Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воронкова, С. А. Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях / С. А. Воронкова, И. В. Полетаева, Т. В. Котенёва, К. В. Хмельницкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47804/ (дата обращения: 26.04.2024).



Необходимость применения патриотического воспитания в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях, способствует более эффективной работе по патриотическому воспитанию и развитию таких сторон духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, музыкальное воспитание, дошкольный возраст, концепция музыкального воспитания, композитор, фольклор, родной край, песня, Родина.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают Дошкольное Образовательное Учреждение (далее — ДОУ) развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и нормативно-правовым документам:

‒ Федеральный закон «Об образовании в РФ»

‒ Национальной доктриной образования в Российской Федерации

‒ Концепцией модернизации российского образования

‒ Концепцией дошкольного воспитания

‒ СанПиН от15 мая 2013г.N26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).

Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда — острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, которое на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т. д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях — о Родине.

У старших дошкольников акцент делается на формировании чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому страны средствами эстетического воспитания: музыка, художественное слово.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Значение музыки в развитии личности ребёнка раскрывается в исследованиях Ю. Б. Алиева, И. А. Знаменской, М. Л. Корсунской, Л. Т. Мамедова, Е. В. Николаева, Э. И. Плотица, М. И. Ройтерштейна, В. Ф. Судакова, и др.

Л. Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию — это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [8].

Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста Н. А. Ветлугиной создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, стала классической для всех педагогов-практиков, работающих в системе дошкольного образования [2].

Известный педагогический деятель В. А. Сухомлинский отмечает, что: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…» [9, с.170].

Отечественный учёный, композитор и педагог Д. Б. Кабалевский воспринимал искусство «как некую силу, способную не только воздействовать на человеческие эмоции и душу, но и формировать его нравственность и гражданственность. Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел, она должна пронизывать все занятия во всех звеньях, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение детей, воспитывая их нравственность и душевное благородство» [5].

Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии педагога, наблюдения и размышления самих воспитанников, направляемые педагогом, все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи».

В образовании и воспитании детей дошкольного возраста значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре.

А.Н Зимина отмечает, что: «Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением». Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное — через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества [3].

Всю работу по патриотическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях можно разбить на три блока:

‒ Знакомство детей с произведениями русских классиков

‒ Музыкальный фольклор

‒ Творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка)

Русская музыкальная классика — это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Эта музыка должна звучать на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности. Задача музыкального руководителя — отобрать те музыкальные произведения, которые доступны пониманию ребенка определенного возраста. Например, в раннем возрасте дети могут и должны слышать такие произведения как «Жаворонок» П. И. Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С.Прокофьева, и другие произведения иллюстративного характера. Эта музыка должна звучать как фон, не стоит акцентировать внимание детей на названии произведения и фамилии композитора. Не останавливаясь на конкретном репертуаре, поясним принцип ознакомления детей с творчеством русских композиторов-классиков. Классическая музыка должна звучать на каждом музыкальном занятии, и не обязательно в разделе «Восприятие музыки».

Начиная со среднего возраста нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно. Для старшего возраста желательно использовать русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения. Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора [1].

По мнению Н. Г. Комратова, серьезную помощь в деле патриотического воспитания на музыкальных занятиях может оказать обращение к фольклору.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей [6].

При знакомстве на музыкальных занятиях с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.

Мы согласны с М. Б. Зацепиной в том, что очень эффективна бывает такая форма работы как творческий проект. Под понятием «творческий проект» подразумевается углубленное, фронтальное, ограниченное по времени изучение какой-либо темы, в данном случае, русского народного творчества. Эта работа решает триединую задачу патриотического воспитания — воспитание любви к Родине, своему народу и к родной природе [4].

Особое внимание заслуживает творчество таких признанных композиторов как: Е.Зарицкая, Г. А. Струве, С. М. Соснин, А. Д. Филиппенко и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т. д. В процессе музыкальных занятий слушание песен военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. Песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых помогают сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками [7].

Решая задачи патриотического воспитания, песенный репертуар должен отражать следующие принципы.

‒ «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста)

‒ Непрерывность и преемственность педагогического процесса

‒ Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов

Подбор песенного репертуара по патриотическому воспитанию по программе «От рождения до школы» должен решать следующие задачи.

