Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 15.04.2018

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Антуфьева М. П. Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы // Молодой ученый. — 2018. — №15. — С. 204-206. — URL https://moluch.ru/archive/201/49371/ (дата обращения: 24.05.2018).



Статья посвящена проблемам семейного образования. В ней рассмотрены основные причины выбора данной формы обучения и проанализированы существующие в зарубежных исследованиях подходы к организации обучения, практикуемые в семьях.

Ключевые слова: образование, семейное образование, причины выбора семейного образования, основные подходы к организации семейного образования, проблемы семейного образования.

Согласно содержанию статьи 44 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. За родителями (с согласия ребенка) остается право выбора формы получения ребенком образования либо в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность, либо вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то есть в форме семейного образования или самообразования [1].

Семейное образование — форма получения образования вне образовательных учреждений, предусмотренная статьей 17 закона «Об образовании в Российской Федерации», организуемая и осуществляемая в семье силами родителей и дающая право на прохождение промежуточных аттестации в форме экстерната в выбранном образовательном учреждении. При этом вся ответственность за качество обучения возлагается исключительно на родителей, так как в соответствии с текстом письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 года «Об организации получения образования в семейной форме» при выборе семейной формы образования на родителей накладываются обязательства по обеспечению обучения, то есть организации деятельности ребенка, направленной на овладение «знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни» [2]. В настоящий момент в России образование в данной форме затрагивает 100 тысяч детей, этот показатель значительно возрос в последние несколько лет и имеет тенденцию к увеличению.

Причины выбора родителями семейного образования могут носить различный характер. Опросы выявили среди них следующие:

1) религиозные, так как уклад жизни этих семей часто несовместим со школьным распорядком;

2) причины, связанные с физиологическими и психическими особенностями детей, например, синдром дефицита внимания и гиперактивности является одним из самых распространённых факторов нарушения поведения и проблем в учебе у детей школьного возраста;

3) занятие профессиональным спортом или различными видами искусства, вследствие регулярных сборов и участия в конкурсах дети не имеют возможности на постоянной основе посещать школьные уроки;

4) раннее интеллектуальное развитие, когда дети опережают школьную программу и используют интеллектуальные механизмы, которые характерны для детей более старшего возраста;

5) трудности с адаптацией и взаимодействием ребенка с детским коллективом;

6) сложности с обучением, обусловленные, к примеру, потерей мотивации к учебной деятельности;

7) неудовлетворенность родителей качеством и организацией школьного образования;

8) фактическое проживание семьи в другой стране и желание получить российский аттестат.

Однако вне зависимости от причин и мотивов, определяющих выбор семейной формы обучения, все семьи сталкиваются с рядом проблем. Условно их можно разделить на 2 основные группы:

1) административно–правовые, сопряженные с формальным взаимодействием родителей с органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают, и с выбранным образовательным учреждением для заключения договора о прохождения ребенком промежуточных и итоговых аттестаций;

2) дидактические, связанные с самим процессом обучения, организацией этого процесса дома, выбором содержания, методов, средств обучения, так как родителю приходится выполнять не только роль учителя, но и методиста, разрабатывающего план и стратегию обучения своего ребенка.

В отечественной педагогике вопросы семейного образования на данный момент мало исследованы, так как данное явление ново для российской действительности. Однако в зарубежных исследованиях проблема семейного образования поднимается уже более 20 лет. Проанализировав и обобщив зарубежный опыт в области организации семейного обучения (преимущественно в начальных классах), можно выделить 5 основных подходов.

