В статье рассматривается процесс развития школы, которая осуществляется средствами моделирования. Раскрыта сущность понятия моделирования развития школы, акцентируется внимание на готовности учреждения к внедрению изменений и преобразований.
Ключевые слова: метод, педагогическая система, моделирование, имидж, потенциал.
Развитие педагогической системы учебных заведений сопровождается внедрением инновационных изменений в педагогическую практику, реализуемых руководителями школ, творческими учителями и требует новых методов воздействия на педагогическую систему, одним из которых является моделирование. Осуществить эффективное моделирование развития школы как процесса создания нового образца возможно лишь при условии внедрения системных изменений, обоснованного алгоритма последовательных действий, направленных на благоприятный исход.
Моделирование как универсальный метод познания является неотъемлемой составляющей в решении социально-педагогических задач. При этом исходным источником моделирования служит формулировка целей, определяющих тип создаваемой модели и ее назначения. Достижение поставленной цели предусматривает использование в единстве различных содержательных и формальных видов моделей, адекватных реальной образовательной практике.
Моделирование формулируется учеными как метод исследования объектов различной природы с помощью аналогов (моделей) для определения или уточнения характеристик существующих или новых объектов. Выделяется два вида социальных моделей: идеальная и нормативная. В идеальной модели отображаются все признаки, функции объекта, которые необходимы для решения поставленных задач. В частности, идеальная модель развития школы содержит характеристики идеального учителя (высокий уровень профессиональной подготовки, деятельности мотивации и др.), идеального ученика, идеально-организованного учебного процесса, идеального содержания, технологий обучения и воспитания, системы управления школой. Идеальная модель нужна для выяснения системных признаков и системообразующих связей для реализации и достижения поставленной педагогической цели.
Нормативная модель необходима для определения объема осуществления функций и границы существования условий, при которых будут достигнуты цели развития школы, а ее деятельность будет успешной. Можно в определенной степени, выделить и реальную модель школы, отражающее соотношение реальных признаков и функций жизнедеятельности учебного заведения с его нормативной моделью. Создание реальной модели процедура целостной диагностики учебного заведения. Если школа работает в режиме развития, то такая целостная диагностика должна проводиться постоянно и по определенным критериям, то есть должна быть отработана система мониторинга развития школы.
Педагогическое моделирование является одним из ведущих элементов системы проектирования, что служит отражением ведущих характеристик преобразовательной системы, создание идеального образа желаемого образца будущего.
Отсутствие разработанных и научно-обоснованных подходов к моделированию развития школ, которые бы отражали целостный процесс, алгоритм действий, способы взаимодействия учителей, учеников, родителей, участия общественности в этом процессе, приводит к стихийному создания педагогически нецелесообразным моделей или копирования известных образцов.
Попыткой повысить имидж образовательного учреждения отдельные руководители прибегают к изменению статуса школы или предоставления ей привлекательного бренда, не всегда подтверждается конечными результатами.
Развитие общеобразовательного учебного заведения как педагогической системы в значительной степени зависит от педагогических, организационных условий функционирования учреждения, от желания и уровня мотивации педагогического коллектива работать лучше в условиях преобразовательных изменений, который стимулирует каждого педагога к осознанию новых идей, к построению процесса обучения и воспитания направленного на личность ученика, повышения уровня его самореализации и саморазвития. В конкурентной борьбе между учебными заведениями за лучшую модель школы, учитываются показатели, свидетельствующие о высоком уровне знаний учащихся, потенциал педагогического коллектива, другие успехи школы.
В этой борьбе преимущественно побеждает тот, кто умеет предвидеть и воплощать изменения в педагогическую систему школы, максимально учитывать потребности всех участников педагогического процесса, в том числе и социальных заказчиков. Отметим, что умение моделировать и строить педагогические системы — это не только эффективно использовать мастерство педагогов, но и возможность внести новое, перспективное в традиционную деятельность школьного коллектива, а также поднимают авторитет школы, ее признание в обществе.
Практическое моделирование развития педагогических систем общеобразовательных учебных заведений предусматривает научно-обоснованный выбор структуры, обеспечивающей рациональное использование ресурсной базы, инновационных технологий, учета специфики деятельности учреждения. В частности, особого внимания получили модели интегрированной деятельности школ, обеспечивающих высококачественное образование за счет концентрации материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов, создания образовательных информационно-ресурсных центров и систем дистанционного обучения школьного или межшкольного уровня.
На современном этапе процесс моделирования развития школ проходит при поддержке районных отделов образования, органов местного самоуправления, побуждает к творчеству и активного поиска и внедрения инновационных изменений. Следует отметить, что только научно-обоснованные преобразования в деятельности отдельной школы как первичной структуры образовательной сети района или области могут привести к позитивным изменениям и развития общеобразовательной школы.
Выводы. Итак, моделирование новой педагогической системы школы ориентированного на развитие является как совокупность действий, направленных на обобщение и широкое использование перспективного опыта педагогического коллектива, внесение изменений в структуру, содержание, технологии, отвечающие требованиям социального заказа на качественное образование и возможностям учебного заведения; как процесс создания образца ее будущего, предусматривает систему преобразований, охватывающих те или иные аспекты обновления учебного процесса, или осуществление таких локальных изменений, предусматривающих определенный прирост знаний, повышают уровень развития личности и других положительных показателей психолого-педагогического характера.
Литература:
- Семенов В. Д. Социальная среда и моделирование: моделирование воспитательных систем: теория — практика. — М., 1995.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. М., 1998.