К вопросу о целесообразности участия представителей общественности и представителя президента Российской Федерации в деятельности квалификационных коллегий судей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (199) март 2018 г.

Дата публикации: 31.03.2018

Статья просмотрена: 617 раз

Библиографическое описание:

Лысенко, Н. М. К вопросу о целесообразности участия представителей общественности и представителя президента Российской Федерации в деятельности квалификационных коллегий судей / Н. М. Лысенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/199/48961/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием представителей общественности и представителей Президента РФ в деятельности квалификационных коллегий судей, порядком из назначения. осуществления ими полномочий и досрочном прекращении их деятельности в качестве членов коллегий. Автором анализируются основные подходы к целесообразности включения указанных представителей в состав Высшей квалификационной коллегии судей и Квалификационных коллегий судей субъектов РФ, формулируются некоторые проблемы взаимодействия органов государственной власти при формировании составов этих коллегий, а также намечаются пути их решения путем внесения изменений в законодательство, регулирующее деятельность квалификационных коллегий судей.

Ключевые слова: судебная власть, органы судейского сообщества, Высшая квалификационная коллегия судей, Квалификационные коллегии судей субъектов РФ, представители общественности, представитель Президента РФ, независимость судей.

Вопрос о порядке формирования Высшей квалификационной коллегии судей и Коллегий судей субъектов неоднократно ставился перед законодателем, и в разное время он решался по-разному. Постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г. № 4960–1 «Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей» [1] устанавливалось, что в состав квалификационных коллегий судей могут входить только профессиональные судьи. Позднее Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № 30-Ф3 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» [2] было закреплено, что квалификационные коллегии судей формируются не только из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов Российской Федерации, но также из представителей общественности, представителей Президента РФ [3, с. 96]. В настоящее время формирование квалификационных коллегий судей происходит на основании норм ст. 11 указанного Федерального закона следующим образом: Высшая квалификационная коллегия судей состоит из 29 членов, из которых 10 — представители общественности, и один — представитель Президента РФ; Квалификационные коллегии судей субъектов РФ формируются в составе 21 члена, которые включают 7 представителей общественности и одного представителя Президента РФ.

В научной литературе по юриспруденции можно найти самые разные подходы к включению в состав квалификационных коллегий судей представителей общественности и представителя Президента РФ. Большинство исследователей считает, что таким образом, наряду с участием граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей, реализуется «гарантированная конституционная возможность участия граждан в управлении делами государства» [3, с. 96]. Такое участие можно рассматривать как косвенную форму участия граждан в отправлении правосудия, поскольку при этом они напрямую не влияют на судебное решение, а лишь принимают участие в формировании судейского корпуса, то есть опосредованно воздействуют на решения, принимаемые судом в будущем [3, с. 99]. При этом указывается, что значительный процент участия представителей общественности (примерно 1/3 от общего числа членов коллегий) возлагает на них большую ответственность за принятые коллегией решения, в связи с чем большое внимание должно уделяться вопросу отбора кандидатов в представители, учитываться необходимые требования, которым они должны соответствовать. Другая точка зрения — что одной трети представителей общественности в квалификационных коллегиях судей недостаточно для обеспечения подлинной независимости коллегий, в связи с чем таких представителей должно быть не меньше половины. Это обусловливается тем, что с момента объединения Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ расстановка сил в квалификационных коллегиях изменилась, общественность осталась в меньшинстве, из-за чего уже не может влиять на деятельность коллегий так, как раньше. Также предлагается расширить спектр организаций, которые могут выдвигать кандидатов для назначения в квалификационные коллегии судей, в частности, добавив к ним правозащитные организации, Общероссийский народный фронт и др. [4, с. 45]. Еще одной идеей по усилению влияния представителей общественности и представителя Президента РФ на деятельность коллегий является предложение по назначению председателями Высшей квалификационной коллегии судей и Квалификационных коллегий судей субъектов РФ представителей общественности или представителей Президента РФ. Такой подход представляется спорным, поскольку деятельность квалификационных коллегий сугубо специфична и основана на глубоком знании судебной системы, следовательно, возглавлять их должны лица, непосредственно связанные с органами судебной власти. Третья группа исследователей склоняется к тому, что действующий механизм формирования квалификационных коллегий судей противоречит ст. 3.1. Европейской хартии о законе «О статусе судей», которой устанавливается принцип невмешательства в процесс подбора, отбора, назначения, продвижения по службе или окончания пребывания в должности судьи зависимого от исполнительной и законодательной власти органа, а также не соответствует признанному в российском законодательстве принципу разделения властей [5, с. 102–103]. В подтверждение указанных доводов приводятся результаты анализа состава Высшей квалификационной коллегии судей, из которых следует, что из 10 членов, назначенных Советом Федерации, только один представитель прямо не связан с государственными учреждениями [5, с. 103]. С данным подходом также нельзя согласиться, поскольку именно включение в состав квалификационных коллегий судей представителей общественности и представителя Президента РФ обеспечивает влияние на решения коллегий различных ветвей власти, не замыкает их деятельность только рамками судебной системы, делает более открытыми для общественности. Однако существует ряд пробелов в законодательных актах, регламентирующих порядок назначения, деятельности и прекращения полномочий представителей общественности и представителя Президента РФ в квалификационных коллегиях судей, которые требуют совершенствования. Обозначим некоторые из них.

Полномочия по назначению представителей общественности членами Высшей квалификационной коллегии судей принадлежат Совету Федерации, а Квалификационных коллегий судей субъектов РФ — законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации. Представители избираются тайным голосованием из числа кандидатов, которые выдвигаются общероссийскими общественными организациями юридической направленности и общероссийскими общественными организациями, основной уставной целью которых является защита прав и свобод человека и гражданина, имеющими государственную регистрацию, а также научно-педагогическими коллективами юридических научных организаций и юридических образовательных учреждений. Закон «Об органах судейского сообщества в РФ» устанавливает лишь ряд требований, которым должны соответствовать кандидаты (ими должны быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, адвокатами и нотариусами) [2, п. 8 ст. 11]. Однако там упоминания о том, каким личными и профессиональными качествами должны обладать кандидаты, а также о том, какими принципами должны руководствоваться законодательные органы при отборе и назначении представителей. Еще в меньшей степени закон регулирует порядок отбора представителя Президента РФ, ограничивая требования к нему наличием российского гражданства и прохождением государственной службы. При этом о необходимости юридического образования, допустим, в нем ничего не сказано. Представляется, что, с учетом большого процента от количества всех членов Квалификационных коллегий судей (около трети), а также недостаточно четких критериев при оценке деятельности судьи, на представителей общественности и представителей Президента РФ ложится огромная ответственность не только за судьбы отдельных лиц (претендующих на должность судьи, выполняющих деятельность по осуществлению правосудия и др.), но и за авторитет судебной власти в целом. На основании этого можно сделать вывод, что необходимо законодательно закрепить более четкие критерии отбора представителей общественности и представителей Президента РФ в квалификационные коллегии судей (например, учитывать стаж работы, общественную деятельность, наличие ученой степени, наличие судимости и т. п.), причем сделать их едиными как для Высшей квалификационной коллегии судей, так и для квалификационных коллегий судей субъектов РФ.

Не менее актуальным остается вопрос о досрочном прекращении полномочий члена квалификационной коллегии судей — представителя общественности или Президента РФ. Эта функция также возлагается соответственно на Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или Президента Российской Федерации. Однако поскольку указанные органы не всегда в полной мере владеют информацией о работе назначенных ими членов квалификационных коллегий судей, объективность их решений о досрочном прекращении полномочий может вызывать сомнения. Кроме того, Федеральным законом № 30-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения полномочий — инициатива члена коллегии, совершение им преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, отсутствие на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех месяцев без уважительных причин, замещение государственных или муниципальных должностей, должностей государственной или муниципальной службы, вступление в руководство организациями и учреждениями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, получение статуса адвоката или нотариуса [2, п. 8 ст. 11]. При этом в указанный перечень не включены такие основания, как ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, совершение порочащего поступка. Несмотря на то, что ст. 11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в РФ» предусматривает обязанность представителей общественности и представителей Президента Российской Федерации «избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности указанных представителей» [2, п. 8 ст. 11], нарушение этих требований также не предполагает наступления неблагоприятных последствий в виде досрочного прекращения полномочий членов квалификационных коллегий судей. Это может порождать ощущение вседозволенности, отсутствия сдерживающих факторов, которое не всегда наилучшим образом влияет на результаты работы коллегий. Во избежание этого необходимо расширить перечень оснований, по которым полномочия члена квалификационной коллегии могут быть досрочно прекращены, а также предусмотреть возможность выходить с подобной инициативой самих членов квалификационных коллегий судей, которые видят работу «изнутри» и могут дать оценку деятельности того или иного представителя общественности или представителя Президента РФ.

Литература:

  1. Постановление Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г. № 4960–1 «Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 24, ст. 856.
  2. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 11.
  3. Липчанская М. А. Деятельность квалификационных коллегий судей как органов судейского сообщества с участием представителей общественности // Известия Саратовского университета, серия: Экономика. Управление. Право. Том 11. — 2011. — № 2. — С. 96–100.
  4. Багаутдинов Ф. Н., Диденко Н. С. Актуальные вопросы ответственности судей и деятельности квалификационных коллегий // Юристъ-Правоведъ. — 2017. — № 3(82). — С. 42–45.
  5. Трофимов Е. А. Квалификационные коллегии судей как инструмент укрепления «вертикали» судебной власти: кратологический очерк // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 9. — С. 102–104.
Основные термины (генерируются автоматически): квалификационная коллегия судей, представитель Президента РФ, Высшая квалификационная коллегия, представитель общественности, Российская Федерация, квалификационная коллегия судей субъектов РФ, судебная власть, судейское сообщество, РФ, Совет Федерации.


Ключевые слова

судебная власть, независимость судей, органы судейского сообщества, Высшая квалификационная коллегия судей, Квалификационные коллегии судей субъектов РФ, представители общественности, представитель Президента РФ

Похожие статьи

Особенности рассмотрения жалоб и обращений граждан Высшей квалификационной коллегией судей РФ и Квалификационными коллегиями судей субъектов РФ

В статье дается краткий анализ жалоб и обращений граждан в Высшую квалификационную коллегию судей РФ, Квалификационные коллегии судей субъектов РФ, из которого делаются выводы о несоответствии большого числа таких обращений компетенции квалификационн...

Взаимодействие квалификационных коллегий судей с судебными органами

В процессе своей работы квалификационные коллегии судей достаточно акивно взаимодействуют с различными органами государственной власти. Это взаимодействие происходит на всех этапах их деятельности — на этапе формирования квалификационных коллегий, пр...

Актуальные проблемы деятельности суда присяжных в современных условиях

В статье исследуется проблемы деятельности суда присяжных в Российской Федерации. Анализируются негативные факторы, препятствующие формированию коллегии присяжных заседателей. Предлагаются некоторые решения, направленные на повышение эффективности фо...

Некоторые вопросы организации работы органов прокуратуры в Российской Федерации

В статье рассматривается организация работы прокуратуры в Российской Федерации. Выделяются следующие принципы организации работы прокуратуры в Российской Федерации: принцип законности, принцип единства, принцип централизации, принцип гласности, принц...

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Некоторые вопросы совершенствования правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации

В данной статье предлагается внесение изменений в организационно-правовую форму конституционного суда, для повышения конституционного контроля с его стороны и его эффективности, в современных условиях.

Проблемные аспекты самостоятельности судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением самостоятельности судебной власти в РФ. В целях объективной реализации самостоятельности предлагается внести изменения для кандидатов в судьи и порядок отбора в судьи и на...

Проблемы прохождения государственной гражданской службы в аппарате суда

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью преодоления негативной ситуации, связанной с формированием профессионального кадрового ядра государственных гражданских служащих судебных органов. Целью работы заключается в выявлении проблем правов...

К вопросу о рассмотрении квалификационными коллегиями кандидатур на должность судьи

В статье рассматривается один из этапов рассмотрения кандидата в судьи на пути к назначению на должность. Автором анализируется порядок и особенности принятия решений квалификационными коллегиями судей, рассматриваются конкретные примеры решений.

Принцип независимости Конституционного суда Российской Федерации: порядок формирования кадрового состава

Данное исследование рассматривает влияние изменений в законодательстве Российской Федерации на независимость Конституционного суда. Особое внимание уделено порядку формирования кадрового состава суда, включая назначение и прекращение полномочий судей...

Похожие статьи

Особенности рассмотрения жалоб и обращений граждан Высшей квалификационной коллегией судей РФ и Квалификационными коллегиями судей субъектов РФ

В статье дается краткий анализ жалоб и обращений граждан в Высшую квалификационную коллегию судей РФ, Квалификационные коллегии судей субъектов РФ, из которого делаются выводы о несоответствии большого числа таких обращений компетенции квалификационн...

Взаимодействие квалификационных коллегий судей с судебными органами

В процессе своей работы квалификационные коллегии судей достаточно акивно взаимодействуют с различными органами государственной власти. Это взаимодействие происходит на всех этапах их деятельности — на этапе формирования квалификационных коллегий, пр...

Актуальные проблемы деятельности суда присяжных в современных условиях

В статье исследуется проблемы деятельности суда присяжных в Российской Федерации. Анализируются негативные факторы, препятствующие формированию коллегии присяжных заседателей. Предлагаются некоторые решения, направленные на повышение эффективности фо...

Некоторые вопросы организации работы органов прокуратуры в Российской Федерации

В статье рассматривается организация работы прокуратуры в Российской Федерации. Выделяются следующие принципы организации работы прокуратуры в Российской Федерации: принцип законности, принцип единства, принцип централизации, принцип гласности, принц...

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Некоторые вопросы совершенствования правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации

В данной статье предлагается внесение изменений в организационно-правовую форму конституционного суда, для повышения конституционного контроля с его стороны и его эффективности, в современных условиях.

Проблемные аспекты самостоятельности судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением самостоятельности судебной власти в РФ. В целях объективной реализации самостоятельности предлагается внести изменения для кандидатов в судьи и порядок отбора в судьи и на...

Проблемы прохождения государственной гражданской службы в аппарате суда

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью преодоления негативной ситуации, связанной с формированием профессионального кадрового ядра государственных гражданских служащих судебных органов. Целью работы заключается в выявлении проблем правов...

К вопросу о рассмотрении квалификационными коллегиями кандидатур на должность судьи

В статье рассматривается один из этапов рассмотрения кандидата в судьи на пути к назначению на должность. Автором анализируется порядок и особенности принятия решений квалификационными коллегиями судей, рассматриваются конкретные примеры решений.

Принцип независимости Конституционного суда Российской Федерации: порядок формирования кадрового состава

Данное исследование рассматривает влияние изменений в законодательстве Российской Федерации на независимость Конституционного суда. Особое внимание уделено порядку формирования кадрового состава суда, включая назначение и прекращение полномочий судей...

Задать вопрос