Воспитание и образование
Воспитание — это процесс создания нравственной и духовной основы, а образование — это процесс развития мыслительных способностей ребенка. Нельзя сказать, что образование может объединить эти оба процесса. Иногда встречаются люди, имеющие хорошее образование, но к сожалению не имеющие хорошего воспитания и богатого внутреннего мира. Однако существует и обратная сторона этого вопроса — человек может быть совсем необразованным, но иметь высокий духовный и нравственный уровень. Также следует понимать различия терминов светского и духовного воспитания. Воспитание, не подкреплённое религией, как правило, ориентированно на жизненно необходимые цели, относящиеся к потребностям семьи, круга общности человека и страны. Религиозное же воспитание ориентированно на развитие души человека, строящееся на Библейских заповедях. Духовное развитие не зависит от политики и философии, здесь в основе лежит принцип Божественного образа и подобия человека. Главным учебным пособием при воспитании детей должна быть, конечно, Библия. Эта книга из века в век остается актуальной для всех поколений. Она и в современном мире способна не только воспитывать душу человека, но и врачевать ее.
Цель христианского воспитания
Христианское воспитание дает ребенку возможность в будущем, когда он сможет «отличить правую руку от левой», устоять перед разнообразными соблазнами и выбрать истинно верный путь. Именно поэтому ребенок с младенчества не только обязан учить законы этикета, но и приобрести понимание, дающее возможность различать признаки доброго и злого. Такая направленность взращивания высокодуховных поколений заложена в главных христианских ценностях. Дети имеют необходимость, как в пропитании тела, так и в обеспечении потребностей души. Если родители забывают о душе, рожденного ими малыша, впоследствии они будут пожинать плоды бездуховности своего чада. Святой Иоанн Златоуст оставил такие предостережения по отношению к родителям: «Воспитать сердце детей в добродетели и благочестии — священный долг, который нельзя преступить, не сделавшись виновным в духовном детоубийстве. Это обязанность общая, как отцов, так и матерей… Существуют отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям удовольствия, как богатым наследникам; а чтобы дети их были христианами — до этого родителям мало нужды. Преступное ослепление! От него все беспорядки, от которых стонет общество… Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни наказания. Палачи нужны потому, что отсутствует нравственность». Родители обязаны направить сердце ребенка к добру, в этом и заключается смысл воспитания. Когда ребенок вырастет, он столкнется с разными проявлениями добра и зла и ему нужно будет самостоятельно выбрать правильный путь. Основная цель родителей заключается в том, чтобы пропитать душу ребенка любовью и добром, а также научить внутренне чувствовать и бороться со злом. Главная задача — это научить ребенка любить Бога в младенчестве. Дети очень податливы и открыты к добру, именно это и объясняет тот факт, что Христа чаще всего окружали дети. Детская душа по сути своей очень искренна, добродушна, чиста, жалостлива, незлобива. Такие добрые качества необходимо укреплять и развивать. Родители обязаны научить ребенка слушать свою совесть. Важно так же воспитывать любовь, благодарность, ответственность за свои поступки. Это можно сделать, взяв за основу духовные ценности и упование на Бога. Без Христа духовное развитие ребенка будет шатким. Многие люди считают, что это трудно для понимания в раннем возрасте. Для сторонников такого мнения можно сказать, что потребность человека, верить в Бога, это не придуманная людьми теория, она зарождается в душе человека в момент зачатия. Именно поэтому люди всех возрастов и разных слоев общества легко понимают Божественную истину.
Значение храма
Главное предназначение церкви — приводить народ к Богу. Младенец, попадающий в храм, меняется под влиянием окружающей духовно здоровой среды и происходящей церковной службы. Все атрибуты литургии оставляют неизгладимое ощущение добра и мира в душе ребенка. Если младенца нередко водят на богослужение, он потихоньку начинает понимать важность литургии для родителей и это становится для него необходимостью. Христианство наполнено праздниками и добрыми обычаями, которые, несомненно, благоприятно влияют на людей. Следовательно, ребенок, постоянно посещающий храм становится мягким, добрым, восприимчивым к чужому горю и легко усваивает то доброе, что приносит плод во время свое. Одним из важных событий христианской жизни является исповедь и причастие. К этому событию человек должен готовиться ответственно. Приготовление ребенка к участию в этой части литургии — это один из важнейших этапов воспитательного процесса в жизни верующих родителей. Уже в юном возрасте ребенок может участвовать в жизни церкви: прислуживание в алтаре, пение в хоре, сбор догорающих свечей во время литургии. Постоянное участие в богослужении и контакт со священнослужителем развивает желание регулярно посещать церковь, и даже наталкивает на размышление о том, чтобы доверить свою жизнь целиком Богу. Этот факт подтверждает, что Божье присутствие в жизни человека оказывает огромное влияние на его духовное развитие и затрагивает лучшие струны его души.
Семейный уклад
Православная Церковь считает, что семья — это «начальная школа» духовного возрастания. В Библии можно найти такое выражение — «домашняя церковь», под которым понимается возможность духовно развиваться в кругу семьи. Поэтому в семье должна существовать совместная молитва, которая объединяет семью. Посвящая воскресный день Богу, вся семья должна посещать церковь. Проводить семейные собрания посвященные чтению Библии и другой духовной литературы. В семье, где существует подобная практика, царит духовно благоприятная атмосфера. Особенно важно научить детей, чтобы они постоянно читали истории детской Библии и запоминали их. При отсутствии обязательного семейного духовного развития, для получения которого необходимо прилагать немало усилий невозможно подготовить детей к борьбе с огромным количеством соблазнов, которые будут встречаться им на жизненном пути.
Заключение
Подведем итог: основное духовное воспитание дается человеку в семье. С раннего детства мы учимся трудиться и преодолевать сложные жизненные ситуации те, что складываются в семье. Несомненно, это укрепляет характер, развивает личный опыт. Семейный очаг — это хранилище обычаев, ценностей, преданий. Здесь дети приобретают и первичное светское воспитание и духовное развитие. Именно в семье закладываются семена любви, которая включает в себя и веру, и молитву, и добрые дела, и надежду.
Педагогическая точка зрения на воспитание детей раннего возраста состоит в том, что в младенчестве легко усваивается практически большая часть принципов сущности человека. Вот взрослой жизни человек изучает более подробно то, что получил в раннем возрасте. Начинать учить человека послушанию можно с детства, потому что послушание это основа воспитания.
При воспитании детей помимо наставлений родители должны использовать свой личный яркий пример в том, чему пытаются научить ребенка. Нельзя воспитывать ребенка одними сухими правилами. Правила всегда должны подкрепляться практической жизнью родителей. Именно пример играет огромную роль в воспитательном процессе. Большим преткновением для детей может послужить несоответствие практической жизни родителей с тем, чему они учат. Неспособность удерживать свои эмоции в рамках дозволенного, особенно негативно влияет на детей и приводит только к ответному раздражению. Нужно охранять детство от ненужных сцен разногласий между родителями, мерзкого уличного воспитания, от безнравственности интернета, от непристойной музыки.
Очень важно понимать родителям, что подлинное добронравие не способно существовать без христианства, без церковной жизни. Предназначение людей не заканчивается с жизнью на земле, но переходит в вечную жизнь в раю. Следовательно, при воспитании нужно донести детям эту главную цель существования человека на земле и помочь им в её достижении.