В новостях мы периодически слышим о таком явлении, как национализм, но что же такое национализм? Краткого и общепринятого понятия национализма нет, и, наверно, не может быть. Эту точку зрения подтверждает В. Б. Иорданский, говоря, что отличительной чертой национализма является то, что он имеет двойственную природу [7]. Рассмотрим несколько мнений на этот счет:
Например, английский философ Э. Геллнер считает, что Национализм — прежде всего политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать [5]. Здесь он говорит о единстве государства и нации, то есть национализм — это идея национального государства, в котором государство формирует нацию. Подобной точки зрения придерживается культуролог Лия Гринфельд. Под национализмом Л. Гринфельд понимает взгляд на мир, в котором нации принадлежит безусловный приоритет — и как объекту лояльности, и как основанию солидарности, и как источнику легитимности политического порядка [10]. То есть опять же, национализм понимается как фактор, обуславливающий власть в государстве и дающий представителям государствообразующей нации особое положение. Сюда же можно отнести формулировку М. Хрома. Для М. Хрома национализм — мировоззрение, в рамках которого придается абсолютный приоритет ценностям нации над всеми иными ценностями и интересами [11]. Что снова дает особое положение представителям нации, чьим представителем является сторонник этого мировоззрения. Так видят национализм западные философы. Совсем по-другому дело обстоит в отечественной политической мысли.
В российской традиции с давних пор утвердилось противопоставление национализма патриотизму. Словарь Владимира Даля определяет национализм как «узкий патриотизм, шовинизм». Современные словари русского языка связывают национализм с «идеологией и политикой национального превосходства, противопоставлением своей нации другим», а также с проявлениями «чувства национального превосходства, идей национального антагонизма, национальной замкнутости» [10]. По мнению М. О, Мнацаканяна, национализм — это удобное средство использовать символы нации для мобилизации людей вокруг культуры, традиции и особой истории с целью их противопоставления «чужим». Подтверждает эту мысль точка зрения В. С. Малахова о том, что Национализм — это изоляционизм, и усилия по государственной интеграции, и экономический протекционизм (защита национального производителя), и отстаивание «национальных интересов» в международной политике [10]. В своей книге «Национализм как политическая идеология, он приводит определение Х. Герта и К. Милса: «Согласно американским социологам Х. Герту и К. Милсу, национализм есть «идеология, оправдывающая национальное государство [10]» и говорит о том, что культурные и политические границы должны совпадать. Он показывает идею «национального государства», в котором национализм является средством достижения этой идеи. Говоря о «национальном государстве» стоит упомянуть такой тип национализма, как гражданский национализм. Андрей Георгиевич Большаков характеризует это явление так: «Гражданский национализм подразумевает под нацией конституционно-политическое единство сознательных и ответственных граждан безотносительно к расовому и этническому происхождению и, соответственно, носит эксклюзивный характер (то есть открывает доступ в нацию инновационным элементам). Однако и такой национализм в крайних вариантах может быть нацелен на государственную экспансию, на агрессивные формы шовинизма или изоляционизма [3]». То есть государство формирует нацию и может использовать национализм в качестве идеологии. Таким образом, М. О. Мнацаканян и В. С. Малахов понимают национализм как идеологию, средство управления людьми, с целью достижения некоторых целей, в том числе и государственных. В противовес им, чистым и непорочным национализм представлял себе Ильин И. А. Он был убежден в том, что национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии, что национализм есть вера в его духовное призвание, что национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвел в Божьем саду, что национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания [6].
Рассмотрев несколько определений разных авторов, мы видим, что в России и на западе национализм понимают совершенно по-разному. Хотя и в отечественной мысли есть разногласия. Объединив все определения, мы можем вывести две общие формулировки: с одной стороны, национализм — это идеология, использующая понятие нации в качестве символа, а с другой — в качестве фактора, легитимирующего некоторое превосходство одной нации над другой.
Теперь перейдем к самой сущности национализма и разберем подробнее, к чему он стремится. Идея нации неизбежно побуждает людей к действиям, показывающим их принадлежность к этой самой нации. При этом бывает два типа национализма в зависимости от числа сторонников этой идеи в отдельно взятой стране. Первый из них — это национализм ведущей, или основной государствообразующей нации, тогда как второй — это национализм этнического меньшинства, однако важным в критерии отбора этих понятий является единство и гармоничное соотношение интересов всех социальных слоев внутри нации.
Одним из критериев можно назвать цель национализма. Взятый в отношении государства, национализм, по мнению Малахова, служит одной из трех целей: унификации, отделению и реформам [10]. В соответствии с этими тремя целями Малахов вычленяет три основных типа национализма, которые он называет унификаторским, сепаратистским и реформаторским.
