Кашмирский вопрос и позиция СССР в 1947–1971 годах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.

Дата публикации: 18.04.2018

Статья просмотрена: 1439 раз

Библиографическое описание:

Сергеева, Е. В. Кашмирский вопрос и позиция СССР в 1947–1971 годах / Е. В. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 252-255. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49533/ (дата обращения: 17.12.2024).



Интерес к кашмирской проблеме не иссякает до сих пор, и в первую очередь, в связи с тем, что проблема эта не решена по сей день. Сколько существуют Индия и Пакистан как суверенные государства, столько и кровоточит кашмирская рана. 27июля 1949года была установлена временно линия прекращения огня между Индией и Пакистаном, которая разделила Кашмир на две части: 63 % территории отошло к Индии, 37 % к Пакистану, временно до проведения плебисцита, но нет ничего постояннее временных решений, прошло уже более 60 лет, а плебисцит так и не проведен. Неразрешенность “кашмирского вопроса” определяет натянутость, а точнее сказать враждебность, во взаимоотношениях Индии и Пакистана, которая во многом влияет на внешнеполитический курс обеих стран и серьезно затрудняет процесс нормализации их отношений и стабилизации обстановки на южноазиатском субконтиненте.

Территория исторического княжества Кашмир в настоящее время контролируется тремя странами и четырьмя администрациями.

Большая часть Кашмира принадлежит Индии. Еще одна часть контролируется Пакистаном. Также там есть псевдонезависимое государство Свободный Кашмир, фактически оно тоже управляется из Пакистана, но заявляет о себе как о независимом государстве, но таковым его номинально признает только Пакистан.

Наконец, небольшая часть Кашмира находится под контролем Китая: там практически нет населения, но для Китая эта территория имеет чисто стратегическое логистическое значение (там, к примеру, можно установить станции слежения). Индия и Пакистан претендуют на всю территорию исторического княжества Кашмир во всей его целостности.

Сейчас Кашмир между двумя странами разделен так называемой линией фактического контроля. Ее почти незаметно на горной местности, где она проходит извилистым путем, но через нее периодически осуществляются перестрелки и столкновения. [5]

Расположенный на границе пяти государств — Индии, Пакистана, Китая, Афганистана и Таджикистана — княжество обладает уникальным географическим и геополитическим положением. Контроль над этим регионом и стабильность в нем имеют жизненно важное значение с точки зрения обеспечения безопасности границ и сохранения территориальной целостности не только Индии и Пакистана, но и других сопредельных с ними государств. Кашмирский конфликт имеет международное измерение, так как втягивает в себя не только страны региона, но и нерегиональные державы (США, Великобританию, Россию).

Позиции великих держав на протяжении всего периода развития конфликта оказывали глубокое воздействие на ситуацию. Спор вокруг Кашмира начал развиваться на фоне углубляющегося раскола между державами-победительницами во Второй мировой войне. Вовлеченности в противостояние «холодной войны» не избежали и страны Южной Азии, а, следовательно, и конфликт вокруг Кашмира в определенной степени испытывал влияние этого глобального противостояния.

Советский Союз как великая держава не мог оставаться в стороне от событий, происходивших в Южной Азии, в том числе в Кашмире. В 50-е гг. происходит окончательная расстановка сил в регионе: Пакистан примыкает к «западным» военно-политическим блокам СЕНТО и СЕАТО, а Индия к СССР. Тем более, что отношения между нашими государствами всегда носили характер равноправного партнёрства. Они уходят корнями в начало ХХ века. Русская революция 1905 года вдохновила индийских борцов за свободу. Махатма Ганди был поражён сходством России и Индии в социально-экономической жизни. Его тесную связь с Россией подтверждает хотя бы тот факт, что он долгое время состоял в переписке со Львом Толстым. Лидер большевиков Владимир Ленин с интересом и сочувствием следил за зарождающейся борьбой за свободу Индии. После революции 1917 года в России советские лидеры призывали Индию к свободе и независимости. Многие индийские борцы за свободу, вдохновлённые большевистской революцией, установили личные контакты с советскими лидерами. Основы политики Индийского национального конгресса в отношении Советского Союза заложил Пандит Неру. Посетив Советский Союз в 1927 году по случаю десятой годовщины большевистской революции, Джавахарлал Неру вернулся домой глубоко впечатлённым советским экспериментом. Он был убеждён, что бедная развивающаяся страна — такая, как Индия — должна идти не капиталистическим путём, а следовать модели, которая делает акцент на социальной справедливости, равенстве и человеческом достоинстве. Неру подчеркивал, что Индия должна выстраивать тесные и дружественные отношения с Советским Союзом. Следует отметить, что ещё до того, как Индия стала независимой, 13 апреля 1947 года было сделано официальное заявление об установлении дипломатических отношений между Индией и Советским Союзом. [4]

