Наркобизнес – одно из наиболее острых социально-негативных явлений, с которыми столкнулось российское общество в конце XX – в начале XXI веков. При этом ни государство, ни общество оказались не готовы к эффективному противодействию наркобизнесу и распространению наркомании. Достаточно медленно, если можно так выразиться, со скрипом, с перегибами, доработками, все эти годы идет совершенствование нормативной правовой базы противодействия наркобизнесу.
Одним из достаточно распространенных в современной правоприменительной практике противодействия наркопреступности является оперативно-розыскное мероприятие «проверочная закупка». Наряду с «контрольной поставкой», при реализации этих оперативно-розыскных мероприятии на практике нередко встречаются серьезные нарушения.
Оперативно-розыскная деятельность – зачастую система тайных мероприятий, на то она и называется оперативно-розыскной. И если следственное действие – будь то допрос, очная ставка, предъявление для опознания и др. – проводится под протокол, с участием профессионала не только со стороны правоохранительных органов, но и адвоката – профессионала со стороны подозреваемого или обвиняемого, то при проведении оперативно-розыскного мероприятия подозреваемое лицо и оперативные сотрудники встречаются один на один, без свидетелей и защиты. Конечно, при подготовке мероприятия и при фиксации его результатов есть понятые, есть установленный Законом порядок проведения мероприятия и фиксации его результатов. Но кульминация мероприятия, тот период (минуты или часы), когда собственно и решается вопрос – будет человек привлечен к уголовной ответственности или нет – происходит, когда подозреваемый в преступлении гражданин оказывается один на один с оперативными сотрудниками. Все остальное уже следствие.
Проверочная закупка – это оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования.
Проводится путем заключения с лицом, подозреваемым в занятии незаконной деятельностью, мнимой сделки по возмездному приобретению предметов без цели их последующего потребления или сбыта. В соответствии со ст. 36 Закона о наркотиках данное мероприятие сотрудники оперативных подразделений могут проводить без лицензии. При этом исходя из буквального смысла закона «Об ОРД», оперативный сотрудник или иное лицо может выступать только в качестве покупателя наркотиков, а не их продавца, даже если данный способ изобличения в преступной деятельности будет более эффективный.
Общие тактические приемы – зашифрованность проведения и фиксация с помощью технических средств. При выявлении организованной группы проведение мероприятия должно осуществляться в несколько этапов.
Первый этап включает в себя создание соответствующей легенды, имитирующей наличие преступных целей.
На втором этапе предполагается установление контакта с преступной группой и проведение «переговоров».
И на третьем, завершающем, – осуществление закупки.
В проведении специальных операциях важная роль отводится использованию наличных денег, которые предъявляются торговцу наркотиками для того, чтобы вызывать меньше подозрений и для большей убедительности перед наркоторговцем, что тот имеет дело с настоящим покупателем. Размер суммы наличных денег зависит от местных тенденций продажи и сбыта наркотиков, а также от сложившейся конъюнктуры рынка. При относительном недостатке определенного товара, например, кокаина, возможно, что подозреваемый не в состоянии его поставить.
Сотрудники, проводящие операцию, прежде чем приступать к переговорам о закупке, должны знать о реальной цене на наркотики. Если за наркотик запрашивается слишком высокая или слишком низкая цена, или если подозреваемый упорно не соглашается заключить сделку на выгодных условиях, или с чрезмерной готовностью соглашается на заведомо невыгодные условия, то сотрудник должен с осторожностью отнестись к подобной сделке.
Особенности проведения проверочной закупки:
– осмотра и пометки денежных купюр специальными составами производятся в присутствии граждан, о чем составляется соответствующий протокол (акт), в котором указывается достоинство купюр, предназначенных для оплаты при проведении закупки, их серий и номеров, общей суммы, характера упаковки, вида пометки и использованного спецсредства, способа его проявления на деньгах и упаковке;
– составление протокола (акта) о вручении денежных купюр лицу, непосредственно привлеченному к производству закупки (покупатель), с указанием данных о нем, цели вручения денег (допускается оформление производства осмотра денежных купюр и вручения их лицу, привлекаемому к закупке, одним протоколом);
– производство, в соответствии с п.1. ст.6 Закона «Об ОРД», опроса покупателя о предварительно достигнутой им договоренности, если таковая имела место, на совершение покупки наркотиков, лицах, принимавших участие в ней, условиях ее совершения (данная рекомендация может не распространяться на покупателя, являющегося сотрудником милиции, который проводил оперативно-розыскные мероприятия);
– проведение инструктажа покупателя о его поведении в ходе встречи со сбытчиком (сбытчиками), возможных вариантах действий, условном знаке об окончании сделки, его действиях в момент намеченного задержания участников сделки;
