Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности» [7]. При визуализации информации уже используются не схемы, таблицы и картинки, а более близкие детской природе игровые формы обучения, основанные на применении интерактивных методов и технологий.
Компьютерный ориентированный метод отображения информации, называется мультимедиа [10]. Он основан на использовании текстовых, графических и звуковых возможностей компьютера в интерактивном режиме.
Относительно новым является класс программных продуктов, сформировавшийся в связи с изменением среды обработки данных:
- появлением лазерных дисков высокой плотности;
- записи с хорошими техническими параметрами по доступным ценам;
- расширением состава периферийного оборудования, подключаемого к персональному компьютеру;
- развитием сетевой технологии обработки;
- появлением региональных и глобальных информационных сетей, располагающих мощными информационными ресурсами [2].
Основное назначение программных продуктов мультимедиа — создание и использование аудио и видеоинформации для расширения информационного пространства пользователя.
Стремительно меняется мир сегодня и компьютеры основательно вошли в нашу жизнь, в связи с чем многократно возрастает роль информационной деятельности, в том числе доля активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств. Информационно-коммуникативная компетентность – один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутри образовательными причинами.
В этой ситуации возникает вопрос, как, используя доступное программное обеспечение, максимально удобно и эффективно представить нужную информацию для обучающихся, чтобы облегчить общение, привлечь внимание и заинтересовать. Здесь большую помощь могут оказать современные мультимедийные технологии, в особенности компьютерная презентация, подготовленная в среде PowerPoint, интерактивная доска с интерактивными заданиями, приложение LearningApps.org, draw.io [4].
При изучении темы: «Файлы и файловые системы» (8-9 классы) используются задания на классификацию. Их цель: развивать умение классифицировать устройства по нескольким критериям. Формулировка задания следующая: Создать группы и распределить слова по назначению.
Рис. 1. Работа на интерактивной доске. Воспитанник на интерактивной доске методом перетаскивания создает группы и распределяет слова по назначению. Распределяет слова к терминам.
Формулировка следующего задания: Создайте кластер на тему «Файловая структура». Вырезать слова из текста, рассортировать по смыслу и создать файловую структуру.
Рис. 2. Вариант задания на создание кластера и пример выполнения. Воспитанник составляет кластер.
При изучении темы: «Электронные таблицы Excel» (9 класс) используется задания на установление соответствия. Их цель: развивать умение классифицировать элементы окна программы Microsoft Excel. Формулировка задания следующая: Расположите название элементов окна документа Microsoft Excel в соответствии. Воспитаннику необходимо соединить стрелками основные элементы окна Microsoft Excel и соответствующие им названия.
Рис. 3. Расположить название элементов окна документа Excel в соответствии.
В теме: «Текстовые документы и технологии их создания» (7класс) наилучший результат дают задания, цель которых состоит вразвитии критического мышления обучающихся в наглядно-графической форме. Формулировка задания: Построить причинно-следственную диаграмму «Рыбий скелет» и сравнить «бумажную» и «компьютерную» технологии подготовки текстовых документов. Воспитанник должен разместить на схеме описания достоинств и недостатков «бумажной» и «компьютерной» технологий.
Рис. 4. Образец выполненной работы на сравнение «бумажной» и «компьютерной» технологии создания текстовых документов.
Мультимедиа-технологии – это способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций.
В процессе обучения мультимедийные объекты выступают как средства коммуникации, а также как выразительное средство в различных педагогических сценариях, состоящих из учебных ситуаций. Выбор средств обучения определяется задачами урока или занятия; содержанием учебного материала; применяемыми методами обучения; предпочтениями учителя.
Другие образовательные мультимедийные продукты являются интерактивными, т.е. обучающимся принадлежит активная роль, которая заключается в самостоятельном выборе темы для изучения и возможности перехода от одной темы к другой.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий обеспечивает следующие образовательные результаты:
- умение работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
- повышение степени наглядности;
- усиление мотивации обучения, как следствие — повышение интереса к предмету, в том числе и за счёт привлекательности компьютерной техники;
- развитие творческих способностей воспитанников, формирование теоретического, творческого и модульно-рефлексивного мышления обучающихся [3].
Использование персонального компьютера в обучении связано с решением дидактических задач, направленных на повышение уровня обучения на уроках по данной дисциплине.
Актуальность использования данных технологий обусловлена тем, что в них заложены возможности для обучения на качественно новом уровне.
Инфо̣рмацио̣нно̣-о̣бразо̣вате̣льная сре̣да учре̣жде̣ния по̣зво̣ляе̣т эффе̣ктивно̣ о̣сваивать но̣вые̣ те̣хно̣ло̣гии, в сво̣ю о̣че̣ре̣дь инфо̣рмацио̣нно̣-ко̣ммуникацио̣нные̣ те̣хно̣ло̣гии стано̣вятся главным факто̣ро̣м влияния на каче̣ство̣ и со̣де̣ржание̣ сре̣ды. В само̣м о̣бще̣м виде̣ е̣дино̣е̣ инфо̣рмацио̣нно̣е̣ про̣странство̣ о̣бразо̣вате̣льно̣го̣ учре̣жде̣ния пре̣дставляе̣т со̣бо̣й ко̣мпле̣ксную систе̣му, в ко̣то̣ро̣й заде̣йство̣ваны и на инфо̣рмацио̣нно̣м уро̣вне̣ связаны ме̣жду со̣бо̣й все̣ участники уче̣бно̣го̣ про̣це̣сса. Для со̣здания инфо̣рмацио̣нной̣ сре̣ды образовательной организации не̣о̣бхо̣димо̣ систе̣мно̣е̣ виде̣ние̣ ро̣ли ИКТ в рамках инфо̣рматизации о̣бразо̣вате̣льно̣го̣ учре̣жде̣ния, ко̣то̣ро̣е̣ пре̣дпо̣лагае̣т ре̣ализацию взаимо̣связанных направле̣ний-мо̣дуле̣й.
Программное обеспечение LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Цель деятельности – сборка интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно – интерактивность.
При изучении темы: «Одномерные массивы» (9 класс) используются интерактивные задания:
Рис.5. Вставьте пропущенные слова.
Рис.6. Расположить фрагменты программы в порядке следования.
Рис.7. Поиск элементов с заданными условиями.
Рис.8. Разгадать кроссворд.
При изучении темы: «Программирование разветвляющихся алгоритмов» (8 класс) используется онлайн-сервис для создания диаграмм и блок-схем, самых разных форм и структур.
Рис.9. Вид экрана программы draw.io.
Необходимо также отметить, что информационно-коммуникационные технологии открывают учителю новые возможности при проведении уроков, позволяя разнообразить по форме, избежать шаблонности, повысить интерес воспитанников к обучению. Вместе с тем, компьютер не может полностью заменить учителя, профессионализм которого позволяет заинтересовать обучающихся, вызвать любознательность, завоевать их доверие. Кроме того, он может акцентировать внимание обучающихся на те или иные важные аспекты изучаемого предмета, а также, поощрить их старательность и найти пути мотивации к обучению. А учитель должен определить место и роль информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.
Литература:
- Агапова Р.С. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе [Текст] / Р.С. Агапова //Информатика и образование. – 2015. -№ 2.
- Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе [Текст] / И.В. Гребенев //Педагогика. – 2016. – №5.
- Гребцова Н.И. Развитие мышления учащихся [Текст] / Н.И. Гребцова //Средняя школа. – 2015. – № 11.
- Гусева А.И. Учимся информатике: задачи и методы их решения [Текст] / А.И. Гусева. – М.: Диалог – МИФИ, 2016.
- Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления [Текст] / В.В. Давыдов; Под ред. А.В. Петровского //Новое педагогическое мышление. – М: Педагогика, 2016.
- Корнилова Т.В. Психолого-педагогические проблемы практики компьютеризации обучения в вузе [Текст] / Т.В. Корнилова //ВестН.Мос.ун-та./ Сер. 14, Психология,-2016. -№3.
- Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед.вузов / М.П.Лапчик [и др.]. –М.: Академия, 2016. -624с.
- Сафронова Н.В. Теория и методика обучения информатики. М-: Высшая школа, 2015. -223с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности уч-ся. – М., 2012.
- Халилова Ф.С. Концептуальные основы обучения информатики школьников. – Симферополь: Доля., 2015.-119с.