Институт Президента в РФ является одним из основополагающих институтов государственного управления. Важной его особенностью является то, что несмотря на то, что он стоит во главе нашей страны, относить его к одной из трёх основных ветвей властей (законодательная, исполнительная, судебная) мы не можем. Однако одной из наиболее значимых функций данного должностного лица является поддержание стабильных и эффективных взаимоотношений между этими ветвями.
Наиболее интересными для изучения предстают полномочия Президента в отношении Правительства РФ. Они достаточно обширны и вследствие этого встаёт проблемный вопрос о фактической эффективности работы принципа “сдержек и противовесов”. Теперь мы вспомним их и проанализируем. Итак, по отношению к Правительству Президент имеет следующие полномочия: назначение Председателя правительства РФ с согласия Государственной Думы, назначать и освобождать от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, право отправить Правительство РФ в отставку. [1] Касательно последнего полномочия, стоит отметить тот факт, что отставка Правительства хоть и происходит по инициативе Государственной Думы (выражение недоверия), но окончательное решение по этому вопросу принимается именно Президентом. Что же мы видим? По факту Президент назначает главу исполнительной власти и формирует персонализированный её состав, что говорит о большем контроле в её отношении, чем, к примеру, в отношении судебной или законодательной властей (хотя они в какой-то степени тоже подконтрольны). Возможно, что такое явление связано с тем, что до принятия Конституции 1993 года Президент не обладал статусом главы государства, что закрепляет статья 80 Конституции РФ. А в предшествующей ей Конституции 1978 года за Президентом как раз-таки закреплялся статус высшего должностного лица и главы исполнительной власти. [3] Так что же это? Какой-то “пережиток прошлого” или “недочёт настоящего”? В любом случае, я считаю, что данный вопрос требует большей конкретизации. Пусть на данный момент никаких критических противоречий он не вызывает, однако в будущем, по моему мнению, стоит несколько сузить полномочия Президента по отношению к исполнительной власти. Допустим, передать полномочия по определению персонализированного состава Правительства его Председателю. Таким образом, влияние Президента на Правительство не будет настолько сильным, как сейчас. В ином случае может встать вопрос о существовании в России принципа “сдержек и противовесов” фактического, а не только формально закреплённого.
Также у данного Института существует еще один важный вопрос для изучения. Как известно, каждый орган государственного управления издаёт характерные ему правовые акты. Следовательно, такие акты есть и у Президента. Они содержат правовые нормы, которые обязательны к исполнению на всей территории страны и регулируют разные сферы жизни общества. Основными из них являются его указы и распоряжения. Однако существуют и другие, о которых знает уже гораздо меньшее количество людей, нежели об упомянутых мною ранее. К менее распространённым актам, издаваемым Президентом относятся: концепции, программы, положения и доктрины, утверждаемые указами, запросы, поручения, письма, заявления, приказы Главковерха. И да, ежегодное послание Федеральному Собранию РФ тоже является особой разновидностью правового документы, исходящего от лица Президента. [4]
Теперь несколько подробнее расскажу о малоизученных актах, которые выделяются некоторыми исследователями. Одним из таких является Приказ Главковерха. В существующей практике данные приказы издаются по поводу выражения благодарности и награждения лиц за особые военные заслуги. Например, 11.02.2000 г. впервые был издан Приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации № 1 «О поощрении личного состава Объединённой группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». Последующие типовые акты имели похожую сущность. По своей природе их можно сопоставить данный приказ с указом ненормативного характера по награждению. Но поскольку Президент обладает статусом Верховного Главнокомандующего России и Приказы направляются исключительно военным лицам, их можно выделить в отдельную категорию.
Еще одним малоизученным актом Президента являются его Поручения. Оно обычно не содержит правовых норм и не подлежит обязательной публикации. Поручение обращено либо к конкретному должностному лицу, либо к организации, либо к органу государственного управления (в основном органам исполнительной власти). Оно является обязательным к выполнению только для конкретного адресата, а не для всех. Данный акт на практике становится основой для создания новых нормативно-правовых актов или принятия мер со стороны компетентных государственных органов.
Срок исполнения поручения может быть, как определённым в нём, так и не определённым. При пометке “срочно” это 3 дня со дня подписания, с пометкой “оперативно” — 10 дней со дня подписания и 1 месяц, если срок не указан.
Основой для издания актов такого характера являются его полномочия определять основные направления внутренней и внешней политики страны.
После выполнения поручения исполнитель обязан предоставить доклад о выполненных мерах или если результатом является нормативно-правовой акт, то презентовать его.
Снять поручение президента могут только следующие лица: Президент Российской Федерации (во всех случаях); Глава Администрации Президента России (кроме поручений, срок исполнения которых продлен Президентом России); Глава Контрольного управления Администрации Президента России (кроме поручений, срок исполнения которых продлен Президентом России).
Как правило, поручения издаются в связи с возникновением определённых ситуаций и представляют собой совокупность мер по улучшению положения. А так как Президент, как глава государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики, в его компетенцию входит и промежуточные решения проблемных вопросов страны для выполнения выбранного курса с помощью направления поручений органам государственной власти по вопросам их ведения.
Письмо Президента так же имеет статус акта, издаваемого Президентом. Обычно это небольшой документ, несущие информацию о некоторых президентских решениях. Чаще всего данный акт издаётся по поводу отклонения Федеральных Законов. Но и иногда по другим вопросам, например, письмо Президента РФ от 19.01.2009 N Пр-96 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации».
11 декабря 1994 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин направил гражданам обращение, где рассказал о текущем положении относительно военных действий в Чечне. По своей природе данный акт частично схож с посланием Президента Федеральному Собранию. То есть там описана текущая ситуация и меры, которые будут предприняты для её урегулирования в ближайшее время. Только субъектом, к которому направлен этот акт являются граждане России. На данный момент это является единственным обращением Президента, а значит, что к виду обращений можно причислить только один этот документ.
Таким образом, мы делаем вывод о том, что помимо всеми известных указов и распоряжений Президента существуют другие акты, которые издаются реже, однако тоже имеют важное значение для системы государственного устройства. А также о том, что каждый акт имеет ряд своих особенностей, которые его отделяют от других.
Подводя итоги всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что институт Президента РФ всё же является в какой-то степени новым для России. Поэтому, несмотря на его открытость, постоянную деятельность и изученность с одной стороны, он имеет ряд вопросов, требующих решения, их лучшего изучения. Хочется верить, что в будущем произойдут позитивные изменения в их отношении.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2014 г.) // Российская газета. 1993.25 декабря.
- Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007.
- Суворов, В. Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации: автореф. дис. …канд. юр. наук / В. Н. Суворов. — М., 2007–485с.
- Окуньков Л. А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание. //Журнал российского права. — 2001 г. — № 53