Показатели концентрации продавцов на рынке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (186) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 30.12.2017

Статья просмотрена: 13888 раз

Библиографическое описание:

Торгашова, Е. В. Показатели концентрации продавцов на рынке / Е. В. Торгашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 113-116. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47582/ (дата обращения: 19.12.2024).



Оценивать интенсивность и неравнозначность конкуренции в контексте конкурентной среды нужно с опорой на базу информации о доле рынка производителей и с учетом данных об объемах продаж. Также необходимо принять во внимание корректировку на эмпирические данные. В расчете логичнее брать для анализа конкурентной среды и объемы выпуска продукции, и величину поставок и реализации продукции на соответствующих отраслевых рынках. Но по статистическим учреждениям данную информацию не отслеживают, и она не может отслеживаться. Причиной этого можно назвать несовершенство системы статистической отчетности. Обычно исследователи работают с данными об объемах продаж, которые учитываются в общем виде и в денежном выражении.

В диагностике конкурентоспособности рынков важнейшую роль играет анализ уровня концентрации. Концентрация продавцов показывает относительную величину и количество фирм в отрасли. Чем меньше фирм, тем выше уровень концентрации. Большая разница в масштабах организаций свидетельствует о более концентрированном рынке. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость и тем скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.

В таблице 1 указаны формулы, по которым рассчитаны показатели уровня концентрации и дается их характеристика.

Таблица 1

Основные показатели уровня концентрации

Показатель

Формула

Значение

Индекс Херфиндаля-Хиршмана, HHI

HHI=++….

(где -доля n-го предприятия на рынке)

Это индекс для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли, который показывает степень концентрации рынка, или, другими словами, уровень влияния одной или нескольких фирм. По его значению выделют 3 типа рынков:

1) Высококонцентрированный рынок,1800

2) Умеренноконцентрированный рынок, 1000

3) Низкоконцентрированный рынок, HHI<1000

Индекс концентрации, CR

CRn=

(где –доля крупнейших предприятий на рынке)

Этот показатель характеризует, какая доля рынка приходится на заданное количество самых крупных игроков. По его значению выделяют следующие типы рынков

1) Высококонцентрированный рынок, при 70 %

2) Умеренноконцентрированный, при 45 %

3) Низкоконцентрированный, при CR<45 %

Поскольку индекс концентрации представляет собой арифметическую сумму, он фактически игнорирует структуру распределения рыночных долей между компаниями, которые вошли в расчет индекса. Поэтому индекс концентрации не применяется как основной показатель. В США вместо него используется индекс Херфиндаля-Хиршмана, а в Европейском Союзе — индекс Линда.

Индекс Линда для определения границ олигополии

L= *;

Где:

k-число крупных фирм (не менее 2-х),

m-число крупнейших фирм из k крупных,

– вспомогательная величина.

=

— отношение средней доли m крупнейших (из k крупных) фирм к средней доле остальных (k-m) фирм,

Yi доля на рынке

Индекс Линда используется в качестве определителя «границы» олигополии и рассчитывается L для m=2, m=3 и т. д., пока то есть до момента, пока не будет получено первое нарушение непрерывности показателя L. «Граница» считается установленной при достижении значения . Определяемая граница может характеризовать рынок на наличие жесткой (2,3 фирмы на рынке) или размытой (6–7 фирм) олигополии, тем самым позволяя эмпирически выявить предполагаемый круг субъектов, которые могут выполнять согласованные действия, направленные на ограничение конкуренции.

Индекс Линда для лидирующих фирм, L

Для 3-х крупнейших фирм:

L =

Где:

Y — доля на рынке

Большее значение индекса свидетельствует о большей дифференциации объемов продаж фирм и, следовательно, о большей концентрации фирм на рынке.

Индекс максимальной доли,

Imax = ;

Где:

— максимальная доля;

–средняя арифметическая рыночных долей

Если рынок монополизирован, то индекс стремится к 1. Интерпретация значений выглядит следующим образом:

0,75

0,50

0,25– монополистическая конкуренция

0совершенная конкуренция

Индекс обратных величин долей,

Kобр = ;

Где:

n — число предприятий, действующих на рынке

— доля n-го предприятия на рынке, выраженная в процентах

Если рынок однороден, коэффициент стремится к единице, если на рынке имеются явные лидеры — коэффициент стремится к нулю. Предлагаемый индекс имеет ясную интерпретацию своих значений:

0,75 — совершенная конкуренция

0,50 — монополистическая

конкуренця

0,25– олигополия

0монополия

Коэффициент вариации рыночных долей, V

V = n

Где:

n — число фирм в отрасли;

— рыночная доля фирмы

Коэффициент вариации будет равен нулю в том случае, когда рыночные доли одинаковы. Коэффициент вариации будет близок к единице, когда одна фирма занимает подавляющую долю рынка.

Коэффициент абсолютной энтропии, Eабс

Eабс = ,

Где:

n — число фирм в отрасли;

— рыночная доля фирмы

Коэффициент энтропии характеризует степень деконцентрации рынка и позволяет более глубоко исследовать уровень и динамику концентрации: чем больше Е, тем больше экономическая неопределенность, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке.

Относительный индекс энтропии, Eотн

Еотн =

Где:

Еабс — коэффициент абсолютной энтропии;

n — число фирм в отрасли

Его используют для сравнения показателей энтропии на разных рынках, данный показатель принимает значение от 0 до 1. Чем ближе значение к 0, тем рынок более монополизирован.

Коэффициент относительной концентрации, K

K =

Где:

b — доля крупных предприятий в общем количестве предприятий на рынке;

a — доля продукции этих фирм в процентах в совокупном объеме продаваемой продукции

Этот показатель измеряется в абсолютных значениях. При K>1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным, при K

наблюдается высокая степень концентрации на рынке, рыночная власть фирм велика.

Чтобы графически представить уровень концентрации на нескольких рынках или за несколько периодов времени, используют функцию концентрации.

По оси абсцесс откладываются сами фирмы (n), по оси ординат рыночные доли (S) нарастающим итогом. Фирмы ранжированы от большей к меньшей.

Если при сравнении 2-х рынков a и b, оказывается, для всех n, а для некоторых n строгое равенство , то это означает, что концентрация на рынке а больше, чем на рынке b. Эта ситуация называется доминированием. Рынок а доминирует над рынком b. Может оказаться, что на одних участках имеет место , а на других . В таких условиях рынки или периоды не сравнимы по функциям концентрации.

Также для графического представления распределения долей рынка фирм в отрасли часто используется кривая Лоренца. Она была предложена американским экономистом Максом Отто Лоренцем в 1905г. Кривая Лоренца, отражающая неравномерность распределения какого-либо признака, для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мельчайших до крупнейших фирм. Кривая Лоренца всегда восходящая от точки 0,0 к точке 1,1, кривая вогнута вниз, так как каждое последующее приращение ординаты не меньше предыдущего. Чем больше кривая отклоняется от линии равномерного распределения, тем больше наблюдается неравномерность в распределении между фирмами.

Литература:

  1. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М., Маркетинг, 2005. -243с.
  2. Юсупова Г. Ф. Теория отраслевых рынков; Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. — 280 c
  3. Джуха В. М., Курицын А. В., Штапова И. С. Экономика отраслевых рынков; КноРус, 2012. — 288 c.
Основные термины (генерируются автоматически): HHI, уровень концентрации, конкурентная среда, объем продаж.


Задать вопрос