Делинквентное поведение молодежи как социально-экологическая проблема | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.

Дата публикации: 22.04.2018

Статья просмотрена: 1504 раза

Библиографическое описание:

Ракчеева, Ю. А. Делинквентное поведение молодежи как социально-экологическая проблема / Ю. А. Ракчеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 308-311. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49600/ (дата обращения: 26.04.2024).



Работа посвящена изучению актуальности экологических проблем, связанных с делинквентным поведением молодежи, произведено сравнение понятий «делинквентное поведение» и «девиантное поведение».

Ключевые слова: делинквентное поведение, окружающая среда, экологическое образование, экологическое воспитание, молодежь

Актуальность изучения вопросов связанных с делинквентным поведением обусловлена ситуацией развития современного общества, в процессе которого возникает рост напряженности, появляется многообразие стрессовых ситуаций, которые видоизменяют условия жизни и поведения молодежи. Стабильность отсутствует, процесс социальных сдвигов усиливает негативные тенденции, чем создает условия для закрепления делинквентного поведения, и как следствие деградацию, саморазрушение. Каждый человек в течение своей жизни осознанно или бессознательно совершает поступки, которые в той или иной мере переходят черту социальных норм. Особенно, это касается молодежи как психологически неустойчивой группе.

В настоящее время в России мы часто наблюдаем нарушение экологических законов, в том числе и среди молодежи. Судами было рекомендовано разделить экологические преступления и экологические проступки в ходе рассмотрения уголовных дел, ту деятельность, за которой установлена административная ответственность.

Экологически неблагополучными признаются около 15 территорий в России. По мнению экспертов, темпы роста образования токсичных отходов достигают 15–16: в год, тем самым значительно опережая темп роста ВВП. Экологи также считают, что в некоторых регионах от 35 до 60: питьевой воды не соответствует санитарным нормам. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов РФ на площади более 100 млн. гектаров. В этих условиях значительно вырастает роль правового регулирования в сфере охраны окружающей среды, а также экологической науки, экологического образования и воспитания. [2]

Процесс социальных сдвигов и постоянная нестабильность усиливают негативные тенденции, провоцируя возникновение делинквентного поведения, и как следствие деградацию, в том числе уничтожение окружающего мира.

Для дальнейшего изучения данной проблемы необходимо дать определение понятию «делинквентное поведение». Специалисты используют следующие синонимы данного понятия: отклоняющееся, неадаптивное, ассоциальное, патологическое, аддиктивное и т. д.; самих же подростков называют «детьми группы риска», «трудными подростками». В литературе отмечают, что трудный подросток выступает не только лишь правонарушителем, но и человеком, который обладает невротическими симптомами. Этот факт является следствием отсутствия строгого определения и четкого разграничения понятий «девиантное» и «делинквентное» поведение, обозначая тенденцию перехода от одной категории в другую.

Ученые Альберта Бандура, Альфреда Адлера, Лева Семеновича Выготского, Беличевой Светланы Афанасьевны, Лидии Ильиничны Божович, дающие определениепонятию «девиантное поведение», обращают внимание на то, что у человека происходит нарушение социальной регуляции поведения и дефектность психической саморегуляции. Отметим, что зарубежные исследователи «девиантное поведение» отождествляют с «делинквентным».

В отечественной литературе встречается мнения, что патология подросткового периода не является фатальной. Она обусловливается не столько теми перестройками, которые происходят в физических и нервно-психических сферах подростка, сколько аномальными условиями предшествующего ему воспитания и развития.

Л. С. Выготский в своих трудах выделяет следующие факторы, при которых может возникнуть девиантное поведение: избыток или недостаток внимания к подростку со стороны родителей, неправильное воспитание.

Г. М. Миньковский выделяет 4 типа несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от степени выраженности преступной направленности:

  1. Несовершеннолетние с преступной направленностью (10–15 %). Для них характерны примитивные, низменные потребности, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Они проявляют настойчивость, активность в преступлениях, зачастую выступают их организаторами.
  2. Несовершеннолетние с отрицательной направленностью (30–40 %). Эту группу подростков отличают привычка к бесцельному времяпрепровождению, склонность к выпивке. Преступления они совершают не в результате активной подготовки, а «плывя по течению».
  3. Несовершеннолетние с неустойчивой личностной направленностью (25–30 %). Такие подростки совершают преступления, прежде всего, ради престижа или в результате подражания, а потом выражают раскаяние в своих действиях.

