Опыт управления качеством в зарубежных странах и его использование в отечественной практике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.

Дата публикации: 18.04.2018

Статья просмотрена: 1197 раз

Библиографическое описание:

Федюков, Л. А. Опыт управления качеством в зарубежных странах и его использование в отечественной практике / Л. А. Федюков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49421/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье были рассмотрены: опыт управления качеством в зарубежных странах, особенности моделей управления российских компаний и их сравнение с японской и американской моделями менеджмента.

Ключевые слова: классические модели менеджмента, управление персоналом, российские компании, японские компании, американские компании.

Классические модели менеджмента

Следует сравнить модели управления в США и Японии, одним из первых, кто начал сравнивать Американскую и Японскую модели управления, стал В. Оучи [1]. Он выделил семь главных характеристик японской организации. Это:

  1. Пожизненный найм
  2. Долгосрочная оценка и медленное продвижение сотрудников по карьерной лестнице
  3. Найм сотрудников по личностным качествам, а не на конкретную работу
  4. Неявные механизмы управления
  5. Коллективное принятие решений
  6. Коллективная ответственность
  7. Формирование благоприятных отношений в коллективе (свободное общение между работодателем и работником)

И характеристики типичных Американских компаний:

  1. Кратковременный найм
  2. Количественная оценка выполнения работ и быстрое продвижение по карьерной лестнице
  3. Найм сотрудников с узкой специализацией, на конкретную должность
  4. Ясный и формальный механизм контроля
  5. Индивидуальное принятие решения
  6. Индивидуальная ответственность
  7. Узкий интерес к человеку

Так же до В.Оучи, в 1973г., Р.Дор опубликовал книгу British Factory — Japanese Factory [3], в которой был приведен детальный анализ британских и японских компаний.

Топ–менеджмент. Р. Дор приводит следующие различия в подходе к управлению между Японией и Америкой. В американских компаниях менеджеры высшего звена назначаются как извне, так и из действующих сотрудников. Процесс найма работника сопровождается переговорами о заработной плате и поиском условий которые будут привлекательны как для работодателя, так и для работника.

В Японской компании место топ-менеджера может занять только сотрудник из самой компании. Переговоры о уровне заработной платы не ведутся, а ее размер зачастую зависит от социальных аспектов, семейному человеку требуется больше денег, чем молодому холостяку.

Собственники. Для американцев и европейцев собственники — являются приоритетом номер один. Основной задачей менеджеров является действовать в интересах собственников, к примеру находить высококвалифицированный персонал по наименьшим ценам, дабы сократить затраты и сэкономить деньги собственников. Японские компании рассматриваются скорее как определенный социальный институт, в котором каждый сотрудник является «частью семьи» а президент компании лишь старейший ее член. Следует отметь и сформировавшуюся культуру отношения к работе и занимаемой должности, каждый японец гордится тем, чем занимается в компании и зачастую при знакомстве помимо имени указывает свою должность.

Контроль. Сравнивая американские и японские методы управления, В. Оучи выделил две группы контроля: явный и неявный. [1] Американская модель состоит из выделения множества конкретных, измеримых целевых показателей, тогда как японский менеджмент сосредоточен на ценностях, воплощенных в философии управления, для них важны поведенческие аспекты и их соответствии культуре компании.

Забота осотрудниках. В японской модели огромное внимание уделяется заботе о сотрудниках. Руководители, помимо своих профессиональны обязанностей должны заниматься еще и социальной, связанной с обеспечением благ для сотрудников и их семей деятельностью.

В американских компаниях основной задачей является получение прибыли и минимизация затрат, руководители в меньшей степени заботятся о благополучии своих сотрудников, а отношения между начальниками и подчиненными несут исключительно деловой характер.

Коммуникации. В японских компаниях, по сравнению с американскими компаниями огромное внимание уделяется обеспечению непрерывного потока информации и обратной связи от сотрудников. [1]

Обучение. В американских компаниях тренинги обычно направленны на решение конкретной задачи и получения узкоспециализированных знаний, а в японских компаниях главное — дать общие знания во многих областях/

В журнале «стандарты и качество. 2–2012» в статье «Российское управление и классические модели менеджмента» были приведены подробные результаты анкетирования трех крупных российских компаний, выделены наиболее характерные черты японской и американской моделей управления, которые и легли в основу поиска места российской модели управления в шкалах классических моделей.

