Середина ХХ века для Британской империи ознаменовалась началом падения колониальной системы, которое в 1940-е годы обозначило в Британской Индии новые принципы территориально-пограничного деления и сделало неизбежным этнополитический и конфессиональный конфликт в Кашмире. Его изучение помогает понять последствия колониального раздела после Второй мировой войны в глобальном мире.
Раздел Индии стал трагедией для нескольких поколений индийцев и кашмирцев, представляющих разные религиозные общины. В основе кашмирской проблемы лежат различные представления Индии и Пакистана о путях решения судьбы Кашмира, которые стали причиной четырех войн (1947 -1948 гг., 1965 г., 1971 г. и 1999 г.).
Для того чтобы определить причины длительной конфронтации необходимо изучить истоки проблемы и проследить динамику конфликта.
Британская империя успешно приводила в жизнь политику «разделяй и властвуй». Эта политика затронула и территорию Джамму и Кашмира, условно делившуюся на три части по расселению народов: северная и центральная — мусульманские, южная (Джамму)- индусская, восточная (Ладакх)- буддистская.
Англичане, после окончания англо-сикхской войны в 1846 году передали управление княжеством в руки Джамму-махарадже Гулаб Сингху — представителю народа догра и приверженцу индуизма. Тем самым колониальные власти отдавали приоритет индуизму, поддерживая местных правителей, в то время как преобладающее число населения являлось мусульманами. Гулаб Сингх вступил на престол и подписал Амритсарский договор (16.03.1846 г.), по которому выплатил 75 лакхов за Кашмир, с того времени вся деятельность махараджи была направлена на служение Британской Индии, а княжество стало одним из придатков империи [1].
Особенностью правителей догра было коммунальное мировоззрение, которое проявлялось в дискриминации мусульман на основе религии и параллельном вмешательстве во внутренние религиозные дела.
На рубеже 50–60-х гг. 19 в. большое количество мусульманских святынь и мечетей было конфисковано и объявлено государственной собственностью. Для того чтобы остановить распространение ислама, был принят закон, по которому, индус, перешедший в ислам, лишался права наследования, а если наоборот, то обретал это право [2, с.5]. Кроме того, те, кто обратился в ислам, были подвергнуты различным «трудностям и неудобствам со стороны местных властей» [3, с.156].
Права мусульман ущемлялись не только в политической, экономической сферах, но и в духовной, включая образование. В 1891–1892 гг. из 52, 576 тыс. индусов 1327 человек получили государственное образование, а из 757,433 мусульман такое же образование получили 233 человека [4, с.158]. Следует отметить, что та часть мусульман, получившая образование, не могла реализоваться по специальности из-за религиозной дискриминации. В районах, где не проживали индусы, открытие школ не подразумевалось.
Представители ислама не могли свободно исполнять религиозные обряды, обучать своих детей родному языку в школах, развивать национальную литературу. Также мусульманам был закрыт доступ в армию. Это приводило к разорению и нищете большей части населения и лишало крестьянство источника доходов, чем являлась военная служба. Мусульмане, терпевшие не одно десятилетие притеснений, во время визита вице короля Рединга в Кашмире (1924 г.) представили меморандум, в котором были изложены страдания населения. Мусульмане просили образовательных льгот, предоставления права заниматься государственной службой, предоставление имущественных прав [5, с.87]. Ответной реакцией правительства стало изгнание людей, подписавших документ.
В первой половине ХХ в., Мусульманская Лига (МЛ) активизировала работу партии. Одним из главных итогов совместного труда стало принятие Лахорской декларации 1940 г., заложившей основу создания мусульманского государства Пакистан. Декларация гласила: «районы, в которых мусульмане находятся в численном большинстве… будут автономными и суверенными» [6]. МЛ хотела сохранить и защитить самобытность, в соответствии со своими идеалами, которые могли быть подавлены индусским большинством. В таких условиях зародилась теория двух наций Мухаммеда Али Джинны- лидера Мусульманской Лиги.
В 1944 г. Джинна пытался усилить влияние в Кашмире и для этого, опираясь на некоторых своих сторонников, недовольных левой политикой руководства Национальной конференции, создал новую организацию — Мусульманскую конференцию [7, с. 171]. Однако ее влияние в Кашмире было чрезвычайно слабым.
