Преподавание русского языка: роль словообразования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (181) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 23.11.2017

Статья просмотрена: 294 раза

Библиографическое описание:

Дадамирзаева М. В. Преподавание русского языка: роль словообразования // Молодой ученый. — 2017. — №47. — С. 201-203. — URL https://moluch.ru/archive/181/46638/ (дата обращения: 23.05.2019).



Существующие федеральные образовательные стандарты и руководящие принципы гласят, что коммуникативная компетентность является одной из целей преподавания языка. Студенты филологических факультетов и кафедр могут развивать его, используя интегративную модель исследования. Среди особенностей этой модели — схематические формы представления, акцент сместился от общего знания языка к специальным языковым навыкам, новых информационных и коммуникационных технологий и сотрудничества между преподавателями.

Чтобы улучшить знание языка учащимися, инструкторы должны реализовать принцип межуровневых лингвистических отношений. В нашей практике преподавания русского языка мы применяем этот принцип к сфере словообразования. Проблема формирования русского слова никогда не была достаточно изучена в методическом аспекте.

Актуальность нашего исследования определяется тем, что, с одной стороны, роль словообразования в учебном процессе недооценена, а с другой стороны, необходимо развивать навыки словообразования у студентов. Цель нашего исследования — выявить методологический потенциал производных и значение русского словообразования в процессе обучения путем определения основных областей актуализации принципа словообразования в преподавании русского языка. Объектами исследования являются методологические аспекты компетентности словообразования в филологических специальностях.

Методы исследования. Исследование основано на интегративных, комплексных подходах к изучению языкового материала, в которых учитывается принцип интегрального описания языковых единиц на разных уровнях, в частности взаимодействие между производными и единицами других уровней в языковой системе и вербальная коммуникация.

Формирование слова и лексика. Реализация принципа словообразовательного имеет важное значение для изучения лексики. Деривационные единицы играют фундаментальную роль в системном изучении лексики и представляют собой наиболее эффективный способ обогатить словарный запас студентов. Словообразовательные единицы, обеспечивающие объективацию принципа словообразования при изучении лексики, являются производными, деривационными типами (моделями) и семьями словообразования (в русской грамматике они называются «гнездами»). Производные более четко показывают системный характер языка.

Производные того же типа характеризуются определенной семантической эфирностью, выраженной общим аффиксом, и определенной семантической разницей, выраженной индивидуально стеблями. Диапазон типов словообразования, их производительность и деривационная активность определяются спецификой лексической базы данных.

Семантически организованные лексемы, как правило, имеют частично или полностью совпадающий набор производных и типов словообразования, т. е. Имеют относительно равный потенциал словообразования. Это позволяет создавать слово в соответствии с шаблоном (модель словообразования), которое облегчает усвоение словарного запаса: моделей, словообразования ограничены и воспроизводимы, а человеческая память может записывать большой словарь, который необходим для общения. Кроме того, новые производные входят в системные (синонимичные, антонимический или одноименные) отношения с другими словами, уже существующими на языке. Важна также системообразующая роль деривационных типов в формировании грамматических классов слов. Выравнивание новой производной со словами одного и того же дизайна аффикса помещает ее в определенную грамматическую категорию, что также способствует более эффективному обучению русскому языку. Деривационные семейства обладают наиболее заметными системными способностями. Значение их использования в процессе преподавания русского языка было отмечено А. Н. Васильева, В. А. Кондратьева, А. И. Кузнецова, И. Г. Милославский, Р. М. Нефедова, А. Н. Тихонов, Л. Б. Трушина и другие.

Их данные показывают, что освоение словаря русского языка с помощью метода деривационных семейств является самым коротким и наиболее рациональным путем. Деривационное семейство разных частей речи имеет типичный набор производных, поэтому ученик может предсказать их формирование. Деривационное семейство имеет как внутренние связи между его составными членами, так и внешние связи между семьями, а также внешние семантические связи, которые проявляются в различных отношениях со словами, относящимися к другим структурным и семантическим ассоциациям. Производные, отражающие антонимы, синонимы или омонимы произношения слов, являются двойными системами: они действуют как элементы лексических и словообразовательных языковых систем. Деривационные семейства сокращают расстояние между семантикой слова и включают его в активную речь, потому что слова, введенные таким образом, не ассимилируются механически, а не изолированно, а вместе с другими словами, что помогает открыть смысл нового слова, Такая ассимиляция более эффективна, поскольку она включает логические рассуждения и лингвистические догадки. Ассоциативные связи играют важную роль в этом процессе. Формирование ассоциативных связей слов у студентов является необходимым предварительным условием для обогащения их активного словаря. Группировка слов по принципу словообразования реализует структурный и семантический способ запоминания, который соответствует природе ассоциативных связей. Систематическая работа с деривативными семействами слов помогает создать навык распознавания связанных слов как формальным критерием (общей корневой морфемой), так и общей семантикой. Процесс изучения семейств дериваций — это процесс накопления в памяти определенного набора аффиксов, способных модифицировать первичный (исходный) стебель, т. е. Процесс получения речевых механизмов. Деривационные аффиксы добавляют определенный смысл словам. Функция словообразовательных средств обобщается на основе определения общего значения в словах с одинаковыми аффиксами. Зная значение стебля и деривационного аффикса, студент может угадать смысл всего слова, и, таким образом, слово происходит от его структуры.

Освоение производных целыми семействами слов не противоречит основам человеческой памяти и процесса запоминания. Следовательно, методисты и психологи рекомендуют разделить материал на крупные информационные единицы.

Формирование слов и стилистика. Стилистический потенциал словообразования занимает особое место в учебном процессе. Выразительность речи студентов достигается за счет использования функциональных стилистