Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 28.01.2017

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Доронина В. Ф. Смысложизненные ориентации студентов-первокурсников с разным уровнем интернет-зависимости // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 329-331. — URL https://moluch.ru/archive/138/38861/ (дата обращения: 22.04.2018).



Интенсивное развитие интернет-ресурсов, начавшееся в 90-е годы ХХ в., продолжается до сегодняшнего дня. Всемирная Сеть предоставляет широкие возможности для решения различного рода задач (общение, досуг, ведение бизнеса и т. д.). Вместе с этим интернет является хорошей почвой для формирования зависимого поведения пользователей [6].

Наиболее подвержены негативному влиянию сети Интернет оказываются подростки и юноши/ девушки в силу несформированности у них личностных структур. Зачастую использование молодыми людьми компьютера, гаджетов и Интернета носит неконтролируемый характер, что может стать причиной возникновения интернет-зависимости. Данная ситуация приводит к затруднению социализации юношей и девушек, формированию трудностей в обучении, создании семьи, построении карьеры и т. д. [2, 4].

Юношеский возраст чувствителен к формированию смысловой сферы личности. Именно в этом возрасте появляются такие новообразования, как личностное и профессиональное самоопределение [3]. Также в юношеском возрасте значительно меняется социальная ситуация развития: девушки и юноши завершают обучение в школе и меняют образовательную среду (высшие учебные заведения, колледжи и т.д), либо выходят на работу. Молодым людям необходимо усвоить социальные нормы, требования для успешной социализации и вхождения во взрослую жизнь. Поэтому в данном возрасте остро встает вопрос о смысле жизни, своем предназначении, выборе направления самореализации, смысложизненных ориентиров.

Огромное количество информации в интернет-ресурсах мешает формированию критического мышления молодых людей и тем самым нарушает процесс самоопределения [1]. С одной стороны, сами возрастные особенности ранней юности (эмоциональная лабильность, личностная незрелость, затруднения в социализации) обуславливают стремление молодых людей уйти в безопасную среду интернета. С другой стороны, использование Всемирной Паутины значительно влияет на развитие ценностно-смысловой сферы их личности [7].

Исследование особенностей смысловой сферы студентов с интернет-аддикцией расширяет понимание феномена зависимости от интернета, может быть полезным для создания психологических рекомендаций и программ про профилактике и преодолению данной аддикции.

Цель исследования — выявить особенности смысложизненных ориентаций у студентов с разным уровнем интернет-зависимости.

Объект исследования — личностные особенности студентов.

Предмет исследования — особенности смысложизненных ориентаций у студентов с разным уровнем интернет-зависимости.

Гипотеза исследования: существуют различия между студентами с высоким и низким уровнем интернет-зависимости в выраженности смысложизненных ориентаций.

Методы исследования

Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие психодиагностические методики:

  1. «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева;
  2. «Шкала интернет-зависимости Чен» (в адаптации В. Л. Малыгина, К. А. Феклисова).

Генеральной совокупностью нашего исследования являются студенты первого курса, обучающиеся в высших учебных заведениях. В качестве выборочной совокупности выбраны студенты 1 курса разных специальностей Пермского государственного национального исследовательского университета. Количество студентов 103 человека. В опросе участвовали 43 мужчины и 60 женщин.

По возрасту испытуемые распределились следующим образом: 17 лет — 5 человек (4,8 %), 18 лет –78 человек (75,7 %), 19 лет — 10 человек (9,7 %), 20 лет — 5 человек (4,8 %), 21 год –4 человека (3,9 %), 22 года — 1 человек (0,97 %). Средний возраст 18,3±0,87 лет.

Мы разделили испытуемых на три группы по значению общего показателя интернет-зависимости:

1) студенты с минимальным риском формирования интернет-зависимости;

2) студенты со склонностью к интернет-зависимому поведению;

3) студенты с выраженным паттерном интернет-зависимого поведения.

Деление осуществлялось на основе нормативных данных по тесту «Шкала интернет-зависимости Чен» [6].

Результаты исследования

В ходе исследования было выявлено, что устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения демонстрируют 16,5 % студентов; 59,2 % респондентов обладают склонностью к формированию интернет-аддикции, минимальный риск возникновения интернет-зависимости характерен для 24,3 % испытуемых (Диаграмма 1).

Рис. 1

Нами был проведен сравнительный анализ двух групп испытуемых: с низкими и высокими показателями интернет-аддикции. Анализ выполнен при помощи критерия T-Стьюдента. В результате сравнения выявлено, что существуют значимые различия средних значений по методике «СЖО» между группами студентов с высоким и низким уровнем зависимости от интернета: условно независимые от интернета испытуемые демонстрируют значимо более высокие показатели по всем шкалам теста «СЖО», чем студенты с выраженной интернет-аддикцией (Табл. 1). В то же время средние показатели группы интернет-независимых не выходят за рамки средних значений по тестовым нормам методики СЖО [5].

