На протяжении длительного времени в Российской Федерации разрабатывался свой непосредственно индивидуальный механизм по взаимодействию между собой участников законодательного процесса. Отметим, что законотворчество нельзя ассоциировать исключительно с законодательной ветвью власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, например, Президент РФ является одним из самых активных участников правотворческого процесса.
Законодательная инициатива является первой стадией законодательного процесса и заключается в реализации уполномоченными субъектами права на внесение законопроекта в орган законодательной власти, что в свою очередь влечет за собой, обязанность парламента начать процедуру рассмотрения внесенного законопроекта в соответствие с общепринятыми нормами. При этом в каждом государстве на уровне основного закона четко очерчивается круг субъектов права законодательной инициативы, так как законодательный орган не обязан рассматривать в качестве законопроектов предложения, поступающих от других лиц. [4, с.116]
Рассмотрим далее более подробно некоторые особенности реализации Президентом РФ права законодательной инициативы.
В Конституции РФ нашли закрепление следующие формы участия Президента РФ в законодательном процессе: — осуществления права законодательной инициативы (ст.104 Конституции РФ); обнародование принятого закона палатами Федерального Собрания (ч.2 ст.107); права «вето», которое может быть применено главой государства в отношении принятого федерального закона (ч.3 ст.107); подписание и промульгация ранее принятой редакции федерального закона, но только в том случае если палатами Федерального Собрания было преодолено «вето» Президента РФ (ч.3 ст.107). [1]
Для реализации права законодательной инициативы Президент вносит законопроекты в Государственную Думу (п. «г» ст.84), предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст.134). Глава государства может внести проект любого федерального конституционного закона или федерального закона, законопроекты вносимые Президентом РФ являются приоритетными, т. е. они подлежат рассмотрению Государственной Думой в первую очередь. Круг общественных отношений, по которому глава государства обращается в парламент с законопроектом не ограничен, т. е. по любому вопросу Президент РФ может обращаться с законодательной инициативой.
Несмотря на столь широкий круг полномочий главы государства по вопросам правотворческой деятельности, в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое регулирование реализации права законодательной инициативы не только Президента РФ, но и других субъектов.
Действующим законодательством предусмотрен ряд особенностей порядка реализации права законодательной инициативы по отдельным вопросам. В частности, право на внесение проекта федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» принадлежит исключительно Президенту РФ.
Согласно ч.2 ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в Государственную Думу, что в своем роде:
– Во-первых, предполагает необходимость представления текста данного законопроекта;
– Во-вторых, возлагает на Государственную Думу право определять степень соответствия установленной процедуры реализации права законодательной инициативы. Таким образом, внесение предложения о принятии закона без представления текста законопроекта нельзя считать осуществлением права законодательной инициативы.
При анализе действующего законодательства можно найти ряд нормативно-правовых актов, которые определяют право субъектов законодательной инициативы обращаться в представительный орган с законопроектами по определенным вопросам. Выше мы приводили примеры в отношении главы государства, можно еще привести пример, что к таким актам относятся не только федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (п. 1 ст. 12) [2], но еще и Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 года № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации» [3] и многие др.
Таким образом, на основании анализа обозначенных вопросов, доля устранения правовых пробелов следует рассмотреть и внести в действующее законодательство ряд изменений и дополнений. Во-первых, необходимо более полно и четко отразить в действующих нормативно-правовых актах положения о первоочередности рассмотрения Государственной Думой законодательных инициатив главы государства и на наш взгляд такое положение должно быть закреплено не только в Регламенте Государственной Думы. Во-вторых, к ключевым моментам в понимании механизма реализации законодательной инициативы Президента РФ, является положение о том, что если главой государства внесен законопроект в Государственную Думу (зарегистрирован, передан в ответственный комитет), то вплоть до его официального отклонения не должны приниматься к рассмотрению законопроекты по аналогичному кругу общественных отношений. Такое положение должно распространяться не только на главу государства, но и на другие субъекты, наделенные Конституцией РФ правом законодательной инициативы. Для этого должна осуществляться четкая регистрация поступающих проектов закона в Государственную Думу.
Очень важно, чтобы деятельность Президента РФ осуществлялась в конституционном режиме, на основе конституционных ценностей в интересах народа. Следовательно, детальное законодательное урегулирование всех аспектов реализации Президентом РФ законодательной инициативы, а также других форм его участия в правотворческом процессе должно поднять не только качество принимающих нормативно-правовых актов, но и стабильность конституционного строя Российской Федерации.
Общеизвестно, что Конституция РФ устанавливает только общие принципы, положения по принятию законов, и практически не определяет порядок взаимоотношений между участниками законодательного процесса. С другой стороны, общепринятые регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации, которыми преимущественно определяется порядок рассмотрения и принятия законов, не является общеобязательным для иных участников законодательного процесса. Поэтому, на наш взгляд, именно принятие федерального закона, обязательного для всех участников законодательного процесса, поможет установить единый порядок прохождения законопроектов, начиная с их внесения в Государственную Думу и заканчивая подписанием и обнародованием, включая регламентацию правил и механизмов рассмотрения отклоненных главой государства законов и взаимодействия всех участников рассматриваемого процесса.
Кроме того, принятие данного федерального закона будет учитывать еще два важных момента: качество подготовленных законопроектов и скоординированность президентских инициатив, начиная с разработки концепции предполагаемого федерального закона с другими субъектами права законодательной инициативы, которых насчитывается более семисот. В целях определения порядка реализации своего права законодательной инициативы и участия в законотворчестве при принятии федеральных законов действует утвержденное Президентом Положение о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ в законотворческом процессе, но согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.11.2006г. № 9-П такой порядок должен определяться федеральным законом.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (в актуальной редакции) //Российская газета. 2001. 20 декабря.
- Указ Президента РФ «О Государственном совете Российской Федерации» от 1 сентября 2000 г. № 1602 (в актуальной редакции) //Российская газета. 2000. 5 сентября.
- Законодательная техника: учебник /Г. М. Морозова и др.; под редакцией Рукавишниковой И. В., Позднышова А. Н., Напалковой И. Г. — Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2017. — С. 116–122.