В современном российском обществе происходят серьезные трансформации общественного уклада и сознания людей. Существенной характеристикой современного общества является изменение общественных ролей и гендерных стереотипов, что представляет собой порождение новых стереотипов и моделей поведения.
К гендерному подходу мировое сообщество обратилось сравнительно недавно. Лишь в последние лет тридцать в науке стали оперировать таким понятием, как «гендер», «социокультурный пол», и активно разрабатывать концепцию взаимоотношений мужчин и женщин как социально организованных групп со своими интересами и особенностями. Таким образом, удалось преодолеть многовековое представление о мужчинах и женщинах только как о биологических существах, которым предписано либо «защищать и воевать», либо «рожать детей». [1]
Начиная с 20 века в социологии начинает активно развиваться отрасль, изучающая гендерное разделение ролей. Сам термин «гендер» впервые использовал психолог Р. Столлер в 1968 году, разделив самое понятие пола на «биологический пол» и «социальный пол». Э.Гидденс подчеркивал, что не физические различия, а социально обусловленные особенности и социальные ожидания относительно мужчин и женщин являются составляющей частью понятия «гендер». Одновременно им приписывается система соглашений, которая обуславливает свойственные женскому или мужскому полу модели поведения.
Издавна существует стереотипное представление о том, что основная роль женщины — быть матерью, женой, вести домашнее хозяйство, а главное в жизни мужчины — это работа. Теоретическое объяснение такого разделения мужских и женских ролей можно найти у 3. Фрейда и Т. Парсонса. Фрейд выводил жесткое полоролевое разделение из различий физиологических. Он говорил, что «анатомия — это судьба». Парсонс, представитель функционализма, считал, что мужчина выполняет роль добытчика, т. е. инструментальную, а женщина как хранительница домашнего очага — экспрессивную. Чтобы быть настоящим мужчиной, по мнению Парсонса, существует единственный способ — иметь престижную работу и зарабатывать на жизнь. Главный статус для женщины — быть женой своего мужа, матерью детей, домохозяйкой. Такое разделение ролей между мужчиной и женщиной, с точки зрения Парсонса, будет способствовать стабильности в обществе.
До сих пор сохраняется проблема определения роли женщины в современном обществе. Несмотря на то, что с каждым годом женщина осваивает все больше новых социальных ролей, порой даже тех, которое еще несколько лет назад считались чисто мужскими, в обществе все еще сохраняется немалая доля женской дискриминации.
Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. [2]
Современное Российское общество активно стремиться к прогрессу, однако старые установки и стереотипы еще живы в сознаниях людей. Общество активно развивается, меняются формы взаимодействия людей, индивиды примеряют на себя новые статусы и роли, но движение вперед невозможно без истребления давно изживших себя моделей поведения. Чаще всего с данной проблемой сталкиваются именно женщины. Несмотря на то, что современное общество приобрело качественно новые характеристики, отношение к роли женщины все еще находятся во временах «Домостроя». Женщинам все чаще приходится взваливать на себя груз ответственности, перенимать мужские образцы поведения, в одиночку содержать и воспитывать детей, строить карьеру. Во многих случаях это является именно вынужденной мерой, чтобы обеспечить себе и своим детям достойное существование. Однако, общество все еще не может принять эти модели поведения, и женщинам приходиться сталкиваться с притеснениями и дискриминацией.
Главная проблема, остро стоящая в современном российском обществе, заключается в том, что женщина выполняет множество социальных ролей и вынуждена брать на себя те задачи, которые ранее считались чисто мужскими. Но даже в этих условиях женщина продолжает с сталкиваться с дискриминацией в различных сферах жизни. Эта проблема как никогда остро стоит в обществе, однако не существует четкого плана борьбы с ней. Нельзя представить общественное развитие, если в этом обществе принижена роль женщины. Отношение к женщине ярко иллюстрирует уровень развитости конкретного общества.
Также остро поднимается вопрос государственных пособий по родам и уходу за ребенком. С одной стороны, женщина, воспитывающая ребенка, затрачивает в день времени (с грудным ребенком иногда даже 20–24 часа) и сил на много больше, чем почти любой мужчина, находящийся на работе 8–9 часов, однако это не признается полноценной деятельностью, и женщина получает лишь небольшую сумму в качестве пособия. Гендерное неравенство институционализировалось в процессе разделения труда, появления частной собственности и возникновения государственности.
Проблема изменения социально-экономического статуса женщин в связи с процессами, переживаемыми российским обществом, становится все более популярной темой социологических исследований. В процессе демократизации российского общества женщины не смогли в полной мере воспользоваться своими правами, в том числе, вступить в активную борьбу за отстаивание своих интересов. В научной литературе, посвященной социогендерной проблематике, можно встретить еще более резкую точку зрения, согласно которой в результате социальной трансформации российского общества «фактически женщин лишили многих социальных завоеваний: резко понижен их социальный статус, которым они располагали в обществе до так называемой перестройки; происходит социальная дискриминация женщин во всех сферах общественной жизни, причем, в таких формах и проявлениях, какие ранее россиянки и не знали». [3]
Одним из примеров, доказывающих, что социальная дискриминация женщин является существующей проблемой и в настоящее время, является соотношение мужчин и женщин во властных структурах. Мировой опыт свидетельствует, что общество оказывается более социально ориентированным и стабильным там, где гендерное соотношение во властных структурах женщины составляют 30–40 %. По своим природным и профессиональным качествам они подготовлены исполнять технократическо–бюрократические функции гражданских служащих высшей иерархии государственных должностей. [4]
Литература:
- Пашкус В. Ю., Каравайчик Н. Ю. Проблемы занятости женщин в бизнес-среде: стереотипы и текущая ситуация. — М., 2007, с. 97.
- Дискриминация женщин в России URL: http://www.microarticles.ru/article/diskriminatsija-zhenschin.html (Дата обращения 30.03.2018)
- Силласте Г. Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России// Социол. исслед. 1994. № 3. С. 17.
- Канапьянова Р. М. Гендерная асимметрия на государственной службе: траектория преодоления стереотипов. М.: Изд-во РАГС. 2006.