В 1991 году распался СССР. Произошел крах одной из мировых держав, обрушилась целая система, была сломлена целая идеологическая концепция. Люди потеряли смысл своего существования. За этим ужаснейшим событием последовало целое десятилетие восстановления страны, экономики, законодательства и т. д. Люди, граждане нашей страны, не знали куда идти. Кто-то уезжал из страны, кто-то уходил в криминал. На фоне открывшихся идеологических просторов, его стали заполнять различные общественные организации, движения и партии, одними из которых были и националистические. Нельзя сказать, что национализм стал чем-то новым, но в этот период он получил новый виток своего развития.
Что же такое национализм? Краткого и общепринятого понятия национализма нет, и, наверно, не может быть. Однако, несмотря на это, мы попытаемся выделить характерные черты национализма с целью дать единое определение этого социально-политического феномена, которое будет более удобно для дальнейшего изучения на примере России.
В процессе изучения этого вопроса нами было выделено два основных суждения: первое гласит о том, что национализм является идеологией, в которой нация является средством легитимации политического режима или действующей власти как таковой. Представителем этого суждения мы бы назвали В. С. Малахова, который считал, что национализм — это политическая идеология, рассматривающая нацию в качестве единственного источника суверенитета, преимущественного объекта лояльности и предельного основания легитимности власти [11, с. 36-37]. В своей книге «Национализм как политическая идеология, он приводит определение Х. Герта и К. Милса: «Согласно американским социологам Х. Герту и К. Милсу, национализм есть «идеология, оправдывающая национальное государство» [11, с. 14-15]. Подобной точки зрения придерживается культуролог Лия Гринфельд. Под национализмом Л. Гринфельд понимает взгляд на мир, в котором нации принадлежит безусловный приоритет — и как объекту лояльности, и как основанию солидарности, и как источнику легитимности политического порядка [11, c. 88]. К этому же суждению мы бы отнесли и английского философа Э. Геллнера, который считает, что Национализм — прежде всего политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать [6].
Второе суждение охарактеризовывает национализм, как идеологию, использующую нацию в качестве символа. Представителем данного суждения можно назвать В. В. Коротееву, которая выдвинула следующее определение: «национализм — это совокупность идеологий и политических движений, использующих в качестве символа понятие «нация» [18]. Недалеко от этого определения понимание национализма К. Вердери. По его мнению, национализм — это удобное средство использовать символы нации для мобилизации людей вокруг культуры, традиции и особой истории с целью их противопоставления «чужим» [12].
Таким образом, при последующем раскрытии темы, мы будем ориентироваться на два основных взгляда на национализм: с одной стороны, национализм — это идеология, использующая нацию, как средство легитимации, а с другой — идеология, использующая нацию, как символ.
Говоря о русском национализме, мы должны обратиться к понятию империализма. В данной ситуации под империализмом следует понимать Политику и практику государства, направленные на достижение экономического, военного, культурного и информационного господства над другими странами [19]. В зависимости от этого понятия можно рассматривать партии и организации националистического толка. Одни являются имперскими и стремятся к восстановлению территорий России в границах 1913 г. Другие же, наоборот, являются племенными националистами. Они пользуются лозунгами «Долой Кавказ!» и стремятся к кровной чистоте нации, а следственно к ее обособлению. Исходя из этих двух характеристик, можно так же охарактеризовать и их идеологию. Первые являются сторонниками сильного государства, стремятся объединять соседние народы под началом русского народа и быть для них кем-то вроде старшего брата, помогающего им в экономическом развитии. Вторые, наоборот, как правило, являются противниками действующей власти, они, будучи противниками миграций, выдвигают идеи по отделению регионов и целых областей от Российского государства, в частности по отделению северокавказских республик.
Конечно, выявить типологию, принимаемую всеми — невозможно. Однако можно выделить ряд черт, по которым современный русский национализм можно условно разделить на три типа: «красный» (советско-коммунистический), «белый» (традиционалистский) и «коричневый» (неонацистский). Первый из них строится вокруг идеализированного образа Советского союза, второй — вокруг образа идеализированной Царской России, третий основан на конструировании «этнически чистой» нации [10].
Наиболее популярной партией, относящейся к первому типу русского национализма, можно назвать Национал-большевистскую партию. Подобные партии возникают как реакция на крах СССР. В своих программах эти партии представляют идеологию коммунопатриотизма и представляют собой гибрид из догматического (сталинского) марксизма-ленинизма и национализма, носящего в основном этатистски-имперский характер, но не чуждого и элементов этнического национализма [10]. Национал-большевистская партия же была основана 1 мая 1993 года. Лидером этой партии был писатель Эдуард Лимонов. Эта партия издавала газету «Лимонка», которая позже, в 2002 г., была закрыта и стала называться «Генеральная линия». Так же для привлечения внимания и сторонников, эта организация использовала нацистские символы, о чем свидетельствует социолог Михаил Соколов в одном из своих интервью: «НБП использовала нацистскую символику сугубо эстетски: их флаг был похож на флаг НСДАП, но вместо звездосвастики в белый круг на красном фоне были вписаны серп и молот. Эмблема явно постмодернистски ироническая, и в то, что они националисты, никто из прочих националистов по-настоящему не верил [9]». «Нацболы» выдвигали идеи «новых левых», «новых правых» и др. Сами «нацболы», на закрытом ныне сайте «Нацбол.инфо», говорили о своей партии, что НБП выступает за социальную справедливость в экономике, имперское доминирование во внешней политике, гражданские и политические свободы во внутренней политике, что Национал-большевистское государство жёсткое снаружи, для внешних врагов, и мягкое внутри, для собственных граждан. В их организации состояли сталинисты, фашисты, традиционалисты — все, кто не относится в либералам, могли стать сторонниками НБП. Состав организации, как и ее идеологическая оставляющая, были разрозненны. Однако, несмотря на такое разнообразие, партия не могла долго просуществовать, об этом также говорил, выше упомянутый Михаил Соколов: «НБП была поколенческой вещью — те, кого она привлекла в 90-е, просто выросли» [9].
Следующий тип русского национализма Владимир Малахов обозначил традиционалистским. Сторонники этой ветви национализма являются приверженцами сильного государства, в частности в границах Российской империи 1913 г. Также, традиционалистские взгляды характеризует антикоммунистический настрой. Революция 1917 года для них представляется катастрофой, результатом которой стало почти полное унижение великой государственности. Ключевая фигура русского традиционализма — Александр Солженицын. Пик его влияния приходится на начало 1990-х гг., но в дальнейшем он отодвигается на периферию. Также, к этому крылу можно отнести организацию «Русское национальное единство». Она была основана 16 октября 1990 года, и предводителем ее стал Александр Баркашов. По имени ее предводителя организацию называли «Гвардия Баркашова» или «Баркашовцами». Организация была ультраправой направленности. Основы ее идеологии были изложены в статье ее лидера «Эра России». Вот что он пишет на сайте организации: «Сегодня желание завладеть сознанием народа заставляет различные общественно-политические силы по-своему освещать исторический процесс. Одни говорят, что революция была необходима, как и последующее строительство социализма, просто неспособный русский народ сделал все не так, как надо, и поэтому предлагают начать всё сначала…» [3]. Это говорит о том, что РНЕ возникло, так же, как и указанные выше партия Национал-большевиков — реакцией на крах советской идеологии и стала занимать умы части населения страны. Сторонники этой организации были приверженцами сильной власти и единого большого русского государства. Однако, понимая невозможность достижения этой цели в 90-ые годы, активисты РНЕ старались самостоятельно поддерживать порядок в стране, организуя отряды и патрулируя улицы. Они шили форму и носили специальные значки. Пустым словам они предпочитали действия, поэтому их деятельность полна постоянных тренировок и учений. Логотипом организации являлся славянский коловрат, а в ленте новостей не редко можно было увидеть фотографии активистов РНЕ в поднятой вверх правой рукой подобно временам Третьего Рейха. Так же они использовали имперский черно-желто-белый флаг, который, позднее, станет символом «Русского марша».
Последний тип русского национализма, также, можно назвать этноцентризским, а его сторонников — этноцентристами. Нация для них — это этническое сообщество. Для них важна чистота крови и культурная идентичность. Они являются противниками, так называемых, евразийцев, которые по своей сути те же империалисты. Этноцентристы усматривают в нем инструмент размытия славянского фундамента русской нации. Идеологом и безоговорочным авторитетом этноцентристов считается Аполлон Григорьевич Кузьмин (1928–2004), который посвятил жизнь разоблачению «евразийской заразы» [10]. Несмотря на вполне оформленные идеологические взгляды, к этой ветви национализма нельзя отнести ни одну яркую политическую или общественную организацию. Как правило, сторонниками данных взглядов выступают субкультуры, подобные скинхедам. Их объединяет ненависть к мигрантам, особенно к кавказцам, и евреям. Они устраивают уличные потасовки и драки. Некоторые осуществляют это под прикрытием борьбы с торговцами наркотическими веществами или борьбы с педофилией. Они же являются основными участниками таких акций, как «Русский марш».
Первый «Русский марш» состоялся 4 ноября 2005 года, и проходит ежегодно в этот же день. Он представляет собой протестное шествие, отстаивающее интересы этнически русского народа и протестующее против политики власти в отношении северокавказских регионов. Как отмечает Михаил Соколов: «Русский марш» действительно объединял часть антимигрантских организаций и часть монархическо-фундаменталистских [9]». Как уже было сказано выше, символом русского марша стал имперский черно-желто-белый флаг. Еще одной отличительной чертой русских маршей можно считать и обилие лозунгов, таких как: «Россия для русских!», «Мы — Русские! С нами Бог!», «Хватит кормить Кавказ» и др. Последнего придерживался и актуальный в наши дни общественный деятель и оппозиционер Алексей Навальный. Он выступал против неравномерного разделения финансирования северокавказских регионов в отличие от остальных. Как пишет Эмиль Паин: «Наивысшая интенсивность высказываний на этнополитическую тему приходится на период декабрьских событий на Манежной площади в 2010 году и на начало 2011 года. После избрания А. Навального в Координационный совет оппозиции (октябрь 2012 года) заметен спад интереса к этой тематике. Вероятно, политик, зная о неприятии членами КС и большинством либералов подобной тематики, стал сокращать ее объем в пользу тем общегражданского содержания [17]». Он выступал на самом большом «Русском марше» в 2011 г. По разным подсчетам на нем присутствовало 10–25 тысяч человек. 2011 год бы пиковым для «Русского марша», в последующие годы его участников становилось все меньше и меньше, что свело на нет актуальность этого мероприятия. Среди прочих выступающих на этом событии был и лидер объединения «Русские» Дмитрий Дёмушкин. Позже, в 2016 году, он зарегистрировал товарный знак «Русский марш», который можно будет использовать на спортивных и общественно-массовых мероприятиях, а также в коммерческих целях. Также, он был одним из немногих националистических лидеров, кто негативно отнесся к присоединению Крыма к России. Но несмотря на то, что Дмитрий Дёмушкин стал самым популярным лидером националистического движения (по рейтингу в интернете, один из которых — рейтинг Левада Центра 2011 года, в котором организация «Славянский союз», возглавляемая Демушкиным, набрала 5 %, обогнав все националистические организации), его авторитет не прибавил ему сторонников в этом вопросе. Империалисты посчитали присоединение Крыма шагом на пути к объединению некогда русских земель. Да и фраза, сказанная Владимиром Владимировичем Путиным в 2008 году на совместной конференции с Ангелой Меркель, «Д. А. Медведев — не меньший, в хорошем смысле слова, русский националист, чем я» благотворно повлияла на повышение рейтинга нашего действующего президента. С 2011 года, русский национализм стал постепенно «затухать», радикальные националисты уже ушли с заголовков газет и про них уже почти не увидишь репортажи по телевидению. Могло показаться, что русский национализм был лишь идеологией, используя которую, политики и общественные деятели повышают количество своих сторонников и электорат своих партий. Однако, в наши дни, русский национализм почти ушел с политической арены и стал народным, и проявляется он по-разному. Одни его сторонники занимаются пропагандой здорового образа жизни. Примером этому может послужить акция «Русские пробежки». В разных городах группы активистов бегают по городу, отжимаются, приседаю, выполняют физические упражнения на глазах у простых прохожих, всячески демонстрируя привлекательность занятий спортом и здорового образа жизни. Все это сопровождается лозунгами «Русский — значит трезвый!» и различными флагами, среди которых Имперский, Российский, Украинский, Белорусский, Сербский и флаг с логотипом акции, на котором изображен бегущий человек с имперским флагом. Отсюда вытекает и негативное проявления русского национализма — «околофутбольное» движение. Это, так называемая, субкультура футбольных болельщиков. Как пишет Шатаева Ольга Владимировна: «Футбольные болельщики воспринимают национализм как положительное явление, не несущее в себе негатива. <…> Национализм в понимании футбольных болельщиков это любовь к своей Родине, нации, народу [14]». Эта субкультура объединяет в себе молодых людей от 15 до 20 лет и обычно включает в себя представителей других агрессивных субкультур, к числу которых относятся указанные ранее скинхеды, которые и осуществили проникновение ультраправых идей в фанатскую субкультуру. Причина кроется в том, что фанатская субкультура — это незавершенная организация. Она не сформирована и не оформлена до конца. Она открыта для влияния извне. Поэтому в ней достаточно комфортно себя чувствуют националисты, и им было легко внедрить свои идеи и свое мироощущение в это субкультуру. «Субкультура фанатов — субкультура изначально. Поскольку она не возникла самостоятельно, а практически искусственно создана (футбольные клубы нуждаются в зрителях по причинам финансового характера, то есть первоначально массовый болельщик был не более чем «дойной коровой»), и стартовым условием было наличие противостояния между клубами, чужая команда и ее фанаты автоматически воспринимались как не свои, чуждая и более или менее враждебная сила. То есть агрессивное разделение «свои — чужие» заложено в основу субкультуры и навязано ей извне» [16] — пишет Александр Тарасов. Отличительной особенностью этого движения является то, что враждующие фанатские клубы могут заключать союзы, что они и делают во время выездов своей команды за границу или во время игр национальной сборной. За рубежом разделение на «своих» и «чужих» более глобально, и болельщики иностранных команд для них о приоре враждебны. Еще, учитывая радикальный настрой и агрессивность самих членов организации, подобная враждебность приводит к дракам и уличным беспорядкам. «Так, в известном спартаковском фэнзине «Ultras News» можно было прочитать отчет о выезде в Элисту, где коренное население Калмыкии именовалось исключительно «косыми» и «косоглазыми», а о спартаковских фанатах гордо говорилось, что они «выделялись арийскими лицами». И хотя широко распространено мнение, что расистские настроения укоренились преимущественно среди фанатов «Спартака» и ЦСКА, но использование расистской терминологии применительно к кавказским народам легко обнаруживаем и в фэнзине торпедовских фанатов» [16].