  1. Структурированный подход (structured approach). Данный подход подразумевает наличие тщательно продуманного расписания занятий, прописанных поурочных планов и результатов обучения, использование рекомендованных учебно-методических комплектов (далее по тексту — УМК). Помимо этого, структурированный подход предполагает использование школьных методов обучения, адаптированных к домашним условиям с максимальной индивидуализацией. Дети не ограничиваются только предложенными материалами выбранных УМК, а стимулируются к нахождению дополнительной заинтересовавшей ребенка информации в библиотеке, на разноплановых интернет-порталах и другими доступными для ребенка способами. Данный подход можно назвать вариантом школы дома.
  2. Обучение блоками (unit studies). Обучение в данном случае базируется на интеграции предметов и знаний с целью создания не мозаичного, а целостного представления об изучаемом явлении с учетом интересов ребенка, то есть обучение строится так, чтобы материал одного предмета воспринимался через информационную призму другого предмета, что позволяет расширить и углубить содержание, достичь тем самым уровня обобщения явлений действительности путем укрупнения дидактических единиц. Интеграция соответствует внутренней логике развития научного знания и объективным проблемам современности, носящим комплексный характер. Так, например, при заинтересованности ребенка космосом родитель выстраивает занятия с учетом этого: для отработки правил правописания отбираются лексические единицы, связанные с этой темой, параллельно изучается история космонавтики, астрономия, производятся математические расчеты скорости движения ракеты, делается макет солнечной системы и т. д. Однако данный подход не всегда можно соотнести с содержанием программы того или иного года обучения, помимо этого, он требует от родителей владения высоким уровнем знаний и творческого подхода к организации обучения своего ребенка [3].
  3. Классический подход (classical approach). Этот подход строится на развитии ребенка через изучение трёх основополагающих предметов: грамматики, логики и риторики, которые считаются его приверженцами базой и средством для дальнейшего изучения всех предметов. Обучение строится по определенной схеме, начиная с усвоения фактов (этим закладывается основы обучения). На следующем уровне детей учат рассуждать, приводя свои доводы и аргументируя ответ. Следующей ступенью является самовыражение, проявляющееся в целенаправленности и осознанности своей деятельности по изучению всех предметов. Классический подход к семейному образованию гуманитарно ориентирован, направлен на формирование у ребенка ценностно-смысловой и общекультурной компетенции. Причем это происходит преимущественно путем использования словесных методов обучения, то есть тех, в которых источником знания является устное или печатное слово, например, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой и другими литературными источниками информации, а на второй план отходят наглядные методы, где знания получают посредством наблюдения за предметами и явлениями и через наглядные пособия.
  4. Подход Шарлотты Мейсон (Charlotte Mason approach). Автор данного подхода предлагает первоначально уделять внимание обучению ребенка базовым навыкам чтения, письма, арифметическим навыкам. Когда они сформируются на высоком уровне, детям демонстрируют наиболее эффективные источники получения знаний по всем предметам. Они могут включать работу в библиотеке, посещение художественных выставок, экскурсии в естественно-научные музеи, планетарии, посещение леса и прочее. Вследствие чего дети оказываются вовлечены в широкий спектр естественных жизненных ситуации с опорой на природную любознательность ребенка. Кроме того, большое внимание уделяется формированию нравственных ценностей посредством бесед, обсуждения литературных произведений, фильмов, спектаклей. Результаты усвоенных знаний предлагается представлять в виде творческих работ: сочинений, проектов, театральных миниатюр и других [4].
  5. Погружение (immersion), или концентрированное обучение. Этот подход предусматривает параллельное интенсивное прохождение программы нескольких тесно связанных друг с другом предметов. То есть в течение первой четверти ребенок осваивает одновременно годовой объем материала по выбранной или рекомендованной программе, к примеру, по географии и биологии, а в следующей четверти занимается историей и обществознанием. При данном подходе ребенок концентрируется на 2–3 актуальных на данный момент предметах, вникая в логику и взаимосвязи изучаемых явлений, так как предыдущий материал не успевает забыться за короткое время. Данный подход может быть применим ко всем словесно–знаковым предметам, но наивысшую эффективность он имеет при использовании в обучении естественным наукам и истории.
  6. Эклектический подход (eclectic home education). Эклектический подход подразумевает, что следует из названия, совмещение нескольких подходов. Помимо этого, он может представлять собой смешанное обучение (blended learning approach), под которым имеется ввиду определенная образовательная концепция, комбинирующая посещение ребёнком традиционных школьных уроков по ряду отдельных предметов, обращение к специалистам и/или использование дистанционных и онлайн-методов в сочетании с семейным обучением. То есть часть предметов ребенок изучает дома с помощью родителей, а часть со специально подготовленными людьми (учителями в школе или в учебных центрах, репетиторами и тд). Такой подход дает возможность контролировать родителям время, место, темп и путь изучения материала ребенком. Смешанное образование дает возможность совместить традиционные методики, актуальные технологии и семейное образование в оптимальных для каждого отдельно взятого ребенка пропорциях.

Проанализированные подходы отличаются друг от друга по степени структурированности, по приближенности организации обучения к школьному, по преимущественно использованным средствам обучения (цифровым, дидактическим, техническим, наглядным) в образовательном процессе, по используемым источникам информации и по степени самостоятельности ребенка. Каждая семья выбирает тот или иной подход, руководствуясь своими нуждами, целями, мировоззрением. Однако для построения эффективного индивидуального образовательного маршрута для своего ребенка превалирующему числу родителей нужна методическая поддержка и информационная помощь специалистов. Родители в России испытывают массу трудностей, так как, во-первых, большая часть из них не обладает достаточным объемом педагогических, психологических знаний, чтобы грамотно организовать обучение в семье; во-вторых, доминирующая часть имеющейся информации в сети Интернет относительно проблем семейного образования доступна только на иностранном языке; в-третьих, существует необходимость адаптировать зарубежный опыт к российским условиям и законодательству; в-четвертых, в Российской Федерации отсутствует на государственном и муниципальном уровнях какая-либо информационно-методическая поддержка семьям, выбравшим получение образования в данной форме или только планирующим перевести своего ребенка на семейное образование.

Таким образом, на сегодняшний день семейное образование предусмотрено законодательством РФ и является частью российской действительности, поэтому возникает необходимость обратить внимание исследователей на проблемы, с которыми сталкиваются родители, выбирающие данную форму образования для того, чтобы разработать систему поддержки и консультационной помощи подобным семьям в очной или дистанционной форме, например, посредством создания центров поддержки семейного образования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
  2. Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» // «Официальные документы в образовании», N 36, декабрь, 2013.
  3. J. Wise, S. Wise Bauer, The well trained mind: classical education for the next generation.— 4th Ed. — W. W. Norton & Company, 2016.
  4. Gardner Penny, Charlotte Mason Study Guide.— 1st Edition.— SunRise Publishing, 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): семейного образования, получения образования, вопросы семейного образования, семейное образование, организации получения образования, организации обучения, «Об образовании, организации семейного образования, «Об организации получения, проблемам семейного образования, закона «Об образовании, выбора семейного образования, форме семейного образования, Классический подход, проблемы семейного образования, формы обучения, родителями семейного образования, организации семейного обучения, Эклектический подход, проблема семейного образования.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос