В статье раскрывается значение изобразительного искусства в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Даны понятия «арт-терапия», «художественные способности». Приведена классификация художественных способностей. Описаны особенности развития художественных способностей слабовидящих детей; возможности арт-терапии в их развитии. Обобщён круг литературы, посвящённый арт-терапии в работе со слабовидящими детьми.
Ключевые слова: арт-терапия, изобразительное искусство, методика обучения изобразительному искусству, художественные способности, слабовидящие дети, классификация художественных способностей.
Зарубежные (Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли и др.) и отечественные (Е. А. Медведева, А. В. Потемкина, А. И. Бороздин и др.) педагоги, врачи (А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др.), психологи (Л. С. Выготский, А. И. Копытин, М. В. Киселева и др.), указывали на важную роль искусства в обучении и воспитании детей. Для детей с особыми образовательными потребностями искусство зачастую выступает одним из ведущих средств оптимизации их общего, личностного и интеллектуального развития. В этой связи всё больше возрастает интерес психологов и педагогов к арт-терапии, в частности, как к средству развития и обучения детей с ОВЗ. Из трудов Е. И. Бурно (1989), Г. В. Бурковского, Р. Б. Хайкина (1982), О. А. Карабановой (1997) и др., следует, что изобразительная деятельность позволяет детям выражать свои мысли, чувства, ощущения без слов. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, декоративно-прикладное творчество и др.) способствует упрощению выражения переживаний и фантазий и меняет поведение в положительную сторону. По мнению детского психотерапевта В. Оклендера, занятия изобразительным искусством — это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств.
Обращаясь к понятию «арт-терапия» отметим, что оно понимается как «терапевтическое направление, связанное с использованием пациентом (клиентом) различных изобразительных материалов и созданием визуальных образов, процессом изобразительного творчества и реакциями пациента (клиента) на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты» [6, с. 5]; как «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью, при построении и развитии психотерапевтических отношений» [7, с. 7]; как «инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, реализации на практике ряда функций социализации личности (адаптационная, коррекционная, мобилизующая, регулятивная, реабилитационная, профилактическая)» [2, с.11]. В настоящее время арт-терапия находит применение не только в медицинской сфере, но и в социальной, и в психолого-педагогической, в частности, как метод развития художественных способностей — «психологических особенностей личности, позволяющих качественно и легко овладевать способами освоения и созидания художественных образов в одном или нескольких видах искусства» [13].
В своем труде «К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности» известный советский педагог и психолог А. Г. Ковалев выделяет опорные (природная чувствительность зрительного анализатора, чувство линий, чувство пропорций, чувство формы, чувство светотени, чувство колорита, чувство ритма) и ведущие (свойства художественно-творческого воображения, эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению) свойства, а также вспомогательные средства [3]. Его классификацию дополнила Т. С. Комарова, добавив к ведущим свойствам художественных способностей свойства зрительной памяти, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, волевые свойства личности художника; к вспомогательным: свойства зрительного анализатора, сенсомоторные качества руки [5].
У слабовидящих детей наблюдаются нарушения функций глаз, ведущие к искажению восприятия, линии, формы, объема, цвета и его оттенков, внимания, образной памяти, творческой фантазии и воображения, пространственного видения и пространственных представлений. В этой связи у слабовидящих учащихся большие трудности наблюдаются при передаче пространства. Часто полностью отсутствует перспективное изображение предметов и передача объема, что обусловлено нарушением бинокулярного, стереоскопического и глубинного зрения (А. И. Каплан, М. И. Земцова). А. В. Потемкина считает, что в работах слабовидящих детей наблюдается снижение уровня воссоздающего воображения, что обусловлено сокращением запаса представлений. Анализ тифлологической литературы (Литвак А. Г., Сорокина В. М., Земцовой М. И. и др.) показывает, что для творческого воображения детей с нарушением зрения характерна стереотипность, схематизм, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, образы воображения возникают на основе очень простых аналогий. Вследствие нарушений глазомерной функции, обусловленной дефектом зрения, отсутствием определенных навыков работы и сужением поля зрения у слабовидящих детей возникают трудности при поиске композиционного решения рисунка (расположение предмета в центре листа, проведение полосы в центре, деление ее на равные части без измерительных инструментов (А. В. Потемкина). Также отмечаются мелкость изображений, или размещение их на одной части листа, что также свидетельствует о наличии суженного поля зрения, что приводит к нарушению композиционного строения рисунка. Поэтому дети с дефектом зрения часто бывают недовольны результатом своей работы. Согласно исследованию Е. А. Медведевой [9], даже минимальные дефекты зрения способны оказывать негативное влияние на цветовосприятие и видение всего цветного спектра. В связи с нарушением пространственного восприятия осложняется распознавание предметов на дальнем расстоянии. Поэтому учащимся с нарушением зрения очень трудно достичь высоких ступеней в развитии изобразительной деятельности.
Изучением возможностей арт-терапии в изобразительном искусстве в работе со слабовидящими детьми в числе других занимались Е. А. Медведева, С. К. Кожохина, Н. В. Резванова, М. С. Вальдес Одриосола, Л. Д. Лебедева, А. И. Бороздин и др. В своих исследованиях и арт-терапевтических программах они описывали не только целительные, но и развивающие свойства арт-терапии. В учебном пособии «Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании» Е. А. Медведевой рассматривается взаимодействие искусства и педагогики, арт-терапевтические методы, направленные на художественное развитие детей с особенными возможностями [9]. С. К. Кожохина в своей книге «Растем и развиваемся вместе с искусством» определяет цель арт-терапевтических занятий в изостудии в содействии развитию художественных способностей детей с проблемами, их личностному росту и творческому самовыражению [4]. М. С. Вальдес Одриосола в своем исследовании «Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арт-терапии» разработала арт-терапевтическую методику, в основе которой лежит интуитивный подход к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ, опирающегося как на осознаваемую, так и не осознаваемую деятельность мозга, благодаря чему происходит всестороннее развитие личности [10]. В книге Л. Д. Лебедевой «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» предложены различные упражнения и задания, основанные на арт-терапевтических методах, оказывающих целительное воздействие и направленные на развитие творческих способностей детей с особыми возможностями [8]. Н. В. Резвановой в пособии «Методика преподавания изо для слабовидящего ребенка дошкольного и младшего школьного возраста» рассматривается специфика коррекционной работы на уроках изобразительного искусства со слабовидящими детьми в младших классах посредством арт-терапевтических методов, направленных на творческое развитие и самовыражение, социализацию слабовидящих учащихся в обществе [12]. Исследователь отмечает, что помимо воздействия на психоэмоциональное и психофизическое состояние, арт-терапия оказывает развивающее воздействие на художественные способности слабовидящих детей. При этом изобразительная деятельность может включать нетрадиционные техники рисования, декоративно-прикладное творчество, скульптуру (лепка) и т. д.
В специальной методической литературе [1, с. 59] отмечается значимость декоративного рисования как эффективного средства коррекции зрения и зрительного восприятия, формирования навыков обследования изображаемых объектов, развития наблюдательности, овладения способами аналитико-синтетической деятельности в процессе формирования предметных представлений. Декоративное рисование и декоративно-прикладная деятельность развивает творческую активность и воображение. Посредством декоративного рисования слабовидящий ребенок совершенствует представления о предметах и явлениях окружающего мира [11, с.109]. Нетрадиционные техники рисования открывают широкий простор для детской фантазии, дают ребенку возможность глубже увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Они отличаются необычностью использования художественного материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах. Существует так называемая «Школа искусств», созданная педагогом-новатором А. И. Бороздиным. Концепция школы Бороздина подразумевает философско-педагогический подход к обучению детей с ОВЗ; основой является творческое развитие, оказывающее целительное воздействие на психическое состояние детей путем занятий искусством.
Таким образом, в силу ограниченных возможностей, связанных со здоровьем, обучение изобразительному искусству учащихся с особыми образовательными потребностями имеет определенные трудности. Вместе с тем изобразительная деятельность необходима всем детям для гармоничного развития. У слабовидящих детей рисование развивает не только узкие художественные способности, но и оказывает значительное влияние на формирование общих, интеллектуальных и др. способностей. Арт-терапия является мощным ресурсом для развития художественных способностей детей с нарушениями зрения, так как традиционные методики обучения изобразительному искусству для них чаще всего недоступны.
Литература:
- Гладких, Л. П. Как научить слабовидящего ребенка декоративному рисованию// Дефектология — № 3, 1993. — 59–64 с.
- Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе/ М. В. Киселева. — СПб.: Речь, 2007. — 336 с.
- Ковалев, А. Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности/ А. Г. Ковалев// Проблемы способностей. — М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962.
- Кожохина, С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства/ С. К. Кожохина. — СПб: Речь, 2006. — 216 с.
- Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания/ Т. С. Комарова. — М.: Мозаика-синтез, 2009. — 352 с.
- Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков/ А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. — М.: Когито-центр, 2010. — 200 с.
- Копытин, А. И. Техники телесно-ориентированной арт-терапии / А. И. Копытин, Б. Корт. — М.: Психотерапия, 2011. — 128 с.
- Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л. Д. Лебедева. — СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
- Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.
- Одриосола, М. С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арт-терапии/ М. С. Одриосола. — М.: Торговый дом ИОИ, 2009. — 61 с.
- Потемкина, А. В. Методическое сопровождение процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук(13.00.03)/ Алла Вадимовна Потемкина; РГПУ им. Герцена. — СПб., 2003. — 249 с.
- Резванова, Н. В. Методика преподавания для слабовидящего ребенка дошкольного и младшего школьного возраста/ Н. В. Резванова. — г. Светлый. — 12 с.
- Ясинских, Л. В. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в процессе педагогической интеграции искусств/ Л. В. Ясинских// Художественное и духовно-нравственное образование: сборник статей. — Екатеринбург, 2001. –232–236 с.