На основании результатов анкетирования, представленных в статье [2], составим сводную таблицу по рассмотренным темам:

– стратегия компании

– лояльность персонала

– обучение и развитие персонала

– оценка сотрудников и критерии продвижения по карьерной лестнице

– коммуникации внутри компании

– оплата труда сотрудников

– мотиваторы

– отношения «начальник-подчиненный»

– характеристики хорошего менеджера

Таблица 1

Результаты анкетирования

Тема

Вопросы анкеты

Результат

Пояснение

Стратегия и руководство

Я считаю, что высшее руководство делает достаточно для разъяснения стратегии и роли каждого сотрудника?

Согласно -46 %

Не согласно -31 %

Средняя позиция 23 %

Незначительное смещение в сторону согласившихся

Лояльность

Как относятся к компании сотрудники?

Лояльно — 76 %

Важный показатель для формирования отношений между сотрудником и работодателем

Обучение

Компания предоставляет хорошие возможности для обучения?

Согласны — 48 %

Российская модель имеет черты как американской (фокус на индивидууме, узкая специализация) так и японской (фокус на работе в команде)

Характер обучающих семинаров?

53 % — с целью получения конкретных знаний

36 % — повысить общий уровень знаний во многих областях

Оценка сотрудников и критерии продвижения по карьерной лестнице

Для продвижения по карьерной лестнице прежде всего оцениваются индивидуальные достижения (американская модель) коллективные достижения (японская модель)

Индивидуальные результаты — 48 %

Командные — 19 %

Комбинация — 33 %

Российская модель ближе к американской модели управления

Что прежде всего оценивается: результативность (американская модель) или стаж (японская модель)?

Результативность — 81 %

Коммуникации внутри компании

Характер коммуникаций?

Вертикальный — 51 %

Горизонтальный — 13 %

Комбинация — 36 %

Компании имеют вертикальную иерархию и автономность сотрудников не велика

Иерархичность

В принятии решения участвуют от 3 до 7 уровней управления

Отметило 47 %

Принятие решений

Характер принятия решений

Сверху вниз — 66 %

Групповой — 15 %

Комбинация — 32 %

Близость российского стиля к американскому, однако используется и комбинация методов

Отношения «начальник подчиненный»

На что ориентированный?

На задачу — 65 %

На человека — 15 %

Российские компании с точки зрения стиля управления ближе к американским

Чем определяются?

Должностные инструкции — 45 %

Корпоративная культура — 27 %

Руководитель заинтересован только в результате работы сотрудника — 59 %

Хороший менеджер

Что большего всего ценят в менеджере

– Умение сплотить команду и вести за собой

– Профессионализм

– Готовность к изменениям

В настоящее время Японские компании изучают американский опыт, видя в нем пример для организационных изменений, американские компании становятся все более ориентированными на человека, увеличивается акцент на корпоративные ценности, корпоративную культуру, мотивацию и вовлеченность. Российские компании вбирают в себя опыт как американской, так и японской моделей управления, комбинируя различные подходы к управлению. Опыт успешный в конкретной стране или компании не даст результатов, если будет просто скопирован. Любая модель требует осознанного подхода, полного анализа компании для ее адаптации и модификации к каждой конкретной ситуации.

Литература:

  1. Трилиская Я. С. Применение модели Уильяма Оучи для анализа системы контроля в современных организациях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4458 (дата обращения: 15.03.2018).
  2. Ишкова А. В., Никитенко В. А. Российское управление и классические модели менеджмента // Стандарты и качество. — 2012. — № 2. — С. 90–95.
  3. Dore R. British Factory — Japanese Factory, Berkeley: University of California Press, 1973.
Основные термины (генерируются автоматически): компания, американская модель, карьерная лестница, японская модель, сотрудник, заработная плата, корпоративная культура, российская модель, узкая специализация, хороший менеджер.


Ключевые слова

Управление персоналом, российские компании, классические модели менеджмента, японские компании, американские компании

Похожие статьи

Особенности менеджмента в компаниях США

В данной статье рассматривается особенности американской модели управления на примере компаний, а также ее существенное различие с российской системой управления.

Сравнительный анализ американской, немецкой и японской моделей корпоративного управления

В статье рассматриваются модели корпоративного управления и их особенности. Проанализированы американская, немецкая и японская модели, также даны их характеристика, отличительные черты. В заключении выделены преимущества каждой системы.

Современные тенденции банковского стратегического менеджмента в зарубежной практике

В статье рассматриваются проблемы стратегического менеджмента в банках, проблемы банковских услуг и мировые тенденции в стратегическом менеджменте. Сравнивается зарубежный и российский опыт в стратегическом менеджменте. Анализируются слабые и сильные...