– для прослушивания переговоров между покупателем и продавцом (продавцами) производится снабжение покупателя соответствующим спецсредством (диктофоном, магнитофоном, радиомикрофоном). В этих целях оперработником составляется протокол (акт) о вручении в присутствии граждан спецсредства покупателю с указанием технических данных этого средства. На аудиокассету в начале ленты записывается информация, по которой можно определить когда, где, с какой целью, в каком составе начато оперативно-розыскное мероприятие. Этот факт отражается в протоколе (акте). В необходимых случаях производится опечатывание кассетоприемника спецсредства печатью с подписями всех участников составления протокола, что отражается в протоколе (акте) (если данное оперативно-розыскное мероприятие проводится сотрудниками оперативно-технических подразделений или с использованием специальных технических средств, что исключает возможность предоставления сведений технического характера, данная рекомендация может не применяться (ст. 12 Закона РФ « Об ОРД»);
– производство досмотра покупателя перед выходом на проверочную закупку в присутствии граждан с составлением протокола и отражением в нем факта отсутствия у покупателя каких-либо наркотиков; если покупатель направляется на сделку на автомобиле необходимо произвести досмотр его автомобиля с составлением соответствующего протокола (акта) (данное требование может не распространяться на покупателей, являющихся сотрудниками милиции);
– фиксация данного мероприятия осуществляется посредством составления протокола (акта) о наблюдении за происходящими событиями и применения видео или звукозаписи (киносъемки, фотографирования). В протоколе (акте) должны быть отражены сведения о времени и месте его проведения, лицах принимавших в нем участие, ход встречи, момент сделки, а также действия лиц, пытающихся в момент запланированного и производимого задержания избавиться от уличающих их предметов. Кроме того, в нем должны быть описаны действия сотрудников, принимающих участие в задержании;
– при задержании продавца (продавцов) непосредственно после закупки производится его (их) досмотр, а также досмотр иных участников, принимавших участие в данной сделке. Следует учесть, что досмотр производится до возбуждения уголовного дела, а в ходе расследования производятся обыск или выемка. В каждом случае составляется соответствующий протокол (акт). При этом, изымаются приобретенные наркотические средства, деньги, другие предметы, документы, свидетельствующие о совершенной сделке. Все изъятое соответствующим образом упаковывается, обеспечивается сопроводительной надписью, подписями граждан, оперработников, а по возможности и подписью лица, у которого произведено изъятие;
– в том случае, если лицу или лицам, задерживаемым по окончанию закупки, удалось в момент задержания выбросить наркотики или иные предметы, документы, уличающие в совершении противоправных действий, необходимо, в целях их обнаружения и изъятия, произвести осмотр места происшествия, местности или помещения;
– после проведенного мероприятия спецсредства, использованные покупателем для фиксации переговоров со сбытчиком, изымаются в соответствии со ст.15 Закона «Об ОРД», присутствии граждан осматриваются, о чем составляется протокол (акт). При этом, записи прослушиваются, их краткое (или полное) содержание отражается в протоколе (акте). В необходимых случаях из кассетоприемного устройства изымаются кассеты, которые сразу упаковываются в отдельные пакеты, соответствующим образом опечатываются. В протоколе (акте) обязательно указывается состояние ранее наложенной печати на кассетоприемном устройстве, ее целостность.
Изучение данной категории уголовных дел показало, что имеющиеся в распоряжении следователя записи на магнитных носителях и распечаток текста разговора рекомендуется представлять для прослушивания обвиняемым и лицам, принимающим участие в разговоре при контрольной закупке. Факт их просмотра и прослушивания необходимо отражать в протоколе допроса. В связи с тем, что отдельные (ключевые) фразы и слова могут трактоваться не однозначно, для выяснения их смыслового значения и всего контекста записанного разговора допрашиваемым лицам целесообразно задать вопросы с отражением ответов на них в протоколе следственного действия.
Исходя из практического опыта можно сделать вывод о том, что преступления связанные с незаконным оборотом наркотиков, совершают как наркоманы, так и лица не употребляющие наркотические средства, наркотики похищаются как для личного употребления, так и с целью дальнейшего сбыта; группы занимающиеся распространением наркотиков высоко организованы, роли строго распределены среди участников этих групп, достаточно большое количество источников поступления наркотиков в незаконный оборот. Все эти факторы существенно осложняют работу оперативных сотрудников по борьбе с преступлениями данного вида.
Также необходимо сказать, что эффективность работы по борьбе с НОН обуславливается прежде всего правильной организацией оперативного обслуживания объектов и территории, основу которого составляет работа по подбору и расстановке агентуры. Положительные результаты оперативной проверки по делам о незаконном обороте наркотиков достигаются, прежде всего, при своевременном установлении и перекрытии каналов распространения наркотиков и тактически грамотном проведении оперативно-розыскных мероприятии.
Список литературы:
Воронин С. Э., Воронин Э. И. Процессуальное положение органов предварительного расследования России / Министерство внутренних дел России, Барнаульский юридический институт - Науч. изд.- Барнаул, 2001.-119с.
Белкин А.Р. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве. - "Норма", 2005 г.
Шмонин А.В. Методика расследования преступлений. Учебное пособие. – Москва.: ЗАО Юстицинформ. 2006. – 21с.
Кухарук В.В. Основы борьбы с организованной преступностью в сфере незаконного оборота психоактивных веществ. - Саратов, Сателлит. 2007. – 200 с.
Третьяков О.Е. Правовые и организационные проблемы использования технических средств для обнаружения наркотических веществ. ВНИИ МВД России. 2004.