Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (188) январь 2018 г.

Дата публикации: 10.01.2018

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Шарафутдинова Л. Р., Имамжанова К. Б. Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 82-85. — URL https://moluch.ru/archive/188/47761/ (дата обращения: 21.02.2019).



В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпоративной культуры на примере организации была выявлены место и роль организационной культуры в трансформационном менеджменте.

Ключевые слова: организационная культура, трансформационный менеджмент, стратегия, управление.

Глобализация, формирование новых стратегических инструментов для обеспечения успешного противостояния внешним и внутренним угрозам, адаптации к изменениям внешней среды обратили особое внимание к вопросу организационной культуры. Организационная культура является одним из инструментов реализации стратегии компаний, стратегического обновления. Организационная культура является один из основополагающих элементов трансформационного менеджмента, так как входит в стратегическое обновление организации. Последнее является постулатом трансформационного менеджмента. Трансформационный менеджмент представляет собой управление в условиях безвозвратных изменений [3].

Согласно концепции трансформационного менеджмента существуют 4 модели управления: южная (гуманизм), восточная (холизм), северная (рационализм), западная (прагматизм). В каждой модели управления организационная культура имеет свою специфику и влияет на развитие компаний. Особенности вышеперечисленных моделей управления представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности моделей управления трансформационного менеджмента

Южная модель

Северная модель

Западная модель

Восточная модель

Ведущий принцип

Природа и человек

Наука и технология

Преимущества для ЛПР

Культура и духовность

Особенности

Связь с природой

Точность, разделение, рационализм, приоритет функционального управления

Практическая значимость действий, целесообразность, прагматизм, индивидуализм

Важность межкультурных связей, коллективизм, приоритет человеческого фактора, удовлетворенность сотрудников

По мнению американского экономиста и директора Института культурных изменений Лоуренса Харрисона, причины процветания и недостаточного развития стран нужно искать в культурных различиях общества.

Организационная культура исследователями признана многогранным социальным феноменом и рассматривается как система формальных и неформальных элементов (уровней, частей). Управление формированием и развитием организационной культуры способствует достижению стратегических целей, является одним из определяющих факторов эффективного функционирования организаций. Культура выражает не только отношения между ее членами, но и комплекс представлений о назначении организации в целом и её участников, и представлений внешней общественности.

Организационная культура, исходя из моделей корпоративного управления трансформационного менеджмента, имеет наибольшее проявление в восточной модели. Действительно, впервые феномен организационной культуры был обнаружен в восточных корпорациях, согласно проведённым исследованиям, был выявлен высокий уровень влияния организационной культуры на результаты деятельности компании. Конкурентоспособность японских компаний в начале 80-х годов побудила американцев и европейцев задуматься о причинах этого феномена. Казалось, ничего не отличалось в организациях, ни в способах производства, ни в стратегиях. Единственное заметное отклонение касалось индивидуального и коллективного качества человеческих ресурсов. Конкурентоспособность японских предприятий нашла, главным образом, свою поддержку в людях и их культуре. Каждый сотрудник чувствовал себя частью компании и разделял цели компании. Таким образом, корпоративная культура в трансформационном менеджменте через внешнюю адаптацию имеет влияние на методы, средства и задачи, используемые для достижения целей организации; через внутреннюю интеграцию формирует идентичность компании в целом.

Организационная культура непосредственно связана с технологиями производства, технологической культурой, дисциплиной. Своё отражение она находит в организационных документах и задаёт стандарт при принятии сотрудниками приемлемого способа действия, конкретного решения.

В крупнейших компаниях разрабатываются кодексы деловой этики как нормативная основа формирования и развития корпоративной культуры. Организационная культура способствует обеспечению контроля над выполнением требований, этических норм, одинаковых возможностей для сотрудников, противодействию коррупции, культуры безопасности.

В современных экономических условиях развитие организационной культуры необходимо для оптимизации деятельности, эффективного использования механизмов социальных аспектов процесса производства. Учитывая современные преобразования компаний, вертикальные интеграции, глобализацию, роль организационной культуры заключается в адаптации людей к изменениям вследствие внедрения более эффективных технологий, консолидации коллектива в трудный период, создании определённого микроклимата через разделение корпоративных ценностей сотрудниками. В трансформационном менеджменте организационная культура способствует изменению системы ценностей, формированию нового стиля руководства, адаптации к внешней среде.

Соответствие условиям рыночной экономики требует постоянного поиска новых решений, креативного экономического поведения, прогрессивных моделей развития организации, в силу этого фактор организационной культуры обретает первостепенную важность.

