Особенности прокурорского надзора в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.11.2023

Статья просмотрена: 373 раза

Библиографическое описание:

Иванова, М. Ж. Особенности прокурорского надзора в Российской Федерации / М. Ж. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 311-314. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108029/ (дата обращения: 16.12.2024).



Прокурорский надзор является важным инструментом правовой системы, обеспечивающим соблюдение законности и защиту интересов государства и общества. В современной России прокурорский надзор имеет свои особенности, которые требуют всестороннего изучения и анализа. Согласно современным литературным трактовкам, принцип законности является не только юридическим основанием, но и способом воплощения государственного авторитета и общественного порядка.

С точки зрения функций прокуратуры, данный принцип описывается в пункте 2 статьи 1 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», иначе известного как «Закон о прокуратуре». В нем определены ключевые задачи надзорной деятельности, которые включают:

  1. Обеспечение превосходства закона;
  2. Содействие единству и укреплению законности;
  3. Защита прав и свобод человека и гражданина;
  4. Защита интересов общества и государства, подлежащих охране.

Цель прокурорской деятельности, воплощенная в форме обеспечения законности, заключается в поддержании определенного режима общественной жизни. Это также служит формой реализации публичной власти, что интересно при рассмотрении сущности прокурорского надзора. Законность в контексте общественных отношений можно рассматривать как стремление к активному и реальному функционированию всех законодательных механизмов. Эти механизмы предназначены для обеспечения правомерности общественных отношений, что означает соответствие действий контролируемых субъектов законам и установленным нормам. Ключевыми аспектами этого процесса являются приведение поведения контролируемых субъектов в соответствие с предписаниями юридических норм, обеспечение реальности и эффективности правового регулирования, уважение и соблюдение Конституции РФ и действующих законов на территории России, защита и обеспечение прав и свобод личности.

Когда мы говорим о надзорной деятельности в контексте правовых целей, стоит учесть два основных момента. Во-первых, в большинстве случаев прокурор не так занят достижением этих целей, сколько обеспечением их функционирования, благодаря особенностям использования правовых инструментов. Во-вторых, из-за определенных ограничений надзора, прокурор может напрямую гарантировать исполнение только тех норм, которые попадают в рамки его компетенции. Важно также подчеркнуть роль законности в контексте прокурорского надзора как инструмента публичной власти. Это предполагает обеспечение режима законности через проведение надзора за соблюдением, исполнением и применением правовых норм, защиту прав и свобод человека и гражданина от поднадзорных органов, учреждений и должностных лиц. Под основным механизмом прокурорского контроля подразумевается процесс наблюдения, который охватывает два этапа: идентификацию (трекинг и обнаружение) нарушений и реакцию на обнаруженные нарушения.

Ответная реакция происходит через восстановление соблюдения законности, что включает в себя устранение негативных последствий и возвращение нарушенных социальных взаимодействий в их первоначальное законное состояние. Восстановление соблюдения законности может проходить в двух вариантах: простом и усложненном. В первом варианте, это достигается через применение контрольных юридических инструментов, которые подразумевают позитивное обязательство контролируемых лиц устранить нарушения, негативное обязательство контролируемых лиц вернуть нарушенные взаимодействия в их первоначальное законное состояние.

В данном контексте, нашей главной миссией является срочное возвращение к законному состоянию, минуя запуск более сложных юридических процессов. Однако, в других ситуациях, мы можем столкнуться с трудностями в процессе восстановления, что приводит к активации административных, судебных и других процедур. Итак, когда мы говорим о восстановлении законности, мы, в первую очередь, имеем в виду действия прокуратуры, цель которых — вернуть нарушенные социальные связи к их прежнему законному состоянию, используя для этого инструменты юридического надзора со стороны прокуратуры. Тем не менее, этот процесс может стать более сложным, если включать в него процессуальные и административные полномочия, что является лишь одним из примеров реакции прокуратуры, но не может полностью определить ее сущность.

Существуют различные правовые институты, которые регулируют деятельность различных органов, учреждений и должностных лиц. Эти институты можно сгруппировать в системы, которые входят в предмет прокурорского надзора. При этом, учитывая специфику правового регулирования их деятельности, эти системы можно подразделить на отдельные отрасли. Традиционно к этим системам относятся органы публичного управления, органы предварительного расследования и раскрытия преступлений, а также уголовно-исполнительная система. Кроме того, указанные критерии позволяют также включить в качестве самостоятельного элемента органы, учреждения и должностных лиц, которые занимаются принудительным исполнением судебных решений — судебные приставы.

Разграничение прокурорского надзора на отрасли традиционно определяется пределом по кругу лиц. Однако, в литературе нет единого мнения относительно содержания этого предела по кругу актов. Ученые разделяются на две группы: одни считают, что этот круг актов ограничивается только законами, другие полагают, что в него входят не только законы, но и подзаконные нормативно-правовые акты. Первые опираются на буквальное толкование Закона о прокуратуре, который устанавливает, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории.

Прокурорская деятельность регулируется не только законами, но и другими актами, которые имеют юридическую силу. Эти акты определяют пределы для каждой отрасли прокурорского надзора. Они также служат критерием для выделения отраслей прокурорского надзора. В основу этих актов положены прямые предписания Закона о прокуратуре и сложившаяся практика регулирования деятельности поднадзорных лиц.

