Доследственная проверка по уголовным делам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств несомненно имеет важное значение. Именно в рамках проверки сообщения о преступлении собираются все данные, свидетельствующие о том, что в действиях лица имеется состав преступления.
Первичную информацию о деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков, как правило, получают сотрудники органов внутренних дел в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, данные сведения поступают и в другие службы и подразделения правоохранительных органов: ГИБДД, участковых уполномоченных полиции, дознания, предварительного следствия.
Исходная информация о незаконном обороте наркотиков не редко содержится в сигналах граждан (об известных им случаях потребления наркотиков), в сообщениях должностных лиц об их хищении или вымогательстве, сообщениях сотрудников аптек о попытках получить названные препараты по поддельным рецептам и др.
В первую очередь, по таким сообщениям проводятся оперативно — розыскные мероприятия, направленные на задержание виновника с поличным. Одним из самых распространенных оперативно — розыскных мероприятий по преступлениям данной категории является «проверочная закупка», но могут проводиться и иные мероприятия, имеющие целью достоверное установление факта незаконного оборота наркотиков и виновного [Бастрыкин А. И. Криминалистика. Техника, тактика и методика расследования преступлений: научно-практическое пособие. М., 2011. С. 47.].
Таким образом, одним из источников получения исходной информации о незаконном обороте наркотических средств является реализация оперативно — розыскных мероприятий.
Еще одним источником информации, необходимой для возбуждения уголовного дела о незаконном обороте наркотиков, является сообщение из медицинских учреждений. В практике нередки ситуации, когда лицо, употребившие наркотические средства, попадает в лечебное учреждение. В данном случае сотрудники данного учреждения обязаны сообщить о факте доставления лица в состоянии наркотического опьянения.
Нередки случаи задержания лица с поличным, то есть с имеющимися при нем наркотическими средствами.
Кроме того, факт наличия признаков составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, может быть выявлен в ходе расследования других эпизодов преступной деятельности, как сопряженных с незаконным оборотом наркотических средств, так и иной категории. Так, например, в ходе расследования кражи при производстве обыска по месту жительства подозреваемого могут быть обнаружены наркотические средства.
Поводом для возбуждения уголовного дела по делам о незаконном обороте наркотиков, как правило, выступает рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный сотрудником правоохранительных органов в порядке ст. 143 УПК РФ [Рылков Д. В. Повод для возбуждения уголовного дела как необходимое условие начала производства по делу // Российский следователь. 2009. № 17. С. 6.].
В рамках конкретной предварительной проверки по сообщению о преступлении, а также в ходе расследования уголовных дел могут иметь место следующие выявляемые схемы:
а) обнаружение посевов; выход на хозяина земельного участка; фиксирование на участке обработчиков и сборщиков; отслеживание маршрута перевозки и места складирования; задержание причастных к преступной деятельности субъектов в одном или нескольких местах; фиксация связей процессуальными средствами и доказывание по результатам расследования всего механизма преступной деятельности;
б) обнаружение хранящегося наркотического средства; оперативно- розыскное документирование или процессуальная фиксация факта хранения и задержание тех, кто посещает место хранения и забирает часть «товара»; отслеживание цепочки более мелких сбытчиков, в том числе для процессуального фиксирования свидетелей сбыта и последующего изъятия вещественных доказательств;
в) обнаружение перевозимого наркотического средства; процессуальная фиксация факта перевозки и принятие решения о контролируемой поставке; оперативное выявление субъектов причастных к перевозке; оперативное фиксирование получателя «груза», процессуальное задержание получателя;
г) обнаружение в процессе проводимых профилактических проверок ненадлежащим образом хранящихся прекурсоров; под «угрозой» привлечения к ответственности, или иным путем, получение сведений о покупателях; отграничение тех, кто не связан с реальным производством, где используются прекурсоры; выявление из числа выделенных потребителей прекурсоров тех, кто их приобрел для использования с криминальными целями, например, для использования в лаборатории по производству наркотических средств или для незаконной предпринимательской деятельности с использованием прекурсоров; захват лаборатории либо незаконного производства;
д) получение ряда сообщений об организованном потреблении наркотиков, например, в притоне, ночном клубе, дискотеке или в ином месте; задержание потребителей, в том числе за совершение других преступлений; получение у наркоманов показаний или иных свидетельств о покупке наркотиков у конкретного сбытчика; организация и проведение проверочных закупок с целью задержания сбытчика;
е) получение сведений о потреблении наркотиков, например, несовершеннолетними; оперативное отслеживание круга самих потребителей, их связей, мест употребления наркотических средств; оперативное выявление возможных сбытчиков или лиц склоняющих одного или нескольких несовершеннолетних к употреблению наркотических средств; нахождение «слабых» звеньев в цепи потребителей, которые согласны на участие в проверочной закупке; проведение многоразовых проверочных закупок с последующим процессуальным задержанием лица, которое склоняло других к потреблению наркотиков.