Стратегическое ориентирование Москвы на Дели определило и позицию по кашмирскому вопросу.

Кашмирский вопрос с конца 40-х годов неоднократно рассматривался на заседаниях Совета Безопасности. В принятых по инициативе Пакистана резолюциях СБ (от 13 августа 1948-го и 5 января 1949-го) зафиксированы положения о предоставлении кашмирскому народу права на самоопределение посредством проведения плебисцита. Индийская сторона при рассмотрении проблемы категорически выступала против этого, считая, что вопрос решен правителем бывшего княжества Джамму и Кашмир в пользу вхождения в состав Индии.

Основа для длительного партнерства между двумя странами была заложена в 1955году. 9-10 декабря 1955 года в рамках визита в Индию Джамму и Кашмир посетили председатель Совета министров СССР Н. А. Булганин и член Президиума Верховного Совета СССР Н. С. Хрущев. Это был первый визит советских руководителей высшего уровня в Кашмир. В поездке их сопровождала Индира Ганди. Советские руководители посетили Сринагар (административный центр штата), где провели переговоры с главой Кашмира Караном Сингхом, премьер-министром Кашмира Гулямом Мохаммедом Бахши. Выступая на приеме у премьер-министра Кашмира, Н. С. Хрущев заявил, что «Советский Союз всегда считал, что решение вопроса о государственном статусе Кашмира должно быть делом самого кашмирского народа, в соответствии с принципами демократизма и интересами укрепления дружественных отношений между народами этого района. Москва — через границу, и в случае проблем в Кашмире Нью-Дели стоит лишь крикнуть о помощи».

В январе 1957 года глава делегации СССР А. А. Соболев выступил с изложением позиции Советского Союза по кашмирскому вопросу. Он заявил, что «первоначально кашмирский вопрос был поставлен в СБ в качестве вопроса о защите населения Кашмира от враждебных действий некоторых племен с территории Пакистана. Позже, в результате действий некоторых держав, СБ сосредоточил свое внимание не на содействии разрешению вопроса путем непосредственного соглашения сторон, а на подготовке плебисцита при наличии наблюдения и вмешательства в это дело извне. В 1951 году кашмирский народ избрал учредительную ассамблею, которая в 1954-м подтвердила присоединение штата Джамму и Кашмир к Индии, а в 1956-м была принята конституция штата, закрепившая права его автономии в составе Индии. Таким образом, считает советская делегация, вопрос о Кашмире решен самим народом Кашмира, он рассматривает себя в качестве неотъемлемой части Республики Индии». [3]

В августе — сентябре 1965года конфликт между Индией и Пакистаном из-за Кашмира разгорелся с новой силой. Начавшись с попытки Пакистана поднять восстание в индийской части спорного штата Кашмир, конфликт вскоре принял характер пограничной войны между двумя государствами. Боевые действия не выявили победителя; война завершилась вничью после вмешательства ООН. Конфликт между Индией и Пакистаном был одним из немногих конфликтов того времени, не имевших отношения к «холодной войне». И СССР, и США сохраняли нейтральную позицию в ходе боевых действий. 8 сентября 1965 года Вашингтон и Лондон объявили о решении прекратить поставки оружия в регион с целью остановить конфликт. 22 сентября СБ ООН принял резолюцию, призывавшую враждующие стороны прекратить боевые действия. 23 сентября война окончилась.