Таблица 1

Средние значения по шкалам методики «СЖО» уиспытуемых сразным уровнем интернет-зависимости (ИЗ)

Уровень ИЗ

N

Среднее

Стд. отклонение

Стд. ошибка среднего

Цели

Мин. риск ИЗ

25

30,3200

7,11641

1,42328

Выраженная ИЗ

17

22,3529

8,23059

1,99621

Процесс

Мин. риск ИЗ

25

30,6000

5,62731

1,12546

Выраженная ИЗ

17

19,7059

6,54565

1,58755

Результат

Мин. риск ИЗ

25

25,7600

4,49333

,89867

Выраженная ИЗ

17

17,5882

5,16065

1,25164

ЛК-Я

Мин. риск ИЗ

25

20,8000

4,26224

,85245

Выраженная ИЗ

17

15,3529

5,18340

1,25716

ЛК-Жизнь

Мин. риск ИЗ

25

31,2800

4,91189

,98238

Выраженная ИЗ

17

20,8824

8,26803

2,00529

Общая ОЖ

Мин. риск ИЗ

25

138,7600

23,85770

4,77154

Выраженная ИЗ

17

95,8824

30,51615

7,40125

Таким образом, мы можем охарактеризовать студентов с минимальным риском возникновения интернет-зависимости следующим образом: они обладают целями на будущее, обуславливающими направленность личности и временную перспективу (Цели в жизни); воспринимают процесс собственной жизни как наполненный эмоциями и чувствами, увлекательный и интересный (Процесс жизни); удовлетворены своим прошлым, ощущают продуктивность прожитого отрезка жизни (Результативность жизни); считают себя свободными в выборе того, как построить свою жизнь на основе собственных целей и смыслов (Локус контроля — Я); считают людей способными на самостоятельное управление своей жизнью, свободу в принятии решений и воплощении их в жизнь (Локус контроля — Жизнь).

Студенты с выраженной интернет-зависимостью обладают противоположными характеристиками: они склонны жить прошлым и настоящим, не задумываясь о своем будущем; испытывают неудовлетворенность своей жизнью в настоящий момент; оценивают прожитый отрезок собственной жизни как непродуктивный, нерезультативный; не верят в возможность самостоятельного контроля событий своей жизни; уверены в том, что люди не способны сознательно контролировать собственную жизнь, свободы выбора не существует.

Итак, можно сделать вывод, что студенты-первокурсники, демонстрирующие выраженную и устойчивую интернет-зависимость, обладают низким уровнем осмысленности жизни, в отличие от студентов, независимых от интернета.

Полученные результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций и программ, направленных на профилактику и преодоление интернет-зависимости у студентов.

Литература:

  1. Астафьева О. Н., Колин К. К., Суконкин В. А. Формирование культурных ценностей общества в условиях развития информационных технологий // Культурное наследие в условиях информационного общества. Коллективная монография. — Челябинск: ЧГАКИ, 2011. — С. 76–90.
  2. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. — М., 2000. — С. 100–131.
  3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. / Л. С. Выготский — Т. 3. — М.: Педагогика, 1984. — 546 с.
  4. Егоров А. Ю., Кузнецова Н. А., Петрова Е. А. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2005. — Т. 5, № 2. — С. 20–27.
  5. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Текст] / Дмитрий Алексеевич Леонтьев — 2-е изд. — М.: Смысл, Серия: Психодиагностическая серия, 2006. — 22 с.
  6. Малыгин В. Л. «Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики»: Учебное пособие. — М. МГМСУ, 2011. — 32 с. (Учебное пособие для студентов факультета клинической психологии по дисциплине специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения»).
  7. Мирошниченко А. В. Трансформации смысловой сферы успешных юношей с различным уровнем интернет-зависимости // Российский психологический журнал. — 2010. — Т. 7, № 2. — С. 54–58.
  8. Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением / В. Л. Малыгин, Ю. А. Меркурьева, А. Б. Искандирова [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2015. — N 4(33). — C. 9 [Электронный ресурс]. — URL: http://mprj.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): уровнем интернет-зависимости, разным уровнем интернет-зависимости, возникновения интернет-зависимости, смысложизненных ориентаций, интернет-зависимости Чен», особенности смысложизненных ориентаций, низким уровнем интернет-зависимости, причиной возникновения интернет-зависимости, смысловой сферы, возникновения интернет-зависимости характерен, различным уровнем интернет-зависимости, риском формирования интернет-зависимости, риском возникновения интернет-зависимости, общего показателя интернет-зависимости, преодоление интернет-зависимости, смысловой сферы студентов, выраженности смысложизненных ориентаций, минимальным риском, Тест смысложизненных ориентаций, интернет-зависимого поведения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос