Некоторые вопросы создания наследственных фондов в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (191) февраль 2018 г.

Дата публикации: 04.02.2018

Статья просмотрена: 1182 раза

Библиографическое описание:

Семенкова, В. М. Некоторые вопросы создания наследственных фондов в Российской Федерации / В. М. Семенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48214/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время довольно остро стоит проблема сохранения бизнеса после смерти его владельца. С целью ее разрешения был принят Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 259-ФЗ). Данный Федеральный закон вступает в силу 01 сентября 2018 года и вводит в российское законодательство новую форму юридического лица — наследственный фонд. Один из авторов Закона № 259-ФЗ — председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Владимирович Крашенинников, в интервью для Российской газеты пояснил, что институт наследственного фонда позволит обеспечить защиту интересов кредиторов, а, главное, несовершеннолетних детей наследодателя, и других наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве, а также избежать потерь в развитии бизнеса и сохранить активы.

За рубежом подобные наследственные фонды активно функционируют уже на протяжении многих лет. Наиболее известным является фонд Альфреда Нобеля. Большая часть сбережений была завещана Нобелем некоммерческой организации — Фонду Нобеля. Доход от инвестиций завещанных средств выплачивается в качестве премий нобелевским лауреатам. Из анализа Закона № 259-ФЗ прямо не вытекает благотворительный характер российских наследственных фондов, представляется, что отечественные наследственные фонды по своей направленности будут являться частными, организованными к интересам конкретного лица (лиц).

В соответствии с Законом № 259-ФЗ наследственным фондом признается создаваемый в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), «во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом». При этом завещание с решением гражданина о создании наследственного фонда, должно содержать устав наследственного фонда и условия управления наследственным фондом, а также сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества наследственного фонда, лицах, назначаемых в состав органов данного фонда, или о порядке определения таких лиц. Наследственный фонд создается после смерти завещателя путем направления нотариусом, ведущим наследственное дело, заявления в уполномоченный государственный орган с приложением к заявлению составленного при жизни указанного гражданина его решения об учреждении наследственного фонда и утвержденного этим гражданином устава фонда и после его создания призывается к наследованию.

Таким образом, с помощью введения института наследственного фонда действительно могут быть решены некоторые проблемы управления капиталом после смерти наследодателя, однако, необходимо отметить, что Закон № 259-ФЗ не является совершенным с точки зрения учета законодателем особенностей нотариальной деятельности и юридической техники, что может вызвать проблемы в ходе его применения, а также позволит гражданам злоупотреблять предоставленными им правами.

Так, при установлении сроков, законодателем не учтена загруженность нотариальных контор, особенно в центральных регионах России, где, предположительно, создание таких фондов будет наиболее частым явлением. Согласно абз. 4 п. 2 ст. 123.20–1 Закона № 259-ФЗ «нотариус, ведущий наследственное дело, обязан направить в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда не позднее трех рабочих дней со дня открытия наследственного дела после смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании создание наследственного фонда», но до этого, нотариус, в соответствии с п. 3 ст. 123.20–2 должен предложить «лицам, указанным в решении об учреждении фонда, или лицам, которые могут быть определены в порядке, установленном решением об учреждении фонда, войти в состав органов фонда». В случае несовершения указанных действий в установленный срок нотариус может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности. Законодатель фактически обязывает нотариуса, ведущего наследственное дело, после смерти наследодателя, который предусмотрел в своем завещании создание наследственного фонда, заниматься исключительно действиями, направленными на создание фонда.

Абзац 2 п. 3 ст. 123.20–2 гласит: «В случае отказа лица, указанного в решении об учреждении фонда, войти в состав органов фонда и невозможности сформировать органы фонда в соответствии с решением об учреждении фонда нотариус не вправе направлять в уполномоченный государственный орган заявление о создании наследственного фонда». Формулировка данной нормы оставляет открытым вопрос о действиях нотариуса в случае, когда лицо, указанное в решении об учреждении фонда, никаким образом не выражает свою волю.

В абз. 2 п. 3 ст. 123.20–1 указано, что «при создании наследственного фонда и принятии им наследства нотариус обязан выдать фонду свидетельство о праве на наследство в срок, указанный в решении об учреждении наследственного фонда, но не позднее срока, предусмотренного статьей 1154 настоящего Кодекса. В случае неисполнения нотариусом указанных обязанностей наследственный фонд вправе обжаловать бездействие нотариуса». Данное положение не учитывает, что получение наследства является правом, а не обязанностью наследника. Помимо этого, не определив круг наследников, нотариус не может выдать свидетельство о праве на наследство, так как своим актом нотариус подтверждает, что определенное лицо является наследником имущества. Для того, чтобы данное положение действовало необходимо внести корреспондирующие изменения в ГК РФ и «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее — Основы).

Вопросы вызывает формулировка «утверждение гражданином устава наследственного фонда». Не ясно в какой именно форме гражданин должен утвердить устав, а также должен ли устав включаться в текст завещания либо оформляться в качестве приложения к нему. В абз 2. п. 2 ст. 123.20–1 предусматривается, что «завещание, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, должно включать в себя решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, а также условия управления наследственным фондом. Такое завещание подлежит нотариальному удостоверению». Из данной нормы прямо вытекает условие о том, что устав необходимо включать непосредственно в текст завещания, но в абз. 1 п. 2, который определяет перечень документов, которые нотариус должен направить в уполномоченный государственный орган для создания наследственного фонда, устав фонда назван приложением к заявлению и не содержит упоминания о завещании. Включение в статью требования о нотариальном удостоверении завещания, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, излишне, так как это вытекает из общих положений наследственного права. Очевидны несовершенства юридической техники.

В Законе нет также упоминания о том, возможно ли передать фонду часть имущества, а оставшуюся часть завещать обычным завещанием либо наследники смогут получить ее по закону, а также возможно ли создание нескольких наследственных фондов.

Пункт 4 ст. 123.20–1 гласит о том, что «условия управления наследственным фондом должны включать в себя положения о передаче определенным третьим лицам (далее также — выгодоприобретатели фонда) или отдельным категориям лиц из неопределенного круга лиц (далее — отдельные категории лиц) всего имущества наследственного фонда или его части, в том числе при наступлении обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет». Однако, нормы о том, что происходит с наследственным фондом, после передачи всего имущества фонда, Закон № 259-ФЗ не содержит.

В п. 5 ст. 123.20–1 содержится отсылка к ст. 1117 ГК РФ, устанавливающей перечень лиц, являющихся недостойными наследниками, в части возможности изменения устава наследственного фонда и условий управления на основании решения суда по требованию любого органа фонда в случае, если будет установлено, что выгодоприобретатель является недостойным наследником, если только это обстоятельство не было известно в момент создания наследственного фонда. Отсылка к ст. 1117 ГК РФ при этом не подтверждается внесенными в ГК РФ изменениями.

В соответствии с п. п. 3 ст. 3 Закона № 259-ФЗ, ст. 1124 ГК РФ дополняется положением о том, что «нотариальному удостоверению подлежат все экземпляры завещания, включающего в себя решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, а также условия управления наследственным фондом». Данное положение не соответствует ст. 44.1 Основ, в которой закреплено, что «нотариально удостоверенные односторонние сделки, а также нотариальные свидетельства выдаются в одном экземпляре». Внесение изменения в указанную статью Основ при этом не предусматривается.

В заключении хотелось бы отметить, что цели, которые поставлены перед любой новой правовой конструкцией, могут быть достигнуты только четким и совершенным с точки зрения юридической техники законодательным регулированием. Правоприменитель, в данном случае, нотариус, после опубликования закона, должен получать больше ответов на вопросы, нежели наоборот.

Литература:

  1. Крашенинников П. В. Наследство до востребования // Российская газета. 2017. 1 августа.
  2. О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 259-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (Часть I). Ст. 4808.
Основные термины (генерируются автоматически): наследственный фонд, ГК РФ, условие управления, учреждение фонда, фонд, нотариус, создание, уполномоченный государственный орган, Российская Федерация, юридическая техника.


Задать вопрос