Азиатский вектор внешней политики Республики Казахстан (Япония, Индия, КНР) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 21.05.2016

Статья просмотрена: 2193 раза

Библиографическое описание:

Видрицкая, Н. И. Азиатский вектор внешней политики Республики Казахстан (Япония, Индия, КНР) / Н. И. Видрицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 630-633. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30438/ (дата обращения: 22.12.2024).



Наличие значительных запасов природных ресурсов и большой территории позволяет Казахстану быть важным партнером в экономике и политике, и уже более двадцати лет республика занимает значимое место на международной арене. Отличительными особенностями казахстанской внешней политики стали твердость в отстаивании национально-государственных интересов в сочетании с гибкостью и маневренностью в достижении поставленной цели, а также многовекторность и сбалансированность [7]. Многовекторность предполагает отсутствие жесткой зависимости внешнеполитического курса от поведения того или иного партнера, от непредсказуемости развития ситуации в том или ином регионе. В практическом плане многовекторность означает взаимовыгодное сотрудничество со странами-соседями, государствами СНГ, а также ведущими странами Запада, Азии, Ближнего Востока.

В соответствии с Концепцией внешней политики Республики Казахстан на 2014–2020 годы [2], к ведущим направлениям внешней политики РК относятся сотрудничество с США, со странами Европейского Союза и странами Азии (прежде всего, с ведущими странами региона — КНР, Индией, Японией). Сотрудничество со странами Запада (США, страны ЕС) способствует проведению успешных демократических преобразований. Изучение опыта и разностороннее сотрудничество со странами Азии позволят Казахстану осуществлять взвешенную и эффективную экономическую политику. Важность многостороннего и двухстороннего сотрудничества возрастает также в контексте тесной взаимозависимости между субъектами международных отношений. В последнее время это наглядно проявляется в нестабильности валютно-финансовой системы отдельных стран. Кроме того, ни одно государство, независимо от экономического и военного потенциала, не может вне тесного международного сотрудничества противостоять глобальным проблемам современности — экологической, демографической (миграционной), проблеме международной преступности, терроризма и экстремизма. Глобальный кризис мирового порядка, санкционные, валютные и торговые войны, изменение климата, геополитическая нестабильность в Центральной Азии усиливают нарастание общей неопределенности. В этих условиях возрастает значимость изучения военно-политических (вопросы безопасности, в том числе экологической) и социально-экономических аспектов сотрудничества Республики Казахстан в трех указанных направлениях, которые прошли три последовательных этапа развития: 1991–1999 годы — от признания суверенитета Республики Казахстан до начала реализации первых соглашений; 2000–2008годы — годы роста казахстанской экономики до начала первого мирового валютно-финансового кризиса в XXI веке; 2009 г. — настоящее время — сотрудничество в сложных условиях нестабильности мировой валютно-финансовой системы, резких колебаний цен на нефть.

Азиатский регион располагает мощным финансовым, технологическим и производственным потенциалом, необходимым опытом и навыками в области организации, маркетинга и сферы услуг, разветвленной сетью коммуникаций, а также значительными земельными, природными и трудовыми ресурсами. Сотрудничество с азиатскими государствами соответствует национальным интересам Казахстана, объективно усиливает его международные позиции, способствует успешному проведению экономических преобразований внутри страны. Согласно Концепции внешней политики Республики Казахстан «Республика Казахстан намерена укреплять азиатский вектор внешней политики. Усилия будут направлены на активизацию торгово-экономического и инвестиционно-технологического сотрудничества со странами Восточной, Южной, Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона и их региональными объединениями» [2].

Дипломатические отношения с Японией были установлены 26 января 1992 года. В 1994 году было подписано Совместное Заявление, в котором обе стороны подтвердили приверженность политике взаимовыгодного сотрудничества, безопасности и мира. В 1997 году во внешнеполитических концепциях «Евразийская дипломатия» и «Дипломатия Шелкового пути» политика по отношению к Центрально-Азиатскому региону была разделена на три направления: политический диалог для углубления доверия и взаимопонимания; экономическое сотрудничество и сотрудничество в области освоения природных ресурсов для обеспечения процветания в регионе; достижение мира в регионе посредством нераспространения ядерного оружия, демократизации и стабилизации [8]. В 2009 году для повышения эффективности торгово-экономического сотрудничества была создана Совместная комиссия правительственного и частного секторов Казахстана и Японии по экономическому сотрудничеству. В 2014 году подписано Соглашение о поощрении и защите инвестиций.Значительные успехи достигнуты в развитии культурно-гуманитарного сотрудничества: в Японии проводятся мероприятия, посвященные социально-экономическому развитию Казахстана, его природному богатству, вкладу республики в укрепление глобальной безопасности, межэтнического согласия. В рамках сотрудничества в сфере безопасности в июле 2014 года по вопросам борьбы с наркотиками и контролю границ участники диалога «Центральная Азия + Япония» пришли к соглашению о сотрудничестве в решении проблем, связанных с международным терроризмом. К приоритетным аспектам деятельности относятся: открытие совместных предприятий, производящих системы связи, оптико-электронные приборы, авиационную технику; развитие миротворческой составляющей и военного образования, организация военных учений; передача опыта и технологий охраны окружающей среды [5].

Существует ряд факторов, ограничивающих сотрудничество Японии и Казахстана: недостаточно емкий рынок сбыта в силу малочисленности населения Казахстана; невысокая эффективность транспортировки в силу географической удаленности, отсутствия прямого выхода к морю; зависимость от транзитных путей [3]. Тем не менее, отношения Японии и Казахстана можно охарактеризовать как позитивно развивающиеся. На современном этапе между Японией и странами Центральной Азии не существует каких-либо крупных противоречий или принципиальных проблем в политической сфере. Приоритетные интересы Японии в Центральной Азии в основном сводятся к укреплению дружественных связей с азиатскими странами, в том числе с Республикой Казахстан [10].

Дипломатические отношения с Индиейбыли установлены 23 февраля 1992 года. В феврале 1992 года была также подписана Декларация о принципах взаимоотношений между Казахстаном и Индией, в которой выражено стремление строить двусторонние отношения на основе международного права, уважения суверенитета и независимости, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг друга. В 2009 году принята Совместная декларация о стратегическом партнерстве между Казахстаном и Индией. В 2011 году подписаны Договор об оказании правовой помощи по гражданским делам, План действий по развитию стратегического партнерства («Дорожная карта»). В 2009 году подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между АО «НАК «Казатомпром» и индийской Национальной корпорацией атомной энергетики, Меморандум о взаимопонимании между Казахстанским информационным парком «Алатау» и Индийским инкубационным парком IT-технологий «Пахарпур», Договор о взаимном сотрудничестве между Агентством РК по информатизации и связи, Казахстанским национальным инфокоммуникационным холдингом «Зерде» и Национальной индийской ассоциацией IT-компаний (NASSCOM), Меморандум о сотрудничестве между Национальным космическим агентством РК и Индийской организацией космических исследований [4]. В сфере безопасности сотрудничество Индиии Казахстана осуществляется в рамках Шанхайской организации сотрудничества и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Ключевое внимание уделяется таким проблемам, как континентальная безопасность, международный терроризм, организованная преступность. Несмотря на взаимовыгодное сотрудничество, имеется ряд факторов, препятствующих дальнейшему развитию казахстанско-индийских отношений: географическая удаленность Индии; отсутствие эффективной и рентабельной транспортной связи; нестабильность в Афганистане; отсутствие информации о взаимных потребностях и возможностях, а также доверия между отдельными представителями казахстанского и индийского бизнеса. Тем не менее, к перспективным направлениям казахстанско-индийского сотрудничества можно отнести: фармацевтическую промышленность, нефтегазовую отрасль, атомную энергетику, информационные технологии, телекоммуникации, совместное изучение космоса и развитие космических технологий, финансовую и инвестиционную сферы, культурно-гуманитарное и технико-экономическое сотрудничество [9].

Дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой были установлены 3 января 1992 года. В 2011 году подписаны Совместная декларация РК и КНР о развитии всестороннего стратегического партнерства, Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Военное сотрудничество между Казахстаном и Китаем строится на принципе укрепления доверия и тесно взаимосвязано с вопросами обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии и безопасности на общей казахстанско-китайской границе. Основными направлениями сотрудничества РК и КНР (в том числе в рамках ШОС) является совместная борьба с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, национальным сепаратизмом, нелегальным оборотом наркотиков и оружия и нелегальной миграцией. Одним из инструментов реализации указанного сотрудничества является проведение совместных военных учений.

Несмотря на динамичное развитие сотрудничества между РК и КНР, существует ряд нерешенных проблем: усилениероли китайских компаний в нефтяном секторе республики; несоответствующие законодательству условия труда для казахстанских граждан в китайских и совместных ТНК; ценообразование, невыгодное для казахстанской стороны; наполняемость казахстанско-китайского нефтепровода; экологические проблемы [1]. К перспективным направлениям сотрудничества Республики Казахстан и КНР можно отнести: сотрудничество в сфере энергетики и сырьевых ресурсов; увеличение объемов и расширение номенклатуры товаров в сфере торговли; развитие инфраструктуры в сфере транспорта и торговых коммуникаций; инвестирование строительства и торговли в РК со стороны КНР; сотрудничество в химической промышленности; в области поиска и разведки месторождений твердых полезных ископаемых, в сфере нефтяной геологии, гидрогеологии, исследований технологий поисков и техники разведки подземных ресурсов, а также в области обмена геологической и технической информацией. В настоящее время, в условиях падения мировых цен на нефть и замедления темпов роста глобальной экономики сотрудничество с Китаем приобретает особое значение для Казахстана. В начале сентября 2015 года по итогам государственного визита Н. А. Назарбаева в Китай состоялись встречи с руководителями китайских корпораций «CNPC», «CITICGroup», «XINhua», были подписаны двусторонние документы по сотрудничеству, соглашения о создании совместных индустриальных объектов.

Согласно данным Комитета по статистикеРеспублики Казахстан удельный вес в товарообороте РК с 1995 по 2014 год Китая вырос с 3,7 % в 1995 году до 14,2 % в 2014 году. Доля Японии и Индии в товарообороте РК невысока и колеблется от 0,6 % в 1995 году до 1,4 % в 2014 году и от 0,5 % в 1998 году до 1,1 % в 2014 году, не имея четкой положительной динамики. При этом удельный вес экспорта в Китай снизился с 17,5 % в 2011 году до 11,3 % в начале 2015 года. Тогда как доля импорта из Китая выросла с 13,4 % в 2011 году до 17 % в начале 2015 года. Доля Японии и Индии в экспорте Казахстана колеблется от 0,5 до 1 %, в импорте составляет порядка 1,7–2,2 %, 0,6–0,8 %. Низкие показатели объясняются отсутствием рентабельных транспортных путей и, как следствием, другими источниками поставки энергоресурсов в указанные страны. За исключением кризисных 2009 и 2014 годов темпы прироста товарооборота между указанными странами положительные, кроме Индии, где четкая динамика отсутствует. При этом в 2015 году сокращение товарооборота Казахстана составило 37 %: импорт сократился на 17 %, экспорт — на 46 %. К причинам сокращения товарооборота РК относятся: замедление роста экономики во многих странах мира, спад потребления, сужение рынков сбыта, снижение цен на сырьевые товары, замедление китайской экономики, корректировка курса национальных валют стран торговых партнеров Казахстана, что в конечном итоге вызвало необходимость перехода к плавающему валютному курсу в РК.

Следует также отметить, что в 2014 году 84,4 % экспорта Казахстана вне стран СНГ приходилось на топливно-энергетические товары, 7 % — на металлы и изделия из них. 54,3 % импорта составляли машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты, 15,3 % — продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности, 9 % — на металлы и изделия из них, 7,2 % — продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары. Доля Китая и Японии в валовых прямых капиталовложениях в экономику РК с 2006 года по 1 квартал 2015 года составляет 3 % и 1 % соответственно. Капиталовложения Индии от валового притока иностранных прямых инвестиций в Республику Казахстан за указанный срок невелики, составляют всего 0,05 %.

Таким образом, рассматривая двустороннее сотрудничество Республики Казахстан с Японией, Индией и Китаем, необходимо отметить, что отношения строятся на поиске общих устремлений и реализации конкретных интересов в области внешнеполитического взаимодействия. Это положительно сказывается на обеспечении стабильности и межрегиональной безопасности, а также развитии региональной торговли и увеличении масштабов инвестиций.