Какова была реакция в самом Кашмире на планы по образованию мусульманского государства? В 1946 г. шейх Абулла — председатель Мусульманской конференции, выступил с заявлением, что образование Пакистана не поможет мусульманской общественности в политической и экономической независимости, поэтому народу Индии необходимо координирование и объединение движения с проявлением индо-мусульманского единства: «Большинство людей являются мусульманами, и нет необходимости бояться индусского господства».
Реакцией на такое заявление стала отправка делегации рабочим комитетом ИНК в Кашмир для расследования политических условий в этом княжестве. Народ Кашмира в полной мере осознавал факт, что конгресс не имеет к ним симпатии, главным интересом которого было превращение Кашмира в антипакистанскую базу [8].
Осознавая факт скорого начала деления территорий между двумя главными партиями Индии, глава ведомства Мусульманской конференции Чаудри Хамидулла Хан выступил в мае 1947 года со следующим заявлением для прессы: «Кашмир должен держать себя в стороне от бойни и кровопролития, он должен вести сильную и смелую политику. Его величество махараджа должен объявить Кашмир независимым» [9]. Заявление свидетельствовало о появлении третьего мнения о судьбе княжества — о независимости.
В июне 1947 г. вице-король Маунбеттен представил окончательный план раздела Индии. Индия делилась по религиозному признаку: на Индийский союз и Пакистан. Мусульман из Индии стремились объединить в рамках Пакистана и отделить их от не мусульман [10, с.33]. Образованные государства получали права доминионов. Княжествам предоставлялось право решать, в какое из новообразующих государств они войдут [11, с. 64]. План был относительно прост только на бумаге: результатом необдуманного решения правительства стала судьба Кашмира. Когда встал вопрос о судьбе княжества, ни махараджа Кашмира- Хари Сингх, ни Национальная конференция не высказались за присоединение к Пакистану. Махараджа заявил о том, что он хочет объявить Кашмир независимым государством [12, с. 4], а Национальная конференция требовала включения Кашмира в Индийский союз. По мнению Джавахарлала Неру, «маленькое национальное государство обречено на гибель. Оно может выжить в качестве культурно-автономной территории, но не как политически независимое государство» [13; 589].
В июле 1947 г. английский генерал-губернатор Индии лорд Маунбеттен посетил Сринагар и заверил махараджу, что Индия якобы не будет возражать, если Кашмир войдет в состав Пакистана. Хари Сингх, однако, не решался присоединиться ни к Пакистану — из-за промусульманской политики, ни к Индии — из-за опасения усиления демократического движения.
Попытка английских властей включить Кашмир в состав Пакистана путем давления на махараджу не удалась. Английские власти при содействии пакистанского правительства попытались разрешить вопрос путем организации вторжения в Кашмир пакистанскими войсками под видом независимых афганских племен.
14 августа 1947 г. английская колония — Британская Индия получила независимость, и была разделена на два доминиона: Пакистан и Индийский Союз. Вопрос о принадлежности бывших княжеств был непосредственно поставлен на повестку дня и требовал скорейшего решения.
Для индийской элиты вариант исхода событий в пользу Пакистана не радовал, учитывая то, что махараджа был индусом, помимо этого председатель ИНК Дж.Неру был родом из Кашмира. Индусы психологически не были готовы к такому повороту событий. Следует не забывать и буддистов Ладакха, которые не хотели бы жить в государстве полном мусульман. В то же время нужно отметить, что Шейх Абдулла был другом Дж.Неру, который мог повлиять на итог процесса определения. Шейх Абдулла в свою очередь не исключал варианта превращения Джамму и Кашмира в независимое и нейтральное государство.
Немаловажным фактором в определении судьбы Кашмира являлось население княжества с доминирующей численностью мусульман, территория расселения которых граничила с Пакистаном. Учитывая все факторы, рабочий комитет конференции посчитал присоединение Кашмира к Пакистану наиболее приемлемым вариантом. Комитет обратился к жителям Кашмира, вне зависимости от касты и вероисповедания, объявить единогласную просьбу махарадже о присоединении к Пакистану. В случае возникновения каких-либо сомнений по поводу общественного мнения, махараджа должен был объявить о референдуме, на котором все взрослые должны иметь право голоса по вопросу о выборе доминиона. Рабочий комитет выразил надежду о том, что весь народ поддержит этот демократический метод.