‒ Образовательные: утверждать социально-значимые патриотические ценности, взгляды, убеждения через воспитание у старших дошкольников патриотических чувств, в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края; совершенствовать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному краю; прививать чувство почитания к традициям родного края, его культуре, историческому и духовному наследию;

‒ Развивающие: прививать интерес к культурному и историческому наследию родного края; стимулировать у старших дошкольников стремление к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накапливать опыт участия в общественно полезной деятельности; вести активную пропаганду по данной теме, освящать через наглядную агитацию.

‒ Воспитательные: воспитывать любовь, уважение к родному краю, гордость за то, что являешься его жителем; формировать бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края; воспитывать эмоционально-деятельностное отношение, чувство сопричастности, привязанности, собственного достоинства и осознания себя частью родного края.

Литература:

  1. Бурая, Л. В. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов бакалавров. /Л. В. Бурая — Старый Оскол: СОФ НИУ «БелГУ», 2016–78с.
  2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н. А. Ветлугина-М.: Просвещение. 2014.-240с.
  3. Зимина, А. Н. Народные игры с пением. — Изд-во: Гном и Д., 2000–64с.
  4. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду./ М. Б. Зацепина –Мозаика-Синтез, Москва, 2015. — 125с.
  5. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца./ Д. Б. Кабалевский. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
  6. Комратова, Н.Г., Патриотическое воспитание детей 6–7 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. — М.: Творческий Центр Сфера, 2007. — 208 с.
  7. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед.уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание»/Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н. А. Ветлугиной — 2-е изд., испр и доп.- М.:Просвещение, 1982.-271с.
  8. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л. Е. Никонова. — М: Просвещение, 1991. — 112с.
  9. Сухомлинский, В. А. О воспитании/ В. А. Сухомлинский. — М.: Политиздат, 1985. — 246с.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, патриотическое воспитание, дошкольный возраст, занятие, ребенок, детский сад, музыка, музыкальное воспитание, родная природа, Российская Федерация.


Похожие статьи

Формирование патриотических чувств у дошкольников через...

детский сад, дошкольный возраст, ребенок, народная музыка, патриотическое воспитание, родная природа, патриотическая тематика, музыкальное искусство, музыкальная деятельность, родной дом.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

детский сад, родной край, родитель, беседа, Россия, родина, рисование, Работа, патриотическое воспитание, семья.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» стр. 45. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Патриотическое воспитание дошкольников. Авторы: Елизарова Наталья Михайловна, Колесникова Оксана Анатольевна.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, Родина, краеведческая работа, малая родина, Белгород, патриотизм, ребенок...

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение...

патриотическое воспитание, национальная культура, ребенок, русский народ, народ, родной край, Российская Федерация, дошкольный возраст, дошкольный период, духовная жизнь.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация, дошкольный возраст, воспитанник.

Патриотизм в физическом воспитании дошкольников

патриотическое воспитание, игра, ребенок, чувство любви, воспитание патриотизма, физическая культура, родной край, детский сад, дошкольный возраст, космическое пространство.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

самар, Детский сад, ребенок, Великая Отечественная война, воспитанник, формирование основ патриотизма, любовь, дошкольный возраст, педагогический коллектив, нравственно-патриотическое воспитание.

Похожие статьи

Формирование патриотических чувств у дошкольников через...

детский сад, дошкольный возраст, ребенок, народная музыка, патриотическое воспитание, родная природа, патриотическая тематика, музыкальное искусство, музыкальная деятельность, родной дом.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

детский сад, родной край, родитель, беседа, Россия, родина, рисование, Работа, патриотическое воспитание, семья.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» стр. 45. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Патриотическое воспитание дошкольников. Авторы: Елизарова Наталья Михайловна, Колесникова Оксана Анатольевна.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, Родина, краеведческая работа, малая родина, Белгород, патриотизм, ребенок...

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение...

патриотическое воспитание, национальная культура, ребенок, русский народ, народ, родной край, Российская Федерация, дошкольный возраст, дошкольный период, духовная жизнь.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация, дошкольный возраст, воспитанник.

Патриотизм в физическом воспитании дошкольников

патриотическое воспитание, игра, ребенок, чувство любви, воспитание патриотизма, физическая культура, родной край, детский сад, дошкольный возраст, космическое пространство.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

самар, Детский сад, ребенок, Великая Отечественная война, воспитанник, формирование основ патриотизма, любовь, дошкольный возраст, педагогический коллектив, нравственно-патриотическое воспитание.

Задать вопрос