Адаптация в системе управления персоналом ИТ-компаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 20.06.2022

Статья просмотрена: 233 раза

Библиографическое описание:

Заржицкая, А. С. Адаптация в системе управления персоналом ИТ-компаний / А. С. Заржицкая, А. А. Острикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 377-379. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93334/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы определяют важность адаптации в системе управления персоналом ИТ-компаний. Описываются инструменты адаптации, в том числе цифровые, а также приводятся показатели оценки эффективности адаптации.

Ключевые слова: адаптация персонала, ИТ-специалисты, инструменты адаптации, культура организации.

В ИТ-компаниях активное привлечение персонала — процесс, происходящий на протяжение всего жизненного цикла организации. На стадии интенсивного роста и стабилизации в рамках набора сотрудников адаптация персонала напрямую влияет на дальнейшее удержание новых сотрудников и показатели текучести кадров, отношение к работе, качество работы и производительность новых сотрудников. От того, как организация построит систему адаптации, будет зависеть удовлетворенность сотрудников трудовыми отношениями и вероятность их возможного ухода [3]. По данным статистики Click Boarding, 69 % сотрудников с большей вероятностью останутся в компании в течение трех лет, если у них будет хороший опыт адаптации [4]. Данный факт подтверждает важность формирования эффективной практики адаптации для удержания ключевых сотрудников в организации.

Адаптация в ИТ-компаниях отличается спецификой применяемых технологий, сроком и инструментами. Однако, как в любой организации, успешность адаптации определяется рядом количественных и качественных показателей:

1) затраты компании на адаптацию нового сотрудника;

2) стоимость рабочего времени субъектов адаптационного процесса;

3) количество сотрудников, успешно прошедших испытательный срок;

4) снижение текучести персонала;

5) положительная обратная связь участников адаптационного процесса;

6) проявление лояльности и высокой мотивации к работе нового сотрудника [1].

В ИТ-компаниях в российской и зарубежной практике используются различные технологии адаптации. Специфические особенности ключевых сотрудников ИТ-компаний определяют их нацеленность на использование цифровых технологий, позволяющих в удобном режиме знакомиться с компанией. Для сотрудников — представителей поколений Y и Z в период адаптации очень важно видеть структурированный план движения вперед, какие действия им необходимо совершать, чтобы вырасти в своей профессиональной области. В связи с этим среди множества инструментов адаптации можно выделить ряд наиболее часто используемых организациями, в которых работают молодые специалисты:

– welcome training;

– welcome day;

– гайд для нового сотрудника;

– профессиональные тренинги;

– наставничество;

– buddying;

– e-learning;

– индивидуальный план развития.

Применение инструментов адаптации позволяет новичкам интегрироваться в культурную среду организации, что в дальнейшем помогает избежать ухода сотрудников из организации. Увольнение сотрудника может являться вероятным результатом невыстроенной системы адаптации, что для компаний ИТ-сферы, действующих на рынке труда с высокой конкуренцией, становится ключевым риском. В свою очередь повышение текучести кадров напрямую влияет на качество работы с клиентами компании, подрывает конкурентные преимущества и снижает мотивацию сотрудников, оставшихся в организации.

В ИТ-компаниях вышеперечисленные технологии адаптации зачастую используются с применением удаленных системы, приложений, позволяющих сделать процесс адаптации более интерактивным.

Адаптация для ИТ-компаний играет ключевую роль, так как потеря сотрудника не только повышает затраты компании на привлечение нового работника, но и влияет на позицию компании на рынке труда, что при высокой конкуренции на рынке ИТ-специалистов может оказать на нее негативное влияние. Согласно анализу LinkedIn, средний уровень текучести кадров в мире составляет 10,9 %, причем в ИТ отрасли этот показатель достигает более высоких значений -13,9 % [2]. Поэтому при выборе инструментов адаптации в ИТ-компаниях особенно важно учитывать специфику отрасли, особенности ключевых сотрудников, связь с показателями эффективности работы персонала. По этой причине в российской и зарубежной практике ИТ-компании все чаще прибегают к использованию цифровых инструментов адаптации сотрудников. Среди них можно выделить ключевые (таблица 1).