Однако эффект оказался прямо противоположным ожидаемому. Вместо прекращения огня обе стороны проявили возросшую решимость продолжить борьбу. Дипломатия Запада оказалась не только не в силах добиться прекращения конфликта, но и привела к усилению «партий войны» в обеих странах и вызвала волну недоверия к своей политике. Страной, предпринявшей безнадёжную, казалось бы, попытку развязать этот узел, стал Советский Союз, заявив о своей готовности выступить посредником в поиске путей урегулирования конфликта. Отказ Индии и Пакистана от первого предложения Москвы подчёркивал сложность задачи, которую брала на себя советская сторона, однако через две недели она подтвердила свою готовность и предложила провести конференцию в Ташкенте. Инициатором конференции выступил председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин. Косыгина сопровождали министр иностранных дел А. Громыко и министр обороны Р. Малиновский. Такой состав нашей делегации определялся тем, что на встречу в Ташкент приехали соответствующие министры Индии и Пакистана. Кстати, министром иностранных дел Пакистана тогда был Зульфикар Али Бхутто, впоследствии ставший президентом этого государства. Главная трудность переговоров состояла в том, что лидеры Индии и Пакистана друг с другом не желали разговаривать. Лал Бахадур Шастри, премьер-министр Индии, напрочь отказывался встречаться с Айюб Ханом. При таких обстоятельствах о совещании не могло быть и речи. Вот и приходилось Косыгину в течение почти двух недель совершать челночные поездки между резиденциями Шастри и Айюб Хана, стараясь склонить их к примирению или хотя бы к тому, чтобы они сели за общий стол переговоров. Он буквально метался между двумя руководителями, всячески уговаривал, убеждал и в конце концов убедил. 10января между Индией и Пакистаном была подписана Ташкентская декларация. Декларация предусматривала меры по ликвидации последствий конфликта, в том числе отвод вооружённых сил обеих стран на позиции, которые они занимали до начала боевых действий, возобновление нормальной деятельности дипломатических представительств, обсуждение мер по восстановлению между Индией и Пакистаном экономических и торговых связей. 12-16июля 1966 года в Москве с официальным визитом находилась премьер-министр Индии Индира Ганди, которая заявила о решимости ее правительства полностью осуществить Ташкентскую декларацию. [1]

Правительства Индии и Пакистана выполнили большинство положений Ташкентской декларации, касающихся нормализации обстановки на субконтиненте: до марта 1966 г. были восстановлены в полном объеме дипломатические отношения, осуществлен взаимный отвод войск, проведен обмен военнопленными и интернированными гражданами и др. Однако ряд положений декларации (о восстановлении экономических, торговых, культурных связей) выполнен не был.

Несмотря на определенное затишье напряженность сохранялась. Поводом для нового обострения пакистано-индийских отношений летом 1970 г. стало заявление премьер-министра Индии Индиры Ганди в Сринагаре о том, что «вопрос о Кашмире решен раз и навсегда... Индийская сторона исходит из того, что Индия вообще-то может проявить уступчивость, но только не в вопросе о Кашмире». В ответ на это 23 августа 1971 г. пакистанское правительство направило Индии ноту протеста. В ней отмечалось, что отказ Индии разрешить кашмирский спор на основе резолюций ООН 1948 и 1949 гг. — единственная причина напряженности на Индостане. Война 1971 г., приведшая в результате поражения пакистанской армии к образованию на месте Восточного Пакистана независимого государства Бангладеш затронула территорию Джамму и Кашмира, а заключенное после окончания войны Симлское соглашение содержало положения, непосредственно влияющие на решение кашмирской проблемы, так с одной стороны оно закрепило «статус-кво», а с другой оставило стороны на прежних позициях. Пакистан продолжал настаивать на проведении плебисцита, а Индия заявляла, что Кашмир — это неотъемлемая часть Индийского Союза. Другой уступкой, на которую пошел Исламабад при его подписании, было согласие решать спорные вопросы на двусторонней основе, что, по мнению индийской стороны, перечеркивало принятые в свое время резолюции ООН о проведении референдума в Джамму и Кашмире.