Хари Сингх осознавал географическую особенность территории, ее границы с двумя доминионами, с которыми княжество имеет экономические и культурные связи, поэтому махараджа попросил помощи у правительства Маунбеттана: «Мне необходимо время, чтобы решить к какому доминиону присоединиться, или же стать независимым и сохранить дружественные отношения с ними» [14].
К середине августа 1947 г., т. е. к моменту официального провозглашения независимости Индии и Пакистана, махараджа Джамму и Кашмира так и не принял окончательного решения о будущем княжества. Стремление Пакистана предотвратить вхождение Джамму и Кашмира в состав Индии было подкреплено довольно существенно — в ночь с 21 на 22 октября 1947 г. на территорию княжества вторглись вооруженные отряды пуштунских племен из Северо-Западной пограничной провинции Пакистана, подкрепленные пакистанскими «добровольцами», под видом которых выступали подразделения пакистанской армии.
Неоднократные просьбы махараджи о прекращении действий игнорировались пакистанской стороной. У махараджи не было выбора, кроме того, как обратиться за помощью к индийской стороне — Хари Сингх присоединил княжество к Индии.
По существу литера «К» —Кашмир выпала из Пакистана, которой впору было называться «Паистаном» — страна «пайс». «Пай» — мелкая медная монета, грош. Совокупность событий привела к первой индо-пакистанской войне.
Таким образом, некогда единый народ Британской Индии, боровшийся за предоставление независимости, стал враждующим. Камнем преткновения в отношениях между Индией и Пакистаном стала территория Кашмира. Княжество Джамму и Кашмир длительное время управлялось умелой политикой «разделяй и властвуй», сумевшей посеять между индусами и мусульманами раздор, продолжающийся и в современном мире.
Литература:
- Treaty of Amritsar; March 16, 1846. — URL:http://www.jammu-kashmir.com/documents/instrument_of_accession.html.- Date of access 11.11.2015
2. Showkat Ahmad Wani /Nature of the Dogra State and the condition of the Muslims of Kashmir (1846–1930)// Journal of Scientific and Research Publications.- 2015.-№ 5.- 54 р.
3. Syed Taffazull Hussain. Sheikh Abdullah-A Biography: The Crucial Period 1905–1939 /Syed Taffazull Hussain.- 371 р.
- Тамже.
- Lamb, A. Kashmir a Disputed Legacy/A.Lamb.-
- Hertfordshire: Roxford Books, 1991. — 368 р.
- Pakistan Resolution of the Lahore Session of the All India Muslim League February 22-March 4, 1940.-URL: http://ikashmir.net/historicaldocuments/51–75.html.- Date of access 15.10.2015
- Дьяков А. М. Индия во время и после второй мировой войны (1939–1949)/ А. М. Дьяков.-М.: Академия наук, 1952.- 261 с.
- Statement of Mirwaiz Moulvi Yousuf Shah on Congress Working Committee Resolution; 25th November, 1946.-URL:http://ikashmir.net/historicaldocuments/.- Date of access 11.11.2015
- Press Statement: Chowdhry Hamidullah Khan President Jammu and Kashmir Muslim Conference; 10th May, 1947.- URL:http://ikashmir.net/historicaldocuments/.- Dateofaccess23.09.2015
- Белокреницкий В. Я. Пакистан-Индия: конфронтационная стабильность // Международные процессы.- 2006.- № 2.-200 с.
- Хрестоматия по новейшей истории стран Азии и Африки. Томск, 2008. С.169
- Известия, № 156, 1947.
- Неру Джавахарлал. Открытие Индии. перевод с английского.- М.: Издательство иностранной литературы, 1955. — 652 с.
- Maharaja's Accession Offer to India.- URL:http://ikashmir.net/historicaldocuments/101–125.html.- Date of access 07.05.2015