Таблица 1

Цифровые инструменты адаптации

Цифровые инструменты

Описание

Информационные сайты

Сайт предоставляет возможность получить всю необходимую информацию в едином пространстве. На сайтах специалисты размещают информационные блоки о компании (истории, ценностях, миссии), образовательные материалы, правила жизни в организации, предоставляют возможность быстрой связи для новых сотрудников с HR-специалистами. Доступ к сайту сотруднику предоставляется через персональный компьютер или мобильный телефон.

Чат-боты

Чат-бот также, как и сайт, позволяет агрегировать необходимую информацию в едином месте. Новые сотрудники подключаются к боту через мессенджеры и получают ответы на часто задаваемые вопросы.

Видеоформаты

Видеоформат позволяет заменить очные образовательные и приветственные мероприятия и получить доступ к материалам в любое время. Сотрудники компании заранее подготавливают необходимый контент для нового персонала организации, что позволяет сформировать единую повестку для всех сотрудников. Внедрение данного инструмента позволяет руководству компании, несмотря на загруженность, производить положительное первое впечатление [5].

Социальные сети/мессенджеры

Позволяют в процессе адаптации получить быстрый доступ и обратную связь ко всей информации компании, ускоряют процесс коммуникации с коллегами, наставником. Чаще всего в ИТ-компаниях используются «Telegram», «Whatsapp» и «Slack».

Использование цифровых решений позволяет экономить рабочее время, быстро получать обратную связь, достигать результатов в сжатые сроки, освещать единую повестку в рамках адаптационной программы. В ИТ-компаниях применение цифровых технологий в процессе адаптации привлекает и повышает лояльность технически подкованных сотрудников [5].

Организации вкладывают значительные ресурсы, чтобы найти новых сотрудников, чьи личные ценности соответствуют культуре организации, но часто невозможно найти идеальное соответствие с учетом высокой конкуренции на рынке ИТ-отрасли. Программа адаптации, направленная на формирование организационной идентичности, для многих компаний выступает в качестве второго средства передачи и поддержания своей культуры: новые сотрудники принимают организационные ценности и поведенческие нормы. В случае неверно подобранных инструментов адаптации наступает риск возвращения лидеров к тому, с чего они начали после нескольких месяцев инвестиций: к попыткам нанять новых сотрудников. И наоборот, успешная программа адаптации приводит к продуктивным, целеустремленным сотрудникам, которые рады прийти на работу и гордятся своей ролью в содействии успеху своей организации.

Литература:

  1. Лебедева Т. Е., Голубева О. А. Адаптация персонала как ключевая задача руководства организации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). с. 117–122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-personala-kak-klyuchevaya-zadacha-rukovodstva-organizatsii
  2. Are you losing your best people because of your onboarding. Report. [Электронный ресурс] // URL: https://www.hci.org/system/files/2019–11/Onboarding-Retention-Whitepaper %20 %282 %29.pdf
  3. Cable DM, Gino F, Staats BR. Breaking Them in or Eliciting Their Best? Reframing Socialization around Newcomers’ Authentic Self-expression. Administrative Science Quarterly. 2013;58(1): 1–36. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0001839213477098.
  4. Don't Underestimate the Importance of Good Onboarding. [Электронной ресурс] URL: https://www.shrm.org/resourcesandtools/hr-topics/talent-acquisition/pages/dont-underestimate-the-importance-of-effectiveonboarding
  5. Technology’s Role in Onboarding. Report. [Электронный ресурс] // URL: https://www.chieflearningofficer.com/2015/07/16/technologys-role-in-onboarding__trashed/
Основные термины (генерируются автоматически): сотрудник, высокая конкуренция, инструмент адаптации, процесс адаптации, адаптационный процесс, адаптация персонала, единая повестка, зарубежная практика, необходимая информация, обратная связь.