Анализ зарубежных моделей корпоративного управления и их применение в российской практике

В данной статье приводятся примеры основных особенностей становления моделей корпоративного управления, которые используются в мире, проведен анализ сильных и слабых сторон принципов управления в российских компаниях, чтобы определить, какая из них я...

Проблемы кросс-культурных особенностей в международном маркетинге

В статье рассмотрены кросс-культурные особенности различных стран при продвижении продукта на зарубежном рынке. Приведены конкретные примеры из практики компаний. Даны рекомендации по разработке концепции маркетинга.

Инновационный маркетинг в странах Азии

В статье рассмотрены тенденции развития инновационного маркетинга в странах Азии, сравнение азиатского маркетинга с российским. Выявлена специфика маркетинга азиатских стран, что является необходимым для деятельности предприятия в данных странах.

Адаптация в системе управления персоналом ИТ-компаний

В статье авторы определяют важность адаптации в системе управления персоналом ИТ-компаний. Описываются инструменты адаптации, в том числе цифровые, а также приводятся показатели оценки эффективности адаптации.

Возможности применения японских персонал-технологий в российских компаниях

В статье рассмотрены особенности, разновидности, методы применения японских персонал-технологий, способы и рекомендации по применению японских персонал-технологий в российских компаниях.

Бенчмаркинг в корпоративном управлении российскими компаниями

В данной статье рассматривается проблема применения бенчмаркинга российскими компаниями. В первой части статьи описываются теоретические основы применения бенчмаркинга в корпоративном управлении. Далее приведены примеры использования данного метода у...

Опыт практики реализации социальной ответственности в иностранных корпоративных моделях

Целью работы является освещение опыта практики социальной ответственности в иностранных корпоративных моделях. Цель предполагает выполнение следующих задач: 1. Дать характеристику европейской, американской и азиатской корпоративных моделей; 2. Проана...

Похожие статьи

Особенности менеджмента в компаниях США

В данной статье рассматривается особенности американской модели управления на примере компаний, а также ее существенное различие с российской системой управления.

Сравнительный анализ американской, немецкой и японской моделей корпоративного управления

В статье рассматриваются модели корпоративного управления и их особенности. Проанализированы американская, немецкая и японская модели, также даны их характеристика, отличительные черты. В заключении выделены преимущества каждой системы.

Современные тенденции банковского стратегического менеджмента в зарубежной практике

В статье рассматриваются проблемы стратегического менеджмента в банках, проблемы банковских услуг и мировые тенденции в стратегическом менеджменте. Сравнивается зарубежный и российский опыт в стратегическом менеджменте. Анализируются слабые и сильные...

Анализ зарубежных моделей корпоративного управления и их применение в российской практике

В данной статье приводятся примеры основных особенностей становления моделей корпоративного управления, которые используются в мире, проведен анализ сильных и слабых сторон принципов управления в российских компаниях, чтобы определить, какая из них я...

Проблемы кросс-культурных особенностей в международном маркетинге

В статье рассмотрены кросс-культурные особенности различных стран при продвижении продукта на зарубежном рынке. Приведены конкретные примеры из практики компаний. Даны рекомендации по разработке концепции маркетинга.

Инновационный маркетинг в странах Азии

В статье рассмотрены тенденции развития инновационного маркетинга в странах Азии, сравнение азиатского маркетинга с российским. Выявлена специфика маркетинга азиатских стран, что является необходимым для деятельности предприятия в данных странах.

Адаптация в системе управления персоналом ИТ-компаний

В статье авторы определяют важность адаптации в системе управления персоналом ИТ-компаний. Описываются инструменты адаптации, в том числе цифровые, а также приводятся показатели оценки эффективности адаптации.

Возможности применения японских персонал-технологий в российских компаниях

В статье рассмотрены особенности, разновидности, методы применения японских персонал-технологий, способы и рекомендации по применению японских персонал-технологий в российских компаниях.

Бенчмаркинг в корпоративном управлении российскими компаниями

В данной статье рассматривается проблема применения бенчмаркинга российскими компаниями. В первой части статьи описываются теоретические основы применения бенчмаркинга в корпоративном управлении. Далее приведены примеры использования данного метода у...

Опыт практики реализации социальной ответственности в иностранных корпоративных моделях

Целью работы является освещение опыта практики социальной ответственности в иностранных корпоративных моделях. Цель предполагает выполнение следующих задач: 1. Дать характеристику европейской, американской и азиатской корпоративных моделей; 2. Проана...

Задать вопрос