Взаимоотношения органов власти и некоммерческих организаций в лице общественных объединений заключаются в государственной регистрации, а также в осуществлении контроля и надзора за деятельностью не только лишь зарегистрированных, но и не зарегистрированных в качестве юридических лиц общественных объединений.
Так, согласно статье 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» [1], а также Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» единственных органом, который вправе осуществлять надзор за соблюдением законодательства, в том числе и общественными объединениями, является прокуратура Российской Федерации.
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет государственную функцию по контролю, в том числе, за общественными объединениями, в сфере их уставной деятельности, соблюдением заявленных целей и задач, а также за соблюдением законодательства Российской Федерации [2].
Среди многих ученых существуют противоречия по поводу разграничения понятий «контроль» и «надзор». Из обыденного понимания данных слов можно сделать вывод, что это тождественные понятия. Так, как под «контролем», так и под «надзором» понимается «наблюдение или постоянное наблюдение с целью присмотра, проверки за кем- или чем-нибудь, за соблюдением каких-нибудь правил» [3].
Некоторыми учеными понятие «контроль» трактуется несколько шире понятия «надзор». Ученые объясняют это тем, что «контроль» позволяет «не только лишь надзирать, то есть наблюдать за законностью и ставить вопрос об устранении нарушений, но и устранять данные нарушения в силу компетентности своей власти» [4].
По моему же мнению, как и, по мнению иных ученых, вышеуказанные понятия тождественными не являются.
Так, по мнению Л. А. Николаева «основной задачей прокуратуры является обеспечение точного и неуклонного исполнения законодательства, а, следовательно, и деятельность поднадзорных органов прокуратуры оценивается только с точки зрения законности. У органов госконтроля это, прежде всего, проверка фактического исполнения нормативных актов, оценка количества и качества результатов деятельности, целесообразность выбора средств и способов управления» [5].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в случае, если речь идет об исполнении законодательства и законности правовых актов, то, следовательно, речь идет о предмете прокурорского надзора. Органы государственного контроля ограничены в своей деятельности определенным кругом возникших правоотношений. Так, Министерство юстиции Российской Федерации контролирует исполнение общественными организациями требований Федерального закона «Об общественных объединениях». Поскольку Минюст России является еще и органом, принимающим решение о государственной регистрации данной формы некоммерческих организаций, он осуществляет контроль по трем направлениям:
- Соблюдение общественными объединениями требований законодательства, в частности Федерального закона «Об общественных объединениях» в части ежегодного информирования общественным объединением о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа и данных о руководителях.
- Соответствие деятельности общественных объединений целям и задачам, которые предусмотрены их уставами. Такие организации должны предоставлять по запросу Минюста России годовые и квартальные отчеты о своей деятельности, допускать представителей данного органа на проводимые организацией мероприятия.
- Финансовый аудит общественного объединения в виде опубликования данными некоммерческими организациями отчетов об использовании своего имущества, а также обеспечения доступности ознакомления с указанными отчетами; информирования об объеме получаемых денежных средств и иного имущества, в том числе и от иностранных организаций и граждан, о целях их расходования или использования в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Непредставление организацией вышеуказанных сведений в установленные сроки являются основанием для обращения в контролирующего органа в суд с заявлением о признании данной организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об ее исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Контроль за деятельностью общественных объединений можно разделить на три вида: проведение проверок по вопросам, которые отнесены к компетенции Минюста России; анализ отчетов, представленных данными организациями; участие в мероприятиях, которые проводят вышеуказанные общественные объединения.
Контроль за деятельностью общественных объединений осуществляется как Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях», так и федеральными органами государственного финансового контроля, федеральными органами исполнительной власти, которые уполномочены на контроль и надзор в области налогов и сборов, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществлении функции по противодействию легализации доходов, которые получены преступным путем, и финансированию терроризма. Вышеназванные органы устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и задачам и сообщают о результатах Минюсту России. Контролирующие органы не ограничены по кругу субъектов, а значит, указанный в статье 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» перечень органов государственного контроля может рассматриваться шире.
Для выявления нарушений, которые совершены общественными объединениями, органы юстиции напрямую взаимодействуют с органами прокуратуры. Также, для более эффективного контроля и надзора, данные органы заключают договоры, издают совместные приказы, распоряжения о взаимодействии между собой, а также с иными государственными органами. Так, в 1998 году между Прокуратурой Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации было заключено соглашение «О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры РФ и Министерства юстиции РФ в сфере надзора и контроля за ведомственным нормотворчеством, принятыми актами субъектов Российской Федерации, а также за созданием и деятельностью общественных и религиозных объединений».
Также, для осуществления эффективного контроля за деятельностью общественных объединений, Минюст России привлекает в своей деятельности иные государственные органы власти, а также органы местного самоуправления.
Так, территориальные органы Минюста России помимо контрольных органов, указанных в законодательстве, взаимодействуют и с областными избирательными комиссиями, Уполномоченным по права человека, органами внутренних дел, органами федеральной службы безопасности и другими.
Так, 3 сентября 2016 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации совместно с правоохранительными органами проведена внеплановая проверка Централизованной религиозной организации «Религиозная ассоциация Церкви Иисуса Христа и Святых последних дней в России» Местной религиозной организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в г. Владивостоке, в ходе которой обнаружены диски, которые, предположительно, содержат видео порнографического характера с участием несовершеннолетних.
Взаимодействие между органами государственной власти по контролю и надзору за деятельностью общественных объединений можно, условно, разделить на три вида: обмен информацией; проведение совместных проверок деятельности конкретной организации; Совместное участие во всевозможных комиссиях, рабочих группах и т. д.
Согласно законодательству Российской Федерации, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением российского законодательства общественными объединениями, и, в случае несоблюдения данными организациями законов, вправе приостановить деятельность этой организации либо ликвидировать ее.
Так, как прокуратура, так и суды приходят к выводу, что оказание общественными объединениями образовательных, медицинских услуг без соответствующего разрешения на данный вид деятельности, а также длительное нарушение федеральных законов, невыполнение неоднократных предписаний уполномоченного органа, признаются грубыми нарушениями.
При разрешении вопроса о ликвидации общественного объединения судам необходимо устанавливать соразмерность его действий закрепленной ответственностью.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что государственный контроль и надзор являются самой оптимальной формой взаимодействия государственных органов и некоммерческих организаций в лице общественных объединений. Для более же эффективного использования данной формы взаимодействия государственные органы заключают между собой всевозможные соглашения. Однако, до сих пор остается проблемным вопрос контроля и надзора за деятельностью общественных объединений, не зарегистрированные общественные объединения в качестве юридических лиц.
Литература:
- ФЗ «Об общественных объединениях»
- Приказ минюста РФ от 31.03.2016 №90
- Ожегов С.И. толковый словарь русского языка
- Швецова В.И. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации.
- Николаева Л.А. Соотношение прокурорского надзора и государственного контроля. Вопросы теории и практики прокурорского надзора