Похожие статьи

Система оценки персонала в финансовой организации

В статье рассмотрена система оценки персонала в финансовых организациях. Рассмотрены основные методы, применяемые при оценке персонала. На примере финансовой организации проведена оценка персонала, и выявлены изменения.

Управление персоналом в IT-компании

В данной статье рассматриваются способы мотивации персонала IT- компании для эффективной трудовой и умственной деятельности с целью успешного достижения поставленных задач.

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Современный российский опыт мотивации и стимулирования персонала

В статье рассмотрен российский опыт мотивации и стимулирования. Выявлены характерные особенности и проблемы мотивации персонала в российских компаниях.

Методика анализа социально-психологического климата в коллективе

Статья раскрывает проблемы кадровой политики организаций. В результате исследования предлагается методика анализа социально-психологического климата в коллективе для управления кадрами. Применение данного метода позволяет определить различные стороны...

Особенности организации проектного офиса в компании

В статье рассматривается понятие проектного офиса и некоторые практические аспекты его создания и функционирования в организации. Автор анализирует основные функции проектного офиса как элемента корпоративной системы управления проектами, существующи...

Различные подходы к пониманию мотивации труда в организации

Эффективность управления организацией во многом зависит от состояния и действенности системы мотивации и стимулирования персонала. В статье рассмотрены основные подходы к определению мотивации труда в организации. В частности, проведен анализ подходо...

Оценка персонала как стратегический фактор развития организации

Статья посвящена разработке системы оценки персонала среди субъектов малого и среднего бизнеса. Описывается система, разработанная для осуществления оценки, её цели и задачи. Обосновано использование оценки персонала как стратегического фактора разви...

Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала в сфере информационных технологий

Статья посвящена изучению развития сегмента рынка труда в сфере информационных технологий. В статье рассмотрены этапы развития отношений с персоналом, исследования мотиваций к повышению профессиональной и управленческой компетенции.

Методы управления профессиональным развитием персонала

В статье рассмотрены методы управления профессиональным развитием персонала, позволяющие повысить эффективность его работы.

Похожие статьи

Система оценки персонала в финансовой организации

В статье рассмотрена система оценки персонала в финансовых организациях. Рассмотрены основные методы, применяемые при оценке персонала. На примере финансовой организации проведена оценка персонала, и выявлены изменения.

Управление персоналом в IT-компании

В данной статье рассматриваются способы мотивации персонала IT- компании для эффективной трудовой и умственной деятельности с целью успешного достижения поставленных задач.

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Современный российский опыт мотивации и стимулирования персонала

В статье рассмотрен российский опыт мотивации и стимулирования. Выявлены характерные особенности и проблемы мотивации персонала в российских компаниях.

Методика анализа социально-психологического климата в коллективе

Статья раскрывает проблемы кадровой политики организаций. В результате исследования предлагается методика анализа социально-психологического климата в коллективе для управления кадрами. Применение данного метода позволяет определить различные стороны...

Особенности организации проектного офиса в компании

В статье рассматривается понятие проектного офиса и некоторые практические аспекты его создания и функционирования в организации. Автор анализирует основные функции проектного офиса как элемента корпоративной системы управления проектами, существующи...

Различные подходы к пониманию мотивации труда в организации

Эффективность управления организацией во многом зависит от состояния и действенности системы мотивации и стимулирования персонала. В статье рассмотрены основные подходы к определению мотивации труда в организации. В частности, проведен анализ подходо...

Оценка персонала как стратегический фактор развития организации

Статья посвящена разработке системы оценки персонала среди субъектов малого и среднего бизнеса. Описывается система, разработанная для осуществления оценки, её цели и задачи. Обосновано использование оценки персонала как стратегического фактора разви...

Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала в сфере информационных технологий

Статья посвящена изучению развития сегмента рынка труда в сфере информационных технологий. В статье рассмотрены этапы развития отношений с персоналом, исследования мотиваций к повышению профессиональной и управленческой компетенции.

Методы управления профессиональным развитием персонала

В статье рассмотрены методы управления профессиональным развитием персонала, позволяющие повысить эффективность его работы.

Задать вопрос