В данной статье были рассмотрены: опыт управления качеством в зарубежных странах, особенности моделей управления российских компаний и их сравнение с японской и американской моделями менеджмента.
Ключевые слова: классические модели менеджмента, управление персоналом, российские компании, японские компании, американские компании.
Классические модели менеджмента
Следует сравнить модели управления в США и Японии, одним из первых, кто начал сравнивать Американскую и Японскую модели управления, стал В. Оучи [1]. Он выделил семь главных характеристик японской организации. Это:
- Пожизненный найм
- Долгосрочная оценка и медленное продвижение сотрудников по карьерной лестнице
- Найм сотрудников по личностным качествам, а не на конкретную работу
- Неявные механизмы управления
- Коллективное принятие решений
- Коллективная ответственность
- Формирование благоприятных отношений в коллективе (свободное общение между работодателем и работником)
И характеристики типичных Американских компаний:
- Кратковременный найм
- Количественная оценка выполнения работ и быстрое продвижение по карьерной лестнице
- Найм сотрудников с узкой специализацией, на конкретную должность
- Ясный и формальный механизм контроля
- Индивидуальное принятие решения
- Индивидуальная ответственность
- Узкий интерес к человеку
Так же до В.Оучи, в 1973г., Р.Дор опубликовал книгу British Factory — Japanese Factory [3], в которой был приведен детальный анализ британских и японских компаний.
Топ–менеджмент. Р. Дор приводит следующие различия в подходе к управлению между Японией и Америкой. В американских компаниях менеджеры высшего звена назначаются как извне, так и из действующих сотрудников. Процесс найма работника сопровождается переговорами о заработной плате и поиском условий которые будут привлекательны как для работодателя, так и для работника.
В Японской компании место топ-менеджера может занять только сотрудник из самой компании. Переговоры о уровне заработной платы не ведутся, а ее размер зачастую зависит от социальных аспектов, семейному человеку требуется больше денег, чем молодому холостяку.
Собственники. Для американцев и европейцев собственники — являются приоритетом номер один. Основной задачей менеджеров является действовать в интересах собственников, к примеру находить высококвалифицированный персонал по наименьшим ценам, дабы сократить затраты и сэкономить деньги собственников. Японские компании рассматриваются скорее как определенный социальный институт, в котором каждый сотрудник является «частью семьи» а президент компании лишь старейший ее член. Следует отметь и сформировавшуюся культуру отношения к работе и занимаемой должности, каждый японец гордится тем, чем занимается в компании и зачастую при знакомстве помимо имени указывает свою должность.
Контроль. Сравнивая американские и японские методы управления, В. Оучи выделил две группы контроля: явный и неявный. [1] Американская модель состоит из выделения множества конкретных, измеримых целевых показателей, тогда как японский менеджмент сосредоточен на ценностях, воплощенных в философии управления, для них важны поведенческие аспекты и их соответствии культуре компании.
Забота осотрудниках. В японской модели огромное внимание уделяется заботе о сотрудниках. Руководители, помимо своих профессиональны обязанностей должны заниматься еще и социальной, связанной с обеспечением благ для сотрудников и их семей деятельностью.
В американских компаниях основной задачей является получение прибыли и минимизация затрат, руководители в меньшей степени заботятся о благополучии своих сотрудников, а отношения между начальниками и подчиненными несут исключительно деловой характер.
Коммуникации. В японских компаниях, по сравнению с американскими компаниями огромное внимание уделяется обеспечению непрерывного потока информации и обратной связи от сотрудников. [1]
Обучение. В американских компаниях тренинги обычно направленны на решение конкретной задачи и получения узкоспециализированных знаний, а в японских компаниях главное — дать общие знания во многих областях/
В журнале «стандарты и качество. 2–2012» в статье «Российское управление и классические модели менеджмента» были приведены подробные результаты анкетирования трех крупных российских компаний, выделены наиболее характерные черты японской и американской моделей управления, которые и легли в основу поиска места российской модели управления в шкалах классических моделей.
На основании результатов анкетирования, представленных в статье [2], составим сводную таблицу по рассмотренным темам:
– стратегия компании
– лояльность персонала
– обучение и развитие персонала
– оценка сотрудников и критерии продвижения по карьерной лестнице
– коммуникации внутри компании
– оплата труда сотрудников
– мотиваторы
– отношения «начальник-подчиненный»
– характеристики хорошего менеджера
Таблица 1
Результаты анкетирования
Тема |
Вопросы анкеты |
Результат |
Пояснение |
Стратегия и руководство |
Я считаю, что высшее руководство делает достаточно для разъяснения стратегии и роли каждого сотрудника? |
Согласно -46 % Не согласно -31 % Средняя позиция 23 % |
Незначительное смещение в сторону согласившихся |
Лояльность |
Как относятся к компании сотрудники? |
Лояльно — 76 % |
Важный показатель для формирования отношений между сотрудником и работодателем |
Обучение |
Компания предоставляет хорошие возможности для обучения? |
Согласны — 48 % |
Российская модель имеет черты как американской (фокус на индивидууме, узкая специализация) так и японской (фокус на работе в команде) |
Характер обучающих семинаров? |
53 % — с целью получения конкретных знаний 36 % — повысить общий уровень знаний во многих областях |
||
Оценка сотрудников и критерии продвижения по карьерной лестнице |
Для продвижения по карьерной лестнице прежде всего оцениваются индивидуальные достижения (американская модель) коллективные достижения (японская модель) |
Индивидуальные результаты — 48 % Командные — 19 % Комбинация — 33 % |
Российская модель ближе к американской модели управления |
Что прежде всего оценивается: результативность (американская модель) или стаж (японская модель)? |
Результативность — 81 % |
||
Коммуникации внутри компании |
Характер коммуникаций? |
Вертикальный — 51 % Горизонтальный — 13 % Комбинация — 36 % |
Компании имеют вертикальную иерархию и автономность сотрудников не велика |
Иерархичность |
В принятии решения участвуют от 3 до 7 уровней управления Отметило 47 % |
||
Принятие решений |
Характер принятия решений |
Сверху вниз — 66 % Групповой — 15 % Комбинация — 32 % |
Близость российского стиля к американскому, однако используется и комбинация методов |
Отношения «начальник подчиненный» |
На что ориентированный? |
На задачу — 65 % На человека — 15 % |
Российские компании с точки зрения стиля управления ближе к американским |
Чем определяются? |
Должностные инструкции — 45 % Корпоративная культура — 27 % Руководитель заинтересован только в результате работы сотрудника — 59 % |
||
Хороший менеджер |
Что большего всего ценят в менеджере |
– Умение сплотить команду и вести за собой – Профессионализм – Готовность к изменениям |
|
В настоящее время Японские компании изучают американский опыт, видя в нем пример для организационных изменений, американские компании становятся все более ориентированными на человека, увеличивается акцент на корпоративные ценности, корпоративную культуру, мотивацию и вовлеченность. Российские компании вбирают в себя опыт как американской, так и японской моделей управления, комбинируя различные подходы к управлению. Опыт успешный в конкретной стране или компании не даст результатов, если будет просто скопирован. Любая модель требует осознанного подхода, полного анализа компании для ее адаптации и модификации к каждой конкретной ситуации.
Литература:
- Трилиская Я. С. Применение модели Уильяма Оучи для анализа системы контроля в современных организациях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4458 (дата обращения: 15.03.2018).
- Ишкова А. В., Никитенко В. А. Российское управление и классические модели менеджмента // Стандарты и качество. — 2012. — № 2. — С. 90–95.
- Dore R. British Factory — Japanese Factory, Berkeley: University of California Press, 1973.