На примере организации была проведена диагностика организационной культуры. Для анализа организационной культуры использовалась модель исследования Д. Денисона, в основе содержащая поведенческий подход [2]. Данная модель базируется на четырёх характеристиках эффективной организации, каждая из которых состоит из трех критериев.

  1. Вовлеченность (критерии: предоставление полномочий, ориентация на работу в команде, возможность развития)
  2. Согласованность (критерии: вовлечённость в ценности, способность к консенсусу, координация и интеграция)
  3. Адаптивность (критерии: способность к изменениям, внимание к клиентам, обучаемость организации)
  4. Миссия (критерии: стратегическое направление и намерение, цели и задачи, видение)

Данная модель позволяет определить связь между организационной культурой и эффективностью, способствует выявлению преимуществ и слабых сторон организационной культуры организации и путей влияния на эффективность функционирования компании.

Таблица 2

Характеристика модели организационной культуры Д. Денисона

Факторы организационной культуры

Особенности

Преимущества

Недостатки

Вовлеченность

Ощущение сопричастности и ответственности у сотрудников. Критерии: предоставление полномочий, ориентация на работу в команде, возможность развития

Характеристики культуры связаны с показателями эффективности. Миссия — потенциал прибыльности, адаптивность и вовлечённость — инновационный потенциал, согласованность — прибыль, адаптивность — перспективы роста объёма продаж

Противоречия при стремлении к внутренней интеграции и внешней адаптации

Согласованность

Определяет ценности, структуры, которые формируют сильную и устойчивую культуру. Критерии: вовлеченность в ценности, способность к консенсусу, координация и интеграция

Адаптивность

Склонность организации к изменениям, нововведениям. критерии: способность к изменениям, внимание к клиентам, обучаемость организации

Миссия

Миссия задаёт долгосрочные направления развития организации. Критерии: стратегическое направление и намерение, цели и задачи, видение

Для начала необходимо дать оценку 12 критериями факторов КК, затем вывести среднее значение фактора КК и отразить на диаграмме. В таблице 4 представлена экспертная оценка ключевых характеристик организационной культуры и управления.

Таблица 4

Расчёт средних оценок характеристик организационной культуры

Характеристика корпоративной культуры

Индикаторы (среднее значение, баллов)

Ср. значение индикаторов характеристики орг. культуры

Вовлеченность

Предоставление полномочий

Ориентация на работу в команде

Возможность развития

4,3

4

5

4

Согласованность

Вовлеченность в ценности

Способность к консенсусу

Координация и интеграция

4,1

3

4,5

5

Адаптивность

Способность к изменениям

Внимание к клиентам

Обучаемость организации

3,6

4

3

4,5

Миссия

Стратегическое направление и намерение

Цели и задачи

Видение

2,6

3

2,5

2,5

Организационная культура в целом

3,65

Анализ показал, что у сотрудников организации нет заинтересованности в повышении конкурентоспособности, в основном, преобладает материальная заинтересованность, скоординированно работают в команде, мобильны, инициативны, поддерживают высокий уровень межличностных взаимоотношений. Высшее руководство отдает приоритет внешним факторам, созданию поверхностного имиджа.

Исходя из моделей корпоративного управления, существующих в трансформационном менеджменте, можно сделать вывод, что в представленной сети компаний для высшего руководства характерна западная модель управления, в то время как для сотрудников предпочтительней — восточная, что препятствует разделению ценностей компании. Необходимо создавать такую корпоративную культуру, которая интегрировала бы существующие в организации модели управления, учитывала бы интересы всех сотрудников и высшего руководства, так как их удовлетворенность повысит мотивацию, производительность труда, эффективность работы компании, имидж, конкурентоспособность.

Таким образом, корпоративная культура, формируя нормы и правила организационного поведения, дисциплину, модель межличностных отношений в организации способствует созданию продукта высокого качества, повышая экономические показатели, эффективность деятельности компании [5, с. 143]. Одна из ролей корпоративной культуры в трансформационном менеджменте заключается в ориентировании компании на достижение баланса интересов всех работающих в организации. Формирование корпоративной культуры должно осуществляться с учётом её предназначения, характера жизнедеятельности, внешних условий, существующей модели управления, которые определяют эффективность функционирования организации.

