Ключевые слова: провокация, проверочная закупка, сотрудник оперативного подразделения.
Одной из наиболее распространенных проблем в уголовном процесс является оценка результатов ОРД с точки зрения их допустимости. Несмотря на огромное количество научных трудов в этой области, они до сих пор вызывают споры и противоречия в правоприменительной деятельности, так как часто указанные материалы признаются недопустимыми доказательствами ввиду того, что они были получены с нарушением закона, а именно, сотрудниками оперативных подразделений была создана провокация. Так Глушков В. А. и Малахов А. С. в своей работе утверждают, что «в судебных процессах представители защиты в 69 % случаев ставят вопрос о провокационности действий субъектов ОРД и привлечении участников ОРМ к ответственности за провокацию, соучастие в преступлении, превышение полномочий» [1].
Вместе с тем, четкого закрепления в уголовно-процессуальном законе понятия «провокации» нет, однако этот термин находит свое отражение в материальном праве в диспозиции ст.304 УК РФ и обозначает «попытку передачи должностному лицу… без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа». Понятие провокации дается и в Обзоре практики Верховного суда РФ по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ от 27 июня 2012 г. «Под провокацией сбыта судам следует понимать подстрекательство, склонение, побуждение в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, направленных на передачу наркотических средств сотрудникам правоохранительных органов (или лицам, привлекаемым для проведения ОРМ)» [3].
Для более четкого понимания данной категории, видится необходимым рассмотреть ее в других областях знания. Так в толковом словаре С. И. Ожегова «Провокация — это предательское поведение, подстрекательство кого-нибудь к таким действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые для него последствия» [4].
В медицине «провокацией называется искусственное возбуждение каких-либо признаков болезни с целью выработки иммунитета организма» [5].
Таким образом, из приведённых выше толкований, можно сделать вывод, что под провокацией необходимо понимать такую деятельность, которая без предварительного желания провоцируемого побуждает его к непосредственному активному действию.
Предлагаю на примере «проверочной закупки» выяснить, когда данное оперативно-розыскное мероприятие (далее — ОРМ) будет проведено полностью с соблюдением закона, и его результаты могут использоваться в доказывании, а когда будет расценено как провокация со стороны сотрудников оперативных подразделений.
Указанное выше ОРМ, закреплено в ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и заключается в создании ситуации, для возмездного приобретения товаров или предметов, а также услуг у лица, обоснованно подозреваемого в совершении деяний, запрещенных УК РФ, под оперативным контролем. Законность данного мероприятия зависит от полного следования предписаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Так основным нарушением сотрудников оперативных подразделений при проведении проверочной закупки является отсутствие оснований проведения ОРМ. Например, не проверенные источники информации, тем самым провоцируется лицо, которое может иметь сомнительное отношение к указанной деятельности. То есть у виновного умысел на сбыт должен сформироваться вне зависимости от сотрудников правоохранительных органов, если же это не так, то и основания проведения мероприятия нет, потому что умысел был сформирован искусственным образом и не имеет ничего общего с действительностью. Однако, существует мнение, что провокация может быть «вынужденной». Так, С. Радачинский выдвигает идею о «правомерной провокации». Имеются в виду те случаи, когда провокация является единственным и наиболее эффективным средством обнаружения преступного замысла, предотвращения более тяжких преступлений, раскрытия совершенных. И в большей степени это касается случаев вынужденной провокации, к которой могут прибегать сотрудники правоохранительных органов или лица, сотрудничающие с ними на контрактной основе и внедряемые в преступную среду [2].
Повторное проведение ОРМ в отношении одного и того же лица, тоже часто является одним из нарушений. Однако, Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики [4] четко перечислил цели, при наличии которых проведение повторных оперативно-розыскных мероприятий не будет подвергаться сомнению: пресечение и раскрытие организованной преступной деятельности, установление всех соучастников преступления, выявление преступных связей участников незаконного оборота наркотических средств, установление каналов поступления наркотических средств и др. Также в качестве оснований осуществления еще одной, к примеру, проверочной закупки, Верховный Суд РФ предусмотрел случаи, когда цели при проведении предыдущего оперативно-разыскного мероприятия достигнуты не были.
Таким образом, можно выделить ряд критерием по которым можно разграничить провокацию и ОРМ «проверочная закупка»:
- Если нет оснований для проведения ОРМ в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности, то это будет признаваться недопустимым доказательством, а именно провокацией;
- При ОРМ умысел лица формируется по собственной воле, а при провокации умысел искусственным образом провоцируется оперативными сотрудниками;
- Целью ОРМ является подтверждение и документирование сведений о совершенном преступлении, а также привлечении к ответственности виновных, а при провокации это искусственное создание доказательств и шантаж.
Таким образом, не всегда результаты ОРМ могут быть использованы в доказывании, а именно в тех случаях, когда сотрудниками оперативных подразделений игнорируются предусмотренные законодательством правила получения и оформления результатов их деятельности, вместе с тем, если оно было проведено в полном соответствии с законодательством, результаты могут в большей мере подкрепить обвинение в отношении лица, которое находится под следствием.
Литература:
- Глушков, В. А. Провокация при проведении оперативного эксперимента / В. А. Глушков. — Текст: непосредственный // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2016. — № 5. — С. 31–33.
- Савинский, А. В. О соотношении оперативного эксперимента, провокации и обстоятельств, исключающих преступность деяния / А. В. Савинский. — Текст: непосредственный // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. — 2018. — № 3. — С. 22–25.
- Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ от 27.06.2012 — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: (дата обращения: 20.05.2022).
- Понятие «провокации». — Текст: электронный // Толковый словарь Ожегова: [сайт]. — URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/ %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %BE %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F (дата обращения: 20.05.2022).
- Понятие «провокации в медицине». — Текст: электронный // Большая актуальная политическая энциклопедия: [сайт]. — URL:https://greater_political.academic.ru/157/ %D0 %9F %D0 %A0 %D0 %9E %D0 %92 %D0 %9E %D0 %9A %D0 %90 %D0 %A6 %D0 %98 %D0 %A (дата обращения: 20.05.2022).