Роль государства и церкви в укреплении института семьи в современном российском обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 25.12.2017

Статья просмотрена: 5282 раза

Библиографическое описание:

Сапожников, В. Ю. Роль государства и церкви в укреплении института семьи в современном российском обществе / В. Ю. Сапожников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47443/ (дата обращения: 16.11.2024).



Комплекс социально-экономических, политических, экологических проблем, с которыми сталкивается современное российское общество, отвлекает от решения проблем нравственного, ценностного характера, отбрасывают на второй план вопросы духовности, культуры, семейных ценностей.

В свою очередь утрата духовности, отказ от базовых человеческих ценностей приводит к серьёзным последствиям, проявлениям личностных и общественных девиаций, которые в первую очередь касаются семьи и семейных взаимоотношений. Рост количества разводов и, как следствие, неполных семей, социальное сиротство, разрушение семейных устоев — все это не может не сказываться на жизнедеятельности всего общества. Современная семья подвергается эрозии в условиях урбанизации и глобализации, разрушения духовных устоев общества, деформируется институт семьи, присущий российскому социуму, общественности навязываются свободные формы межполовых отношений, нивелируются нормальные высоконравственные основы христианской семьи.

Семья — ячейка общества, основа государства. Семья, не имеющая морали, не способна сохранить традиции народа, его культуру, не в состоянии воспитать сознательного, активного гражданина. Укрепление института семьи — важная функция государства. Решение проблем семьи и ответственного родительства, занимает одно из ведущих мест по своей значимости в жизни государства и общества. Однако, государство не в состоянии без помощи и поддержки церкви справиться со всем многообразием проблем, касающихся функционирования современной семьи. Мероприятия, направленные на укрепление института семьи, должны иметь комплексный характер и реализоваться всеми социальными институтами, как государственными, так и религиозными.

Важным условием эффективности семейной политики государства является духовно-ценностная составляющая социальной жизни, возвращение семейному институту функции носителя и транслятора аксиологической и культурной памяти.

Религия испокон веков является регулятором отношений в обществе и семье, имеет многовековой опыт влияния на семью и семейные отношения. События последних лет подтвердили не только высокий авторитет церкви в обществе, но и чрезвычайно большой потенциал к превращению церкви и религиозных организаций в действенный институт гражданского общества.

Духовный статус церкви не позволяет ей непосредственно вмешивается в политическую и общественную жизнь государства и общества, но историческая традиция и современный опыт многих стран показывает, что церковь во многом определяет базовые основы, на которых строится государство. Секулярная политика государства не может ограничивать великую миссию церкви. Поэтому отделенная от государства, но не от общества церковь, активно влияет на все общественные процессы в государстве.

Актуальным при раскрытии процесса взаимодействия и влияния церкви на общество и общественные процессы является определение сущности самой церкви, как института не только духовного и религиозного, но и политического. Влияние церкви на общественно-политические процессы обусловлено самой природой религии и ее функциями. Религия формирует общественные практики своих адептов, в результате чего происходит «наложение» религиозных практик на другие общественные отношения, в первую очередь семейные [5, с. 286].

Церковь является одним из наиболее прочных и влиятельных общественных институтов, имеющим аргументированное многовековым опытом и подкрепленное реальными действиями мнение о том, в чем именно заключается важность семьи, для чего и каким образом ее надо поддерживать и как противостоять современным угрозам, способным разрушить семью как социальный институт или лишить ее возможности выполнять возложенные на нее функции.

Вопросам семьи церковь уделяет много внимания, им посвящены Х и XII главы одного из главных документов, «Основы социальной концепции РПЦ», в котором предоставляется не только объяснение видения церковью тех или иных вопросов, касающихся семейной жизни, но и предлагаются вполне конкретные пути решения имеющихся проблем. Данные рекомендации носят не просто декларативный, но и стратегический характер, поэтому могут лечь в основу стратегических документов, целостных концепций, направленных на поддержку семьи в современном мире [2].