Данный перечень методических схем начала расследования не является исчерпывающим и определяется особенностями механизма преступной деятельности, конкретной тактической ситуацией, в которой происходит выявление признаков преступной деятельности и возбуждение уголовного дела. Данные схемы являются основой для детального планирования работы на первоначальном этапе расследования.
В стадии возбуждения уголовного дела следователь делает обоснованное предположение, что признаки преступления существуют, но к доказыванию приступает уже в процессе расследования. Однако принятие решения о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении дела должно быть обоснованным. Такие требования закона не могут быть выполнены без исследования и оценки имеющихся первичных данных. А во многих случаях они не могут быть выполнены и без предварительной проверки, что является специфической формой доказывания, присущей стадии возбуждения уголовного дела [Томин В. Т., Поляков М. П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Издательство Юрайт, 2015.С. 195.].
Отдельного исследования требует вопрос о допустимости предметов и документов, полученных в процессе оперативно-розыскной деятельности по делам о незаконном обороте наркотиков.
Процедура получения оперативным путем предметов и документов, для передачи их следователю должна соответствовать следующим требованиям:
‒ они должны быть получены оперативным органом с соблюдением требований закона об оперативно-розыскной деятельности;
‒ факт их получения этим органом должен быть удостоверен в соответствующем оперативно-служебном документе;
‒ предметы и документы направляются с соответствующей сопроводительной оперативного органа, в которой обосновывается их значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также указывается на их происхождение;
‒ принятый предмет или документ должен быть осмотрен лицом, производящим расследование, о чем составляется протокол;
‒ свое решение о приобщении представленного материала управомоченный орган оформляет мотивированным постановлением.
Следует уделить особое внимание тому, что по сообщениям о фактах незаконного оборота наркотиков доследственная проверка имеет огромную роль, это выражается в следующем.
Во-первых, предполагаемое наркотическое средство должно быть в обязательном порядке изъято в ходе доследственной проверки. Возбудить уголовное дело в случае отсутствия средства, подлежащего исследованию, невозможно. Так, например, нельзя возбудить уголовное дело на основании слов лица, что другое лицо сбыло ему наркотическое средство, если данного наркотического средства в наличии нет.
Видится целесообразным отметить, что существует ряд процессуальных проблем, связанных с изъятием наркотического средства в рамках доследственной проверки. Единственным, в соответствии с уголовно — процессуальным законодательством, действием, в ходе которого может производиться изъятие в рамках доследственной проверки, является протокол осмотра места происшествия. Однако в практической деятельности нередки ситуации, когда такое изъятие оформляется актом изъятия, то есть, не существующим в рамках уголовного процесса документом, либо протоколом досмотра, предусмотренным административным законодательством. По поводу последнего в научной литературе не существует единого мнения, так, по мнению некоторых исследователей, изъятие в рамках административного процесса не может выступать доказательством в рамках расследуемого преступления [Борисов А. Б. Комментарий к Уголовно- процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Книжный мир, 2015. С. 201.].
Однако с такой позицией согласиться нельзя по следующим основаниям:
‒ на момент изъятия неизвестно, в рамках какого производства, уголовного или административного, лицо будет привлекаться к ответственности, поскольку не известен вид наркотика и его размер;
‒ изъятие проводится в соответствии с требованиями законодательства;
‒ в случае отсутствия оснований для производства осмотра места происшествия иной возможности изъятия наркотического средства не имеется.
Таким образом, на наш взгляд, изъятие наркотического средства в рамках административного производства является законным.
В то же время, изъятие наркотика путем составления акта изъятия признаваться законным не может, поскольку закон не предусматривает такого документа в рамках какого-либо производства.
Во-вторых, факт того, что изъятое вещество является наркотическим средством, должен быть установлен экспертным путем. В настоящий момент уголовно — процессуальное законодательство предусматривает возможность проведения указанного следственного действия в рамках доследственной проверки, что является существенно облегчает работу лица, производящего расследование и позволяет сократить сроки расследования, ведь нет необходимости сначала назначать исследование в рамках проверки, а затем- экспертизу в ходе предварительного следствия.
В то же время, следует помнить о том, что участники уголовного судопроизводства обладают правом ходатайствовать о постановке каких-либо вопросов перед экспертом, которые, по их мнению, не заданы лицом, производящим расследование, но являются важными. Таким образом, очевидно, что ознакомление с постановлением о назначении экспертизы должно происходить до начала ее производства. В то же время, здесь возникает правовая коллизия. Ст. 144 УПК РФ дает возможность процессуальному лицу, проводящему доследственную проверку по сообщению, назначить экспертизу до возбуждения уголовного дела. Однако возможность ознакомления участников процесса с постановлением о назначении судебной экспертиза на стадии доследственной проверки УПК РФ не предусмотрена. В итоге лицо, проводящее проверку по сообщению, сталкивается с нелегким выбором: не назначать экспертизу до возбуждения уголовного дела, либо назначать, но с постановлением о назначении ознакомить участников расследования лишь после возбуждения уголовного дела. Оба таких варианта чреваты проблемами и нарушениями требований уголовно-процессуального законодательства, в связи с чем единственным выходом из сложившейся ситуации видится необходимость внесения изменений в ст. 144 УПК РФ с целью расширения списка следственных действий, производство которых возможно до возбуждения уголовного дела.