Позиция СССР во время вооруженного конфликта 1971 г. в Южной Азии определялась целями укрепления мира и безопасности. Советское правительство, руководствуясь заботой о сохранении мира, неоднократно высказывало президенту и правительству Пакистана свою озабоченность положением, сложившимся на Индостанском полуострове в связи с событиями в Восточном Пакистане. Уже 2 апреля 1971 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный обратился к президенту Пакистана с настоятельным призывом «принять самые неотложные меры для того, чтобы прекратить кровопролитие, репрессии против населения в Восточном Пакистане и перейти к методам мирного политического урегулирования». Советский представитель на заседаниях Совета Безопасности три раза (5, 6 и 13 декабря) накладывал вето на резолюции о событиях на Индостане, предложенные американским делегатом. СССР, всю ответственность за возникший очаг напряженности возложил на правительство Пакистана. В Заявлении ТАСС от 6 декабря указывалось на тяжелую ответственность, которую взяли на себя руководители Пакистана, следуя опасному курсу развязывания военных действий против соседней Индии. При этом подчеркивалось: «Советский Союз не может оставаться безразличным к происходящим событиям, учитывая и то обстоятельство, что они имеют место в непосредственной близости от границ СССР и, следовательно, затрагивают интересы его безопасности». В переговорах 1971–1972 гг. Советский Союз непосредственно участия не принимал, но именно в момент резкого обострения индо-пакистанских отношений, был подписан советско-индийский договор, 9 августа 1971 г., укрепивший международные позиции Индии, а также подтвердивший военно-политическую, моральную, дипломатическую и экономическую поддержку Москвой ее позиций в Азии. Этот договор не только поднял на новую ступень советско- индийские отношения, но и призван был стать стабилизирующим фактором в Южной Азии. В связи с его ратификацией Президиумом Верховного Совета СССР 13 августа 1971 г. А. А. Громыко заявил: «Никто уже не может строить свою политику — будь то в отношении Советского Союза или в отношении Индии — без учета этого договора». [2]

Симлское соглашение содержало положения, непосредственно влияющие на решение кашмирской проблемы, так с одной стороны оно закрепило «статус-кво», а с другой оставило стороны на прежних позициях. Пакистан продолжал настаивать на проведении плебисцита, а Индия заявляла, что Кашмир — это неотъемлемая часть Индийского Союза. Другой уступкой, на которую пошел Исламабад при его подписании, было согласие решать спорные вопросы на двусторонней основе, что, по мнению индийской стороны, перечеркивало принятые в свое время резолюции ООН о проведении референдума в Джамму и Кашмире. Симлское соглашение можно назвать конструктивным компромиссом. Начался процесс оздоровления политической обстановки в Южной Азии в целом и решения спорных проблем путем переговоров. Этому оздоровлению способствовал общий процесс разрядки международной напряженности и сопутствовавший ему успех сил национального освобождения в мире.

Литература:

1. Закулисье "Ташкентской декларации 1966 года". [Электронный ресурс]//URL http://www.bellamar.livejournal.com›357962.html/

2. Индо-пакистанская война 1971 и ее международные последствия. [Электронный ресурс]//URL http://www. texts.news›politika-mejdunarodnyie…indo…voyna…

  1. К истории Кашмирского вопроса // Зарубежное военное обозрение № 6.2002. [Электронный ресурс]// URL http://www. soldiering.ru›war/indo_pakistan/kashmir.php
  2. Российско-индийские отношения: прошлое, настоящее... [Электронный ресурс]//URL http://www.ru.valdaiclub.com›…highlights/rossiysko-indiyskie…
  3. Россия помирит Исламабад и Нью-Дели. [Электронный ресурс]//URL http:// //www.pravda.ru/world/asia/southasia/11-10-2016/1315494-volhonskiy-0/
Основные термины (генерируются автоматически): пакистан, Кашмир, Советский Союз, Индий, Индия, Южная Азия, индийская сторона, отношение, проведение плебисцита, Восточный Пакистан.


Задать вопрос