4. Несовершеннолетние с положительной направленностью (25–30 %). Преступления этими подростками совершаются случайно, в результате так называемой детской мотивации или неправильной оценки действительных последствий. [4].

Паатова М. Э., Бегидова С. Н., Хакунов Н. А. приводят обобщенный анализ, выделяя различия между девиантным и делинквентным поведением:

1) под девиантным поведением подростков (социальная дезадаптация пассивного типа) мы будем понимать поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии. Девиантное поведение подростков является следствием негативного формирования личности под воздействием индивидуально-типологических психологических факторов формирования личности в подростковом возрасте и асоциальной направленности ближайшего социального окружения. Девиантное поведение формируется под влиянием негативного формирования смысловой картины мира подростка и его неспособности управлять своим поведением и эмоциональным состоянием;

2) под делинквентным поведением подростков (социальная дезадаптация агрессивно-корыстного типа) мы будем понимать поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Делинквентное поведение подростков является следствием патогенно негативного формирования личности под воздействием антисоциациального ближайшего окружения. Отличительным признаком рассматриваемого социально-педагогического феномена является наличие у такого подростка ценностных установок криминогенной направленности;

3) в основе девиантного и делинквентного поведения подростков могут лежать различные формы непатологического и патологического нарушения психического здоровья ребенка, которые способствуют негативному личностному развитию. Тем не менее основной причиной появления социально-педагогических феноменов девиантного поведения и делинквентного поведения подростков остается негативное воздействие ближайшего социального окружения, формирующего определенные жизненные ценности и нравственно-этические установки. [4]

Делинквентное поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. У подростков (от 13 лет) преобладают хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги. [6]

Даже при такой сильной законодательной базе, действующей на территории Российской Федерации, на данный момент мы видим увеличение числа экологических правонарушений. На сайте Федеральной служба государственной статистики указано, что в 1998 году было совершено 7 721 преступление, а в 2015 году — 24 856 преступлений.

30 апреля 2012 года Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в которых он поставил ряд конкретных задач, связанных с развитием экологического образования и просвещения.

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой многогранную систему, решения которой проявляется в регулировании взаимодействия человека и природы, подчинением их системе законоположений. Как мы видим, в систему государственных мероприятий России по сохранению, восстановлению, улучшению благоприятных условий входят четыре группы юридических направлений: правовое регулирование отношений взаимодействия человека и природы, государственный контроль, юридическая ответственность правонарушителя, организация качественного экологического образования и воспитания.

Конституция, Федеральный закон, «Водный кодекс Российской Федерации», «Воздушный кодекс Российской Федерации», «Земляной кодекс Российской Федерации» и «Лесной кодекс Российской Федерации», «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» — в данных документах указаны правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды.

Не смотря на законодательную базу, число экологических правонарушений среди молодежи возрастает, что подтверждает необходимость проведения профилактики делинквентного поведения.

В ГБОУ «Школа № 1296» реализуется профилактика делинквентного поведения молодежи как социально-экологической проблемы путем привлечения обучающихся в волонтерский эко-отряд «МАЯК». Образовательно-воспитательный проект «Школа волонтера» направлена на: приобретение участниками знаний об окружающей среде, об экологических проблемах и путях их решения, формирование ответственного отношения к окружающей среде, создание волонтерских экологических проектов и их реализации. Данная программа обеспечивает 1, 2 и 3 уровни воспитательных результатов по материалам Григорьева Д. В., к.пед.н., доцент, Степанова П. В., к.пед.н., Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО.

Литература:

  1. В. М. Назаренко. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт развитых стран для стран с развивающейся и переходной экономикой (Москва, 26 июня 2013), материалы и доклады / Изд-во Зелёного Креста, М.: 2013. — с. 275
  2. Ерофеев, Б. В. Экологическое право: Учебник (Профессиональное образование) / — 5-e изд., перераб. и доп. — Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М:, 2013. — 400 с.
  3. Зарипова М. Д. Формы и методы экологического воспитания учащихся // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 524–525.
  4. Паатова М. Э., Бегидова С. Н., Хакунов Н. Х. Теоретико-методологический анализ социально-педагогических феноменов «девиантное поведение» и «делинквентное поведение» подростков: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология Выпуск№ 1 / — М., 2012 г.
  5. Тайлакова Е. А. Воспитание экологической культуры детей и молодежи в Финляндии и Швеции // Вестник Башкирского университета — 2012 — вып. № 3 — том 17.
  6. Ульянова И. В. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях // Социосфера, — М., 2014г.
  7. Черкашин А. А., Уланова О. В. Экологическое образование в России в рамках концепции устойчивого развития/ Москва: Эка Зеленое движение России, 2013 г
  8. Чимитдоржина Б. Б. Значение нравственно-экологического воспитания молодежи на современном этапе // Cоциосфера, Могойтуйский аграрно-промышленный техникум, п. Могойтуй, Забайкальский край, Россия. 2013г
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, окружающая среда, поведение, поведение подростков, государственная политика, девиантное поведение, поведение молодежи, экологическое образование, ближайшее социальное окружение, преступная направленность.


