обеспечивает высокое качество жизни человека. Два возрастных периода, наиболее ярких по своему влиянию на развитие оптимального смысла жизни — это юношеский возраст и старость [3,4].

Обобщая данные исследований Е. А. Максимовой по изучению роли смысложизненных ориентаций в педагогическом творчестве, Чудновский делает вывод о том, что органическое сочетание желательной жизненной цели и удовлетворение от процесса ее реализации составляют сущность оптимального смысла жизни (первооснову оптимального смысла жизни составляют законы общечеловеческой нравственности).

Концепция смысла жизни разрабатывается в теориях психологов гуманистического направления В. Франкла, Э. Фромма, К. Г. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мея, Р. Ассаджоли, в положениях трансперсональной психологии А. Грофа, в исследованиях отечественных психологов. Гуманистическая психология признает возможность гармоничного существования человека только при наличии у него «высокого» смысла жизни: «надличное Я» у Ассаджоли, «самость» у Юнга, «Я — идеальное» у Роджерса и т. д. Факторами, определяющими человеческое существование, признаются духовность человека, его ответственность и свобода. Осознание собственной свободы позволяет человеку выбирать смысл жизни, возвышаясь над биологическими, психологическими и социальными условиями. Целью человеческой жизни является развертывание внутренних сил личности, реализация личностного потенциала — самоактуализация. Смысл жизни при этом определяется постановкой духовных или культурно- нравственных целей, стремление к которым является условием душевного здоровья. Поиск идеалов и норм человеческого существования приводит к необходимости осмысления уровня духовного здоровья, отражающего определенные свойства личности. Анализ характеристик здоровых, гармоничных, то есть самоактуализирующихся личностей, имеющих плодотворную ориентацию характера, показывает, что эти характеристики связаны с целостностью многогранной личности, осознанием самоценности и внутренней свободы, способностью воспринимать жизнь как процесс роста, а свои поражения или неудачи осмысливать на философском уровне, спокойно, как необходимые трудности. В. Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации смысла жизни в качестве важнейшего мотива, внутренне присущего человеку. Смысл жизни, осмысление его и есть определенный способ духовного бытия человека, непосредственно влияющий на его материально-физическое бытие.

Процессы смыслостроительства часто порождаются тремя классами ситуаций: критическими жизненными ситуациями, обнажающими рассогласование жизненных отношений и смысловых структур личности; личными вкладами значимых других и столкновением с художественно запечатленной реальностью в искусстве. Социализация и саморазвитие человека рассматриваются при этом как взаимополагающие и взаимодополняющие стороны становления смысла жизни. Потребности и ценностные ориентации рассматриваются в качестве основных источников смысла. Человек способен стать центром организации своего бытия в том случае, если раскрываются его способности к саморазвитию, самоопределению, самосовершенствованию, индивидуальности.

Просмотрев основные работы, положения ученых и исследователей, мы поняли, что стратегии жизненного смысла творческой личности в социокультурном пространстве являются одной из ведущих предпосылок для актуализации ценностных ориентиров индивидуума. Выполняя основные функции, творческая личность присваивает ценностные ориентации и нормы, получает умственное, физическое и эмоциональное развитие, усваивает половую типизацию, навыки адаптации к социальным средам, а также выходит на новый уровень организации смысложизненных ориентаций.

Анализ работ социально-психологического плана А. Адлера, Р. Ассаджоли, М. Люшера, Д. А. Леонтьева, А. Маслоу, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна, В. Франкла, И. Ялома и ряда других ученых показывает, что в ходе исследования стратегий жизненного смысла важным являются:

-          вопросы формирования самосознания, саморегуляции и самодетерминации личности, ее смысложизненных представлений;

-          особенности связи феномена смысла жизни с мотивами и результатами деятельности человека;

-          связи феномена смысла жизни и ценностных ориентаций человека с различными социальными явлениями в современном обществе.

С нашей точки зрения, проблема смысла жизни обусловлена многими факторами. Современное переходное состояние в экономической, социальной, духовной жизни общества обострили ситуацию человеческого кризиса. Осознание этого приводит к потребности человека осмыслить свой жизненный путь, понять свое предназначение в этом мире. Остро встает проблема сохранения человека не только на социально-психологическом уровне, но и как биологического вида. Структурированность полученных в ходе творческого опыта представлений помогает увидеть актуальные проблемы личности, связанные с социокультурным контекстом и историей развития творческого потенциала личности. На данном отрезке истории все человечество оказывается перед экзистенциональным выбором, когда необходимость быть зрелой и ответственной за свою жизнь личностью становится условием развития человека и всего человечества.

Литература:

1.                  Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.

2.                  Иванов С. П. Мир личности: контуры и реальность. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 271 с.

3.                  Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1992. № 2. С. 74–80.

4.                  Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни //Вопросы психологии, 2003, № 3, С. 4.

Основные термины (генерируются автоматически): оптимальный смысл жизни, смысл жизни, процесс, подход, ориентация, проблема смысла, человеческое существование, творческое состояние, творческая личность, отечественная психология, жизненный смысл, смысл.

Похожие статьи

Смысл жизни как проблема философии | Статья в журнале...

В данной статье сделана попытка обобщить и в тоже время рассмотреть понятие смысла жизни с разных философско-мировоззренческих позиций. Ключевые слова: смысл, жизнь, общество, смерть, перед лицом смерти.

Особенности смысложизненных ориентаций...

Проблема смысла жизни всегда была актуальна для человека. Представления о смысле жизни имеют религиозно-философские основания, так как только в религиозных или философских творениях можно найти попытки придать жизни человека смысл.

Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня...

Смысл жизни является важнейшим двигателем развития личности. На основе смысла жизни личность избирает и формирует свой жизненный путь, планы, цели, стремления в соответствии с теми или иными принципами.

Личность как субъект жизненного пути | Статья в журнале...

Смысл жизни «отливается» в форму жизненных целей, задач и смыслов отдельных ситуаций жизни. Но в каждой ситуации в сознании личности могут конкурировать побуждения, исходящие от смысла жизни и требования, предъявляемые ситуацией.

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

В. Э. Чудновский отмечает влияние смысла жизни на успешность в различных областях деятельности, переживание полноты жизни, удовлетворенность ею, или иначе, на субъективное благополучие [8].

Особенности развития смысложизненных ориентаций...

Поиск и обретение смысла жизни – это длительный процесс, его трансформация может происходить в течение всей жизни человека.

Смысложизненные ориентации личности, ее жизненные перспективы, планы являются проекцией духовной жизни общества, формируются...

Абсурдность мира и человеческого существования в концепции...

Смысл жизни как проблема философии | Статья в журнале...

человеческое существование, абсурд, мир, абсурдный человек, Бунтующий человек, высший смысл, человеческое бытие, чувство абсурда, жизнь, абсурдный мир.

Способы самоактуализации личности в современном обществе

Он последовательно доказывает, что поиски смысла жизни есть ничто иное, как поиски Бога и истинное служение ему, а истинное служение — это направление своей внешней деятельности на ближайшие, неотложные нужды сегодняшнего дня...

Анализ спекл-структур в задачах дистанционного контроля...

: жизненный путь, личность, жизненная перспектива, субъект жизни, жизнь, смысл жизни, временная перспектива, индивидуальный жизненный путь, жизненный путь личности, субъектный подход.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Смысл жизни как проблема философии | Статья в журнале...

В данной статье сделана попытка обобщить и в тоже время рассмотреть понятие смысла жизни с разных философско-мировоззренческих позиций. Ключевые слова: смысл, жизнь, общество, смерть, перед лицом смерти.

Особенности смысложизненных ориентаций...

Проблема смысла жизни всегда была актуальна для человека. Представления о смысле жизни имеют религиозно-философские основания, так как только в религиозных или философских творениях можно найти попытки придать жизни человека смысл.

Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня...

Смысл жизни является важнейшим двигателем развития личности. На основе смысла жизни личность избирает и формирует свой жизненный путь, планы, цели, стремления в соответствии с теми или иными принципами.

Личность как субъект жизненного пути | Статья в журнале...

Смысл жизни «отливается» в форму жизненных целей, задач и смыслов отдельных ситуаций жизни. Но в каждой ситуации в сознании личности могут конкурировать побуждения, исходящие от смысла жизни и требования, предъявляемые ситуацией.

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

В. Э. Чудновский отмечает влияние смысла жизни на успешность в различных областях деятельности, переживание полноты жизни, удовлетворенность ею, или иначе, на субъективное благополучие [8].

Особенности развития смысложизненных ориентаций...

Поиск и обретение смысла жизни – это длительный процесс, его трансформация может происходить в течение всей жизни человека.

Смысложизненные ориентации личности, ее жизненные перспективы, планы являются проекцией духовной жизни общества, формируются...

Абсурдность мира и человеческого существования в концепции...

Смысл жизни как проблема философии | Статья в журнале...

человеческое существование, абсурд, мир, абсурдный человек, Бунтующий человек, высший смысл, человеческое бытие, чувство абсурда, жизнь, абсурдный мир.

Способы самоактуализации личности в современном обществе

Он последовательно доказывает, что поиски смысла жизни есть ничто иное, как поиски Бога и истинное служение ему, а истинное служение — это направление своей внешней деятельности на ближайшие, неотложные нужды сегодняшнего дня...

Анализ спекл-структур в задачах дистанционного контроля...

: жизненный путь, личность, жизненная перспектива, субъект жизни, жизнь, смысл жизни, временная перспектива, индивидуальный жизненный путь, жизненный путь личности, субъектный подход.

Задать вопрос