Таким образом, мы можем видеть, что современный русский национализм возник в 90-е годы прошлого века. Возник он, как реакция на распад СССР и крушение советской идеологии, но использовался, как правило, для расширения электората политических партий или сторонников общественных организация. Новое дыхание русский национализм получил в начале 2010-ых годов. Оппозиционные силы, устроившие волну протестных выступлений в преддверии выборов президента РФ, использовали националистическую идеологию так же для привлечения внимания, расширения круга своих сторонников. Однако на данный момент, после воссоединения Крыма с Россией, актуальность националистической мысли снизилась и проявляется в спортивной сфере, в то время как в политической сфере, они используется гораздо менее активно.
Литература:
- Аксючиц В. В. Духовное рождение русского народа. [Электронный ресурс] / интернет-журнал Православие.ру — Электрон. дан. –URL: http://www.pravoslavie.ru/80887.html (дата обращения: 8.04.17)
- Асов А. И. Русские веды. — М.: Наука и религия, 1992. — С. 133–273.
- Баркашов А. П. Эра России [Электр. источник] // Официальный сайт общественного движения «Александр Баркашов» — URL: http://barkashov.net/leader/russia/index.php (дата обращения 16.04.17)
- Белякова Г. С. Славянская мифология: Кн. для учащихся / Г. С. Белякова— М. Просвещение, 1995. — 239 с.
- Бердяев Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев; сост., вступ. ст. и примеч. М. А. Блюменкранца. — М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2004. — 616 с.]
- Геллнер Э. Нации и национализм / Э. Геллнер — М.: Прогресс, 1991. 320 с.
- Иорданский В. Б. Противоречивая природа национализма // Полис.2011. № 6. С.160–169.
- Ключевский В. О. Курс русской истории // Соч. / В. Ключевский — 3-е изд. — М., 1908–1916. — 3 т. 941 с.
- Курс № 30. Социология как наука о здравом смысле / Русский национализм: взгляд социолога [Элект. источник] // некоммерческий просветительский проект Arzamas — URL: http://arzamas.academy/materials/939 (дата обращения 16.04.17)
- Малахов В. С. Национализм в современной России: идеология, протагонисты, отношения с властью // Гендерные исследования. 2009. № 18. С. 212–225.
- Малахов В. С. Национализм как политическая идеология / В. С. Малахов — М.: КДУ, 2005. 320 с.
- Мнацаканян М. О. Национализм: идеальный тип и форма правления // Полис. 2007. № 6. С.24–35.
- Мусаев И. М. Современные подходы к изучению национализма // Человек. Сообщество. Управление. 2006. № 1. С. 36–49.
- Шатаева О. В. Проявление националистических настроений в среде футбольных болельщиков г. Москвы / Шатаева О. В., Коршунова Н. Е., Мошкин А. С. — Директ-Медиа М.-Берлин, 2015. — С. 200.
- Соловьев В. С. Русская идея: сб. произведений рус. мыслителей / Васильев Е. А., Гулыга А. В., Андреева И. С. — М., 2002. — С. 227–256.
- Тарасов А. Н. Субкультура футбольных фанатов в России и правый радикализм // Русский национализм между властью и оппозицией: сборник статей — М.: Центр «Панорама», 2010. С. 18–51.
- Паин Э. А. Современный русский национализм в зеркале рунета // Россия — не Украина: современные акценты национализма: сборник статей / Верховский А. М. — М.: Центр «Сова», 2014. С. 9–31.
- Коротеева В. В. 'Теории национализма в зарубежных социальных науках. М., 1999. С. 132.
- Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка / Кузнецов С. А. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. 1998. 1536 с. С. 389.