Важно отметить, что в области надзора за исполнением законов и правильностью правовых актов, существуют определенные границы. Эти границы обозначены только самыми высокими юридическими актами — Конституцией РФ, действующими законами на территории России. В других сферах, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры, также могут допускать применение других правил. Например, статья 32 Закона о прокуратуре устанавливает, что прокурор осуществляет контроль за соблюдением прав и обязанностей лиц, находящихся в изоляции от общества, как это предписано законодательством.

В данном случае используется обобщающий термин, который охватывает все виды актов. Другими словами, в отношении этой сферы устанавливаются более широкие границы для актов, попадающих под надзор. В литературе предлагается использовать третий критерий отраслевого деления, который связан с характером прокурорского надзора, полномочиями прокурора или правовыми средствами прокурорского надзора. В каждом случае речь идет о содержании прокурорского надзора в рамках его отдельных отраслей.

Различие, однако, едва ли следует признавать самостоятельным критерием. Характер прокурорского надзора в отраслях определяется состоянием поднадзорной среды, а не наоборот. Когда деление прокурорского надзора на отрасли было фактической специализацией общего надзора, использование этого критерия имело смысл. В этом случае специфика правовых средств внутри единого надзора могла служить дополнительным основанием для дифференциации надзора. В настоящее время прокурорский надзор в большей степени является элементом сдерживания деятельности других публичных органов и лиц, поэтому приоритетное значение имеет не характер связи с поднадзорными лицами, а определение возможных правовых сфер его вторжения.

Необходимо более детально определить предмет прокурорского надзора, ограничивая его сферу действия только теми правоотношениями, на которых основана деятельность поднадзорных лиц. Это позволит выделить деятельность, требующую правовой оценки, и определить пределы прокурорского надзора в рамках конкретной отрасли.

Круг правоотношений, входящих в предмет надзора, определяется двумя способами:

1) прямым указанием закона;

2) системным толкованием норм действующего законодательства, регулирующего прокурорский надзор в отрасли.

Эти критерии могут применяться как совокупно, так и по отдельности. Например, при определении круга правоотношений, попадающих под прокурорский надзор в рамках отрасли, надзирающей за исполнением законов органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью и предварительным расследованием, законодатель устанавливает, что прокурорский надзор охватывает только процессуальную деятельность, то есть ту, которая возникает на основе уголовно-процессуальных отношений.

При анализе правоотношений, на основе которых возникает деятельность поднадзорных органов и учреждений, следует обратить внимание на то, что необходимо, чтобы одним из участников правоотношения было поднадзорное прокуратуре лицо. Этот признак вытекает из действия первого предела, который заключается в уточнении предмета надзора по кругу субъектов. Также важным фактором является характер связи между участниками правоотношения, который должен характеризоваться отсутствием равноправия. Этот признак является результатом анализа содержания прокурорской деятельности.

Таким образом, в предмет прокурорского надзора должна включаться деятельность, основанная на правоотношениях, где поднадзорное прокуратуре лицо является участником и где отсутствует равенство между участниками.

Важно отметить, что один из участников находится в положении зависимости или неравенства по отношению к поднадзорному лицу. Поднадзорные лица имеют возможность существенно ограничивать правовое положение других участников данного отношения. Интересно, что эти возможности могут быть реализованы в рамках обычной деятельности, без необходимости применения судебного или иного исключительного порядка охраны и защиты. Все эти критерии вытекают из роли прокуратуры в обеспечении законности и приоритетов права.

Задача прокурорского надзора заключается в обеспечении законности и защите прав и свобод человека. Это особенно важно в областях общественной и государственной жизни, где существует потенциальная угроза для прав и свобод человека. Прокурорский надзор распространяется на все виды публичной деятельности, которые могут ограничивать правовое положение личности. Также он включает случаи, когда реализация правовых возможностей зависит от решения публичного лица или, когда это лицо обязано совершить определенные действия для предоставления гражданину определенной правовой возможности. Прокурорский надзор выполняется в рамках исполнения обязанностей соответствующего лица.

Предметом прокурорского надзора охватываются все виды указанной деятельности, с учетом первых двух пределов — по кругу лиц и актов. Однако, на практике это не соответствует действительности. Включается только та деятельность, которая может получить правовую оценку, то есть основанная на конкретных правоотношениях, используя третий критерий.

Литература:

  1. Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор/Учебник. М., 2006.
  2. Воронин, О. В. О сущности современного прокурорского надзора/ Уголовная юстиция, 2018, № 11.
  3. Васюшкин В. А. Пределы прокурорского надзора/Законность, 2011, № 2.
  4. Курс прокурорского надзора / Под ред. Коробейников Б. В. М., 2008.
  5. Курс лекций по дисциплине «Прокурорский надзор». Общая часть: Учебное пособие / Дранников В. Н. М., 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, лицо, свобода человека, акт, отрасль, прокуратура, прокурорская деятельность, надзорная деятельность, первоначальное законное состояние, правовая оценка.


Задать вопрос