В цикле психолого-педагогических дисциплин педагогического вуза важное место отводится общей, возрастной и педагогической психологии. Новая структура преподаваемого в педагогических институтах курса общей психологии исходит из стремления приблизиться к реальной структуре научных исследований в современной психологии. Его содержание основано на принципе развития личности, рассматриваемой в совокупности ее отношений и в конкретной деятельности. Ныне действующая программа общей психологии охватывает разделы «Введение в психологию», «Личность и деятельность», «Эмоционально-волевая сторона деятельности личности», «Индивидуально-психологические особенности личности».
В процессе преподавания общей психологии преподаватель излагает вопросы, связанные с пониманием предмета этой науки, ее строения, задач, методов эволюции психики в связи с эволюцией ее материальной основы- нервной системы. Освещается структура и основные психологические проявления личности, которая выступает как субъект деятельности, направленной на удовлетворение необходимых потребностей. Личность рассматривается в связи с социальными группами и коллективами, а также раскрывается вопрос о роли трудовой и речевой деятельности личности в формировании существенно важных ее сторон и качеств, о внимании как необходимом условии осуществления целенаправленной деятельности.
Основная задача курса возрастной и педагогической психологии — дать студентам понимание процесса развития психики ребенка, основных закономерностей психического развития в онтогенезе, важнейших особенностей психологии детей на различных возрастных этапах, своеобразия деятельности, поведения и психического развития школьника в различных педагогических ситуациях, путей учета этих особенностей и закономерностей в процессе обучения и воспитания.
Основная цель преподавания курса возрастной и педагогической психологии — дать студенту такой подход к психологии конкретного школьника, который позволил бы увидеть диалектику становления психических качеств. Являясь этапом биологического созревания, они вместе с тем представляют собой конкретный результат социально-психологического развития личности, неповторимой, своеобразной.
Раскрывая содержание тем по общей, возрастной и педагогической психологии, преподаватель на опытных занятиях тесно связывает рассмотрение вопросов психологии с актуальными проблемами жизни школы, с деятельностью учителя, критикует идеологически враждебные направления буржуазной психологии. Наблюдения свидетельствуют, что в процессе обучения психологии преподаватель имеет большие возможности, чтобы раскрыть психологические аспекты проблем этики учителя.
В процессе преподавания психологии в тесном связи с научным материалом излагаются такие важные вопросы как формирование педагогических навыков и умений, роль внимание в деятельности учителя, культура речи учителя, значение памяти и мышление в педагогической деятельности, нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства учителя, волевые качества учителя и пути их формирование, характерологические качества учителя, педагогические способности.
Существует отрицательное психическое качество, противоположное внимательности, — рассеянность. Она выражается в отвлечении от предметов, на которые надо сосредоточить внимание.
В процессе лекций преподаватель приводит отдельные примеры из опыта педагогической работы, особо подчеркивает возможности воспитания и развития внимания способности управления своим вниманием. В психологической науке существует мнение, согласно которому мышление делится на теоретическое и практическое. Теоретическое мышление направлено на выявление общих закономерностей в природе, обществе и человеческой деятельности, а практическое мышление- на решение конкретных вопросов с помощью приложения результатов теоретических изысканий. Для формирования будущих учителей большими возможностями располагает тема «Чувства».
Моральные и эстетические чувства непосредственно связаны с нравственным обликом учителя. В процессе познания окружающего мира человек не может быть безразличным к нему. Он находится в том или другом эмоциональном состоянии, выражает удовольствие, скорбь, волнение, гнев.
Меняется выражение лица, глаз, меняется осанка, появляются определенного характера жесты, улыбка, возникают специфические оттенки в интонациях речи, характере произнесения слов.
Чувства оказывают большое влияние на активность и деятельность человека, возбуждают, усиливают или ослабляют его. Чувства играют важную роль в педагогической деятельности. Безразличный, бесстрастный человек никогда не может быть хорошим учителем воспитателем. Чувства, эмоции быстро и легко переходят от одного человека к другому.
Хорошее и бодрое настроение, оптимизм — важные свойства, характеризующие эмоциональную жизнь учителя. Педагогический оптимизм — это отношение к детям с большой верой и надеждой, уверенность в том, что даже из запущенных и нерадивых детей можно вырастить полезных для общества людей.
Аффекты, как известно, мешают нормальному взаимоотношению людей. Следовательно, для учителя очень важно умение управлять своими эмоциями, чувствами. Проведение урока-серьезная проверка уровня нравственно-педагогической зрелости будущего учителя. Период активного наблюдения студентами уроков учителей длится обычно всего одну неделю. Это время следует использовать и для изучения характера изучения взаимоотношений учителей и учащихся, приемов предупреждения конфликтных ситуаций, достижения взаимопонимания, взаимоуважения и доверия учащихся.
Когда мы учим студентов-практикантов оценивать урок с точки зрения проявления в нем уровня нравственной воспитанности учителя, то акцентируем их внимание на самом существенном: отношении учителя к своему профессиональному долгу, на взаимоотношениях с учащимся. В частности, студентам было предложено оценить методику ведения урока, его оптимальные образовательно-воспитательные результаты; степень возможностей прочного овладения знаниями каждым учеником непосредственно на уроке. Студенты анализировали, что фактически сделал учитель для достижения наивысших учебно-педагогической культуры поведения учителя на уроке. Знание материала предстоящего урока, овладение оптимальной методикой его преподнесения — нравственная норма студента. Вооружать студентов подлинно научными знаниями можно, лишь усвоив диалектико-материалистической подход к процессу обучения, к выбору частных методов преподавания.
В интересах улучшения воспитания будущих учителей необходимо выработать единые нравственно-педагогические требования к проведению урока. Анализ каждого урока, внеаудиторного воспитательного мероприятия следует организовать так, чтобы направлять внимание студентов на вопросы, связанные с этикой учителя.