Похожие статьи

Профилактика девиантного поведения подростков...

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, социальная работа, поведение подростков. «Девиантное поведение — одно из видов отклоняющего поведения, связанное с нарушением соответствующих возрастных социальных норм и правил поведения...

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Проблема девиантного поведения остается актуальной на протяжении длительного времени, усугубляется, за счет вовлечения все большего числа людей в криминальные сообщества, группировки экстремисткой направленности и проч.

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

В статье анализируются особенности социальной работа с подростками социального риска в США, Германии и России. Ключевые слова: социальная работа, девиантное поведение, подростки.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Ключевые слова: девиантное поведение, психоактивные вещества, профилактика, подростки.

Девиации в среде современных детей и подростков имеют наиболее выраженную направленность в форме злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ)...

Статьи по ключевому слову "девиантное поведение" — Молодой...

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе.

Факторы региональной преступности несовершеннолетних и некоторые направления ее профилактики. Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г. — Романова И. И.

Экстремистское движение как тип девиантного поведения

На пороге XXI в. понятие «экстремизм» плотно вошло в обиход политиков, средств массовой информации, обычных граждан. Экстремизм, «развиваясь» в виртуальном интернет-пространстве «выстреливает» реальными поступками в нашей жизни...

Профилактика девиантного поведения молодежи через...

Ключевые слова: девиантное поведение,волонтерская деятельность, профилактика, молодежь, социальное обучение, волонтерские организации. Кризисная ситуация затронувшая весь мир, обладает сходными для разных стран чертами.

Экстремистское движение как тип девиантного поведения

На пороге XXI в. понятие «экстремизм» плотно вошло в обиход политиков, средств массовой информации, обычных граждан. Экстремизм, «развиваясь» в виртуальном интернет-пространстве «выстреливает» реальными поступками в нашей жизни...

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Одной из проблем социализации подростков является девиантное поведение, которое является показателем неуспешности в усвоении социальных норм и правил.

Похожие статьи

Профилактика девиантного поведения подростков...

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, социальная работа, поведение подростков. «Девиантное поведение — одно из видов отклоняющего поведения, связанное с нарушением соответствующих возрастных социальных норм и правил поведения...

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Проблема девиантного поведения остается актуальной на протяжении длительного времени, усугубляется, за счет вовлечения все большего числа людей в криминальные сообщества, группировки экстремисткой направленности и проч.

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

В статье анализируются особенности социальной работа с подростками социального риска в США, Германии и России. Ключевые слова: социальная работа, девиантное поведение, подростки.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Ключевые слова: девиантное поведение, психоактивные вещества, профилактика, подростки.

Девиации в среде современных детей и подростков имеют наиболее выраженную направленность в форме злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ)...

Статьи по ключевому слову "девиантное поведение" — Молодой...

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе.

Факторы региональной преступности несовершеннолетних и некоторые направления ее профилактики. Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г. — Романова И. И.

Экстремистское движение как тип девиантного поведения

На пороге XXI в. понятие «экстремизм» плотно вошло в обиход политиков, средств массовой информации, обычных граждан. Экстремизм, «развиваясь» в виртуальном интернет-пространстве «выстреливает» реальными поступками в нашей жизни...

Профилактика девиантного поведения молодежи через...

Ключевые слова: девиантное поведение,волонтерская деятельность, профилактика, молодежь, социальное обучение, волонтерские организации. Кризисная ситуация затронувшая весь мир, обладает сходными для разных стран чертами.

Экстремистское движение как тип девиантного поведения

На пороге XXI в. понятие «экстремизм» плотно вошло в обиход политиков, средств массовой информации, обычных граждан. Экстремизм, «развиваясь» в виртуальном интернет-пространстве «выстреливает» реальными поступками в нашей жизни...

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Одной из проблем социализации подростков является девиантное поведение, которое является показателем неуспешности в усвоении социальных норм и правил.

Задать вопрос