Литература:

  1. Аронов, А. М. Современные проблемы стратегического менеджмента: учеб. пособие / А. М. Аронов, А. Н. Петров. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. — 243 с.
  2. Семенов, Ю. Г. Организационная культура: Учебное пособие. — М.: Университетская книга; Логос, 2006–256 с.
  3. Сулейманкадиева, А. Э. Трансформационный менеджмент: учебное пособие / / А. Э. Сулейманкадиева. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. — 84 с.
  4. Сулейманкадиева, А. Э. Организационная культура и управление организационными изменениями: учеб. пособие / А. Э. Сулейманкадиева. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008
  5. Шарафутдинова Л. Р. Оценка и диагностика организационной культуры и её роль в стратегическом развитии компании // Приоритетные научные направления: от теории к практике. Сборник материалов XLI Международной научно-практической конференции / под общей редакцией С. С. Чернова. — Издательство: ЦРНС, 2017–143 с.
Основные термины (генерируются автоматически): организационная культура, трансформационный менеджмент, корпоративная культура, изменение, предоставление полномочий, обучаемость организации, возможность развития, стратегическое направление, высшее руководство, критерий.


Похожие статьи

Проблемы формирования и развития организационной культуры

Ключевые слова: организационная культура, факторы развития организационной культуры.

Современные организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий сориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели...

К понятиям «организационная культура» и «корпоративная...

Ключевые слова: управление, организация, корпоративная культура, организационная культура, ценности, ценностные ориентации, обычаи, традиции.

Таким стратегическим ресурсом организации является корпоративная культура.

Формирование организационной культуры в реализации...

оценка текущей культуры, без возможности формирования следующей культуры.

Формирование и развитие организационной культуры в компании.

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы.

Формирование и развитие корпоративной культуры организации

В условиях радикальных изменений во всех отраслях российской экономики, общественных отношениях, парадигмальные изменения в управлении образованием неизбежны. Меняются цели, задачи, способы организации процессов в образовательной организации.

Корпоративная культура организации | Статья в журнале...

Ключевые слова: корпоративная культура, организационная культура, корпоративные ценности.

Поэтому эффективному менеджменту необходимо работать над изменением ценностных предпочтений рабочего коллектива в рыночно-адхократическом направлении...

Организационная и корпоративная культура: концептуальные...

Организационная и корпоративная культура: концептуальные различия. Автор: Клименко Анжела Анатольевна.

Организационная культура – это структура организации, а также документы, приказы, руководства, обязательные к исполнению.

Влияние организационной культуры на деятельность...

Как свидетельствуют мировые тенденции развития теорий управленияорганизационная культура все чаще становится объектом управленческой деятельности.

Основное направление влияния организационной культуры. Поведение индивида в организации.

Исследование организационной культуры как инструмента...

Большое число публикаций посвящается стратегическим аспектам развития организации, в них организационная культура рассматривается в качестве конкурентного преимущества [2, c. 34].

Роль корпоративной культуры в управлении персоналом...

Корпоративная культура в широком смысле — это междисциплинарное направление исследований, находящееся на стыке нескольких наук, таких как менеджмент, психология, организационное поведение, социология, культурология [1, C. 74].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблемы формирования и развития организационной культуры

Ключевые слова: организационная культура, факторы развития организационной культуры.

Современные организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий сориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели...

К понятиям «организационная культура» и «корпоративная...

Ключевые слова: управление, организация, корпоративная культура, организационная культура, ценности, ценностные ориентации, обычаи, традиции.

Таким стратегическим ресурсом организации является корпоративная культура.

Формирование организационной культуры в реализации...

оценка текущей культуры, без возможности формирования следующей культуры.

Формирование и развитие организационной культуры в компании.

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы.

Формирование и развитие корпоративной культуры организации

В условиях радикальных изменений во всех отраслях российской экономики, общественных отношениях, парадигмальные изменения в управлении образованием неизбежны. Меняются цели, задачи, способы организации процессов в образовательной организации.

Корпоративная культура организации | Статья в журнале...

Ключевые слова: корпоративная культура, организационная культура, корпоративные ценности.

Поэтому эффективному менеджменту необходимо работать над изменением ценностных предпочтений рабочего коллектива в рыночно-адхократическом направлении...

Организационная и корпоративная культура: концептуальные...

Организационная и корпоративная культура: концептуальные различия. Автор: Клименко Анжела Анатольевна.

Организационная культура – это структура организации, а также документы, приказы, руководства, обязательные к исполнению.

Влияние организационной культуры на деятельность...

Как свидетельствуют мировые тенденции развития теорий управленияорганизационная культура все чаще становится объектом управленческой деятельности.

Основное направление влияния организационной культуры. Поведение индивида в организации.

Исследование организационной культуры как инструмента...

Большое число публикаций посвящается стратегическим аспектам развития организации, в них организационная культура рассматривается в качестве конкурентного преимущества [2, c. 34].

Роль корпоративной культуры в управлении персоналом...

Корпоративная культура в широком смысле — это междисциплинарное направление исследований, находящееся на стыке нескольких наук, таких как менеджмент, психология, организационное поведение, социология, культурология [1, C. 74].

Задать вопрос