Как уже говорилось выше, уголовные дела о преступлениях данной категории могут быть возбуждены лишь при наличии всех оснований, а, соответственно, лишь при соблюдении всех требований законодательства. Поскольку основным доказательством по данному уголовному делу будет являться само вещественное доказательство и его изъятие, должны быть учтены все малейшие детали, оформление документов по изъятию должно быть безупречным. Так, изъятое в обязательном порядке упаковывается, опечатывается, упаковка скрепляется подписью участвующих лиц. В документе, на основании которого производится изъятие, в обязательном порядке отражаются все сведения об упаковке.
Очевидно, что данные требования обусловлены требованием к отсутствию возможности подменить изъятое или увеличить/уменьшить его количество.
Несмотря на указанные требования, анализ первичных материалов, возбужденных уголовных дел свидетельствует о значительном числе недостатков.
Так, имеют место случаи, когда при проведении проверочных закупок наркотиков под контролем оперативных работников, нарушаются требования уголовно-процессуального законодательства и под видом осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела проводятся обыски в жилых помещениях сбытчиков наркотиков, чем в значительной степени подрывается законность изымаемых при этом доказательств.
Согласно вышесказанному видится возможным сделать вывод, что фактические данные, зафиксированные в первичных материалах, которые при возбуждении уголовного дела, могут быть признаны доказательствами или иными документами, должны отвечать определенным требованиям, а именно должны быть получены:
‒ надлежащим субъектом,
‒ только из источников, которые можно проверить;
‒ с соблюдением правил проведения действия, в ходе которого оно добыто;
‒ с соблюдением всех требований закона, касающихся фиксации хода и результатов оперативно-розыскного или следственного действия.
Таким образом, подводя итог вопросам стадии возбуждения уголовного дела по преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств необходимо отметить следующее.
В ходе доследственной проверки по сообщению о преступлении в сфере незаконного оборота наркотических средств могут быть проведены такие следственные действия и проверочные мероприятия:
‒ осмотр места происшествия;
‒ изъятие протоколом личного досмотра;
‒ получение образцов для сравнительного исследования;
‒ осмотр предметов и документов;
‒ назначение и производство судебных экспертиз.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что ст. 144 УПК РФ говорит о том, что лицо, производящее доследственную проверку, имеет право изымать предметы и документы в порядке, установленном УПК РФ. В то же время, отсутствие конкретики по данному вопросу не дает возможности определить, каким же именно образом может быть проведено изъятие. Анализ норм уголовно — процессуального законодательства говорит о том, что изъятие может производиться в ходе трех следственных действий: осмотра места происшествия, выемки и обыска. Однако из всех данных следственных действий среди тех, которые могут быть произведены до возбуждения уголовного дела, ст. 144 УПК РФ называет лишь осмотр места происшествия. Из чего следует вывод, что изъятие возможно исключительно в ходе осмотра места происшествия. Представляется правильным, что перечень следственных действий, которые могут быть проведены до возбуждения уголовного дела, целесообразно расширить, внеся в данный список обыск, проводимый в соответствии с нормами уголовно- процессуального законодательства.
Кроме того, ст. 144 УПК РФ предоставляет право получения образцов для сравнительного исследования, однако в рамках предварительного расследования такое получение производится путем вынесения постановления и составления протокола, с указанием процессуального статуса лица, от которого получаются образцы. В связи с этим требует уточнения тот факт, каким образом могут быть получены образцы для сравнительного исследования, а также видится необходимым установление возможности изъятия образцов для сравнительного исследования принудительно.
Не менее важным кажется то, что ознакомление с постановлением о назначении судебной экспертизы целесообразно предусмотреть среди следственных действий, которые могут быть проведены до возбуждения уголовного дела.
Таким образом, представляется, что доследственная проверка по сообщениям о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств может проводится более эффективно, если перечень следственных действий, которые могут производится до возбуждения уголовного дела, будет расширен.
Литература:
- Бастрыкин А. И. Криминалистика. Техника, тактика и методика расследования преступлений: научно-практическое пособие / А. И. Бастрыкин. — М., 2011. — 480с.
- Борисов А. Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А. Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 2015. — 944с.
- Рылков Д. В. Повод для возбуждения уголовного дела как необходимое условие начала производства по делу / Д. В. Рылков // Российский следователь. — 2009. — № 17. — С. 6–9.
- Томин В. Т., Поляков М. П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / В. Т. Томин, М. П. Поляков. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 1124с.