Литература:

  1. Калжеков Т. Казахстан и Китай: обзор состояния и перспектив экономического сотрудничества в нефтяном секторе. Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры. 2013 г. URL:http://www.sarap.kz/index.php/ru/rubikon/266-tattimbet-kalzhekov-kazakhstan-i-kitaj-obzor-sostoyaniya-i-perspektiv-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-v-neftyanom-sektore.html (дата обращения 17.05.2016).
  2. Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2014–2020 годы. URL:http://www.mfa.gov.kz/index.php/ru/vneshnyaya-politika/kontseptsiya-vneshnoj-politiki-rk-na-2014–2020-gg (дата обращения 17.05.2016).
  3. Милеев Д. А. Взаимоотношения Японии и ШОС. Центр исследований общих проблем современного Востока ИВ РАН. URL:http://www.vostokoved.ru/ %D0 %A1 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D0 %B8/japshos.html (дата обращения 17.05.2016).
  4. Нестеренко С. Казахстан — Индия: партнерства стратегический этап // Казахстанская правда — 26 января 2009 г. URL:http://kazpravda.kz/archives/view/119314/ (дата обращения 17.05.2016).
  5. Официальный сайт посольства Японии в Казахстане. URL:http://www.mofa.go.jp (дата обращения 17.05.2016).
  6. Сотрудничество Республики Казахстан с Республикой Индия URL: http://www.mfa.gov.kz/index.php/ru/vneshnyaya-politika/sotrudnichestvo-kazakhstana/sotrudnichestvo-so-stranami-azii-i-afriki/84-vneshnyaya-politika/sotrudnichestvo-kazakhstana/sotrudnichestvo-so-stranami-azii-i-afriki/359-sotrudnichestvo-respubliki-kazakhstan-s-respublikoj-indiya (дата обращения 17.05.2016).
  7. Токаев К. Дипломатия Республики Казахстан. — Астана: Елорда, 2001. — 552 с.
  8. Уяма Томохико. Политика Японии в отношении Казахстана: есть ли «стратегия»?// Стратегические перспективы: ведущие державы, Казахстан и центральноазиатский узел / под редакцией Р. Легволда. Американская академия гуманитарных и точных наук, 2003–297 с.
  9. Shri Ashok Sajjanhar. India — Kazakhstan relations: Challenges and opportunities. November 20, 2013 URL:http://indembastana.in/docs/Ashok %20Sajjanhar.pdf (дата обращения 17.05.2016).
  10. Watanabe Koji. Japan and the New Central Asia, in Sherman W. Garnett et al. The New Central Asia: In Search of Stability. New York, Paris and Tokyo: The Trilateral Commission, 2000, pp. 39, 4549
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, Китай, Япония, Центральная Азия, Индия, КНР, сотрудничество, взаимовыгодное сотрудничество, международный терроризм, отношение.


Похожие статьи

Участие Республики Казахстан в интеграционных процессах на постсоветском пространстве

Основные тенденции инновационной экономики Республики Узбекистан

Развитие инвестиционной деятельности Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики

Особенности и возможности стратегического развития регионов в Республике Казахстан

Развитие и роль банковского маркетинга в деятельности коммерческих банков Республики Казахстан

Экономическое сотрудничество России и Китая

Основные аспекты и распределение ролей при формировании внешней политики Китая на современном этапе

Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана

Инвестиционное сотрудничество России и Китая в период внешнеэкономических ограничений

Торговля и внешнеэкономическое взаимодействие Италии и Новосибирской области

Похожие статьи

Участие Республики Казахстан в интеграционных процессах на постсоветском пространстве

Основные тенденции инновационной экономики Республики Узбекистан

Развитие инвестиционной деятельности Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики

Особенности и возможности стратегического развития регионов в Республике Казахстан

Развитие и роль банковского маркетинга в деятельности коммерческих банков Республики Казахстан

Экономическое сотрудничество России и Китая

Основные аспекты и распределение ролей при формировании внешней политики Китая на современном этапе

Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана

Инвестиционное сотрудничество России и Китая в период внешнеэкономических ограничений

Торговля и внешнеэкономическое взаимодействие Италии и Новосибирской области

Задать вопрос