Под унификаторским национализмом Малахов понимает идеологии, направленные на укрепление государствообразующей преобладающей нации.
Идеология сепаратистского национализма разворачивается там, где лица одной этнической группы требуют отделить от государства определенную часть ее территории. Этот тип можно считать национализмом этнического меньшинства.
Реформаторский национализм заключается в приверженности националистов к социально-экономическим реформам. Однако в современном мире Малахов затрудняется указать на подобные проявления, так как не понятно, соответствует ли эта идеология данному определению, или она проявляется в стремлении националистов только к удержанию власти.
Рассмотрим классификацию Э. А. Позднякова:
1. Национализм этнический — это национализм угнетенного или порабощенного народа, борющегося за свое национальное освобождение, это национализм народа, стремящегося к обретению собственной государственности. Ему соответствуют своя политика и идеология.
2. Национализм державно-государственный — это национализм государственно оформленных народов (наций), стремящихся к воплощению в жизнь своих национально-государственных интересов перед лицом подобных наций.
3. Бытовой национализм — это проявление националистических чувств на уровне личности и малых социальных групп. Он обычно выражается в ксенофобии, во враждебном отношении к инородцам и представителям других этнических групп [13].
Мы видим, что классификации Малахова и Позднякова схожи и имеют общие компоненты. И мы понимаем, что национализм имеет два основных типа: это национализм большинства и национализм меньшинства. И каждый тип имеет свои цели: национализм большинства (он же национализм государствообразующей нации, унификаторский национализм и державно-государственный национализм) направлен на укрепление позиций этнической группы, которая в отдельно взятом государстве является большей, и направлен на отстаивание интересов этого самого государства и сохранение его целостности. Национализм меньшинства (он же сепаратистский национализм и национализм этнический) направлен на становление суверенитета этнической группы, являющейся меньше в государстве. Он проявляется в чувстве угнетения, в стремлении отсоединения части территории, на которой проживает эта группа, от государства и в противопоставлении себя государствообразующей нации и соответственно государству.
В итоге стоит отметить, что национализм есть не что иное, как сочетание идеологии и политики в их неразрывном единстве. Если убрать хотя бы один элемент, то мы получим чувство привязанности к своему народу, что не имеет реальной силы. Но если добавить к ним соответствующую идеологию и политику, то мы получим национализм, способный создавать и разрушать государства, объединять и разделять людей, а при определенных условиях — разжигать вражду, конфликты и ненависть. Эти проявления Иван Ильин называет извращенными формами национального чувства и говорит, что они могут быть сведены к двум главным типам: в первом случае национальное чувство прилепляется к неглавному в жизни и культуре своего народа; во втором случае оно превращает утверждение своей культуры в отрицание чужой [6].
Литература:
- Аксючиц В. В. Духовное рождение русского народа. [Электронный ресурс] / интернет-журнал Православие.ру — Электрон. дан. –URL: http://www.pravoslavie.ru/80887.html (дата обращения: 8.04.17)
- Андерсон Б. Воображаемые сообщества / Б. Андерсон — М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. 288 с.
- Большаков А. Г. Гражданский национализм и современная эпоха трансформации государства [Электр. ресурс] // Научная электронная библиотека КиберЛенинка — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskiy-natsionalizm-i-sovremennaya-epoha-transformatsii-gosudarstva (дата обращения 03.05.17)
- Бройи Дж. Подходы к исследованию национализма // Нации и национализм / Дж. Бройи — М.: Праксис, 2002. С. 201–235.
- Геллнер Э. Нации и национализм / Э. Геллнер — М.: Прогресс, 1991. 320 с.
- Ильин И. А. О русском национализме: сборник статей / И. А. Ильин — М.: Рос. фонд культуры, 2006. С. 21–39
- Иорданский В. Б. Противоречивая природа национализма // Полис.2011. № 6. С.160–169.
- Коротеева В. В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме?// Pro et Contra. 1997. Том 2. № 3. С.185–203.
- Малахов В. С. Национализм в современной России: идеология, протагонисты, отношения с властью // Гендерные исследования. 2009. № 18. С. 212–225.
- Малахов В. С. Национализм как политическая идеология / В. С. Малахов — М.: КДУ, 2005. 320 с.
- Мнацаканян М. О. Национализм: идеальный тип и форма правления // Полис. 2007. № 6. С.24–35.
- Мусаев И. М. Современные подходы к изучению национализма // Человек. Сообщество. Управление. 2006. № 1. С. 36–49.
- Поздняков Э. А. Нация. Национализм. Национальные интересы / Поздняков Э. А. — М.: «Прогресс-Культура»,1994. 128 с.
- Сидорина Т. Ю. Национализм: теории и политическая история / Т. Ю. Сидорина — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 356 с.
- Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма / Э. Смит — М.: Праксис, 2004. 464 с.