Деятельность местного самоуправления подразумевает определенное взаимодействие с государственными органами субъектов РФ, выраженное в согласованных действиях между муниципалитетом и органами государственной власти.
Полномочия субъектов, которые определены Конституцией РФ, могут пересекаться между собой, это касается и предмета ведения, в том числе и властных полномочий которыми наделены местное самоуправление и органы субъектов РФ [5].
В рамках граничащих и пересекающихся полномочий на практике при их реализации имеются некоторые нюансы, которые имеют своей целью не допустить дублирования или противоречий:
‒ в процессе установления полномочий органов местного самоуправления региональному законодателю следует уточнять ту деятельность и отдельные действия, которые предпринимаются органами местного самоуправления в различных областях функционирования;
‒ в процессе разграничении полномочий, если в рамках муниципального образования имеют место другие муниципальные образования, распределить компетенцию следует так, чтобы каждая категория вопросов предоставления услуг власти в отношении населения могла быть решена наиболее эффективным образом. Безусловно, для этого необходим адекватный подход со стороны участников процесса разделения;
‒ для исполнения конституционных положений в отношении возможности наделения органов местного самоуправления функциями государственного органа следует уточнить и установить полномочия органов местного самоуправления для каждого из его уровней, определение вида государственных полномочий, которыми необходимо наделить органы местного самоуправления. При этом наделение органов местного самоуправления полномочиями государственного органа не должно рассматриваться как делегирование полномочий от государственного органа муниципальному. В любом случае, несмотря на относительную самостоятельность органов местного самоуправления, государственные органы должны осуществить наблюдение за положением дел и реагирование при нарушении законодательства и прав граждан. Органы государственной власти или субъектов РФ должны выполнять функции по обучению муниципальных служащих в части их обучения по осуществлению государственных полномочий, а также по отмене неправомерных решений в отношении процесса реализации государственных полномочий [2];
‒ в процессе формирования бюджетов в рамках взаимодействия органов местного самоуправления и государственных органов решаются, как правило, два вопроса: пути взаимодействия между указанными органами при закреплении основных источников бюджетов и разделение источников дохода между бюджетами (субъекта и местным).
Тем не менее, для более эффективного функционирования органов местного самоуправления следует максимально разграничить функции органов местного самоуправления и государственных органов, оставляя за муниципалитетом право на самостоятельно осуществление регулирования в пределах своей территории законодательной, исполнительной и судебной власти, с существованием выборного контрольного органа, взаимодействующего с органами государственной власти.
Однако, как показывает опыт, до внесения изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» региональные органы законодательной власти способствовали в урегулировании муниципальных общественных отношений [4]. Это могло осуществляться только во взаимодействии с органами местного самоуправления. Таким образом сформировалась довольно внушительная и содержательная подсистема муниципального правового регулирования, куда входили, например, законы о статусе и порядке деятельности представительных органов муниципальных образований, их депутатов, глав муниципальных образований и глав местных администраций, контрольных органов местного самоуправления, о муниципальных налогах и сборах, собственности, бюджетном процессе [7; 8].
Данный опыт является более чем положительным. Это связано с тем, что муниципальные образования имеют довольно неравномерные территории в рамках федерации с позиции населения и площади. В столицах субъектов наблюдается наибольшая концентрация населения, а поэтому муниципальное образование может иметь статус городского округа. Из этого следует, что в таких образованиях большая и достаточная численность муниципальных служащих, которые способны к нормотворческому процессу. Совершенно другая картина наблюдается в других муниципальных образованиях (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга). Численность штата может быто настолько мала, что отсутствует требуемый состав специалистов для осуществления нормотворческой деятельности [3]. Например, в небольших сельских поселениях штат состоит из главы и бухгалтера. Тем не менее, на все муниципальные образования, при любой численности штата, распространяется Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1]. В итоге на двух человек ложится обязанность по разработке нормативной правовой документации [6].
Как представляется, указанная нормотворческая проблема является достаточно существенной в рамках взаимодействия органов по вопросам совместного ведения. Следует вернуться к опыту совместной работы над нормативным обеспечением муниципального образования. Это позволит, с одной стороны, снять ответственность государственных полномочий регионального значения с муниципальных служащих (которые могут не иметь опыт законотворчества в принципе), и в полном объеме регулировать законодательную базу муниципального образования региональными органами государственной власти.
Тем не менее, не стоит забывать о том, что децентрализация управления должна иметь место, так как это является не только способом сохранения целостности государства, но и эффективной защиты общества и граждан, гармоничного развития финансово-экономических связей между различными уровнями власти Российской Федерации.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
- Астахова В. С. Правовое положение органов местного самоуправления в Российской Федерации // Евразийская адвокатура. — 2015. — № 5 (18). — С. 46–48.
- Иванчина М.В, Реализация полномочий органов местного самоуправления в РФ // Наука. Общество. Государство. — 2014. — № 4(8). — С. 1–7.
- Ильичев И. Е. Надзор и контроль в системе безопасности муниципальных органов // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2015. — № 1. — С. 15–21.
- Казанцева О. Л. Формы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (система, содержание) // Известия Алтайского государственного университета. — 2013. — С. 106–109.
- Кузнецов Д. С. Понятие и признаки муниципального правового акта // Сибирский юридический вестник. — 2014. — № 1 (64). — С. 10–14.
- Останков Д. Б. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2–2.
- Цельникер Г.Ф, Скитяева Е. И. К вопросу о вариантах реформирования транспортного налога // Сборник докладов студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава. По результатам X Международной научной конференции «Свобода и право», 22 апреля 2017 г. — Кемерово, 2017. — С. 24–27.