Главным приоритетом церкви является сохранение и укрепление модели традиционной моногамной семьи. Ценности традиционной модели семьи отстаивают религиозные сообщества, считая семью небесным образованием. В вопросах сохранения и укрепления института семьи цели государства и церкви абсолютно совпадают. И, хотя законодательно церковь отделена от государства (это декларирует статья 14 Конституции РФ), никто не сможет отрицать важность религии в формировании и сохранении устоев современного российского общества и государства. Церковь формулирует свою пастырскую задачу так, чтобы иметь возможность всеми присущими ей средствами блюсти целостность брака и предотвращать развод. Священнослужители берут на себя роли психологов, социальных педагогов, духовных наставников, организовывают беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага, отвечают на вопросы, касающиеся проблем внутрисемейных взаимоотношений, дают советы по воспитанию подрастающего поколения в духе нравственности, поддерживают и помогают тем, кто в этом нуждается [4, c. 133].

То есть, в некоторых аспектах деятельность церкви и государства пересекается. Но, при этом, церковь не выступает для государства конкурентом, а скорее помощником и наставником в решении важных государственных вопросов.

Церковь выступает против разводов и борется за сохранение семьи, следуя принципу: «... Бог соединил, да не разлучает» (Мк. 10: 9; Мф. 19: 3–19; 1 Кор. 10). Брачные отношения в христианском понимании строятся на принципах любви, взаимоуважения, признания достоинства и индивидуальности каждого члена семьи, поскольку во взаимоотношениях супругов не может быть насилия и унижения (Ефес. 5:25; Кол. 3:19; Титу 2: 4).

Совпадают намерения государства и церкви и в решении демографической проблемы. Одной из основополагающих функций семьи является продолжение рода, говоря демографическими терминами — воспроизведение населения. Однако, в силу социально-экономических причин, современная семья не ориентирована на рождение большого количества детей, ограничиваясь, как правило, одним-двумя детьми. С точки зрения церкви, намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Резко отрицательное мнение церковь высказывает и в отношении абортов, расценивая аборт как убийство зарождающейся жизни. Вместе с тем, супруги несут ответственность как перед государством, так и перед Богом за полноценное воспитание детей [1].

Православная этика требует от родителей быть примером для своих детей, а их отношения должны быть отражением нравственных качеств любящего, терпеливого, справедливого и милостивого Творца [3, с.386]. От детей, соответственно, ожидается уважение к родителям и послушание: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12) «Слушаться родителей во всем, ибо это нравится Господу» (Кол. 3:20). Родителям не рекомендуется раздражать детей, а воспитывать их в послушании и учении Господа (Еф 6: 4).

Церковь ставит перед собой задачу сформировать положительное отношение семьи к обществу и общества к семье, поскольку здоровье народа и государства, по ее мнению, зависит от того, насколько здоровыми есть семьи и стоит на позиции, что государство должно уважать семью, уважать его права и считаться с потребностями, выдавая для этого соответствующие законы и ориентируя на семью свою социальную, экономическую, финансовую, хозяйственную и культурную политику.

Помимо функции «блюстителя нравственности» церковь берет на себя и определенные вполне практические функции, заботясь о брошенных и больных детях, стариках, инвалидах, алко- и наркозависимых, осуществляя благотворительную и просветительскую деятельность. Представители церкви активно включаются в общественные и политические процессы, активно противодействуя тем явлениям, которые могут негативно повлиять на функционирование семьи и общества [3].

Таким образом, можно утверждать, что государство создает семью, создает условия для успешного выполнения семьей своих функций, а семья, воспитывая детей — творит граждан и само государство. Церковь же наполняет жизнь человека, семьи и общества духовным смыслом, помогает гражданам не утратить те нравственные устои, которые делают крепкими как семью, так и государство.

Литература:

  1. Еремин А. В. Государственно-церковные взаимоотношения в контексте состояния внутрицерковной организации РПЦ в современной России // Тезисы докладов 9-й конференции молодых ученых. Ярославль, 2002. С. 89–92.
  2. Основы социальной концепции РПЦ. — [Электронный документ] — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html Дата доступа: 01.09.13.
  3. Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблеме ювенальной юстиции. Постановление Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года). — [Электронный документ] — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2774805.html
  4. Рачкова В. Проблемы семьи глазами православного социолога // Милосердие и профессионализм. Сборник стенограмм, докладов и бесед семинара по христианской диаконии. — СПб: Издание Санкт-Петербургской благотворительной организации «Покровская община», 2003. — С.131–135.
  5. Соколова-Макарова М. М. В сб. «Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции — СПб: СПбГИПСР, 2013 стр.285–289.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, церковь, государство, общество, современная семья, влияние церкви, отношение, ребенок, современное российское общество, укрепление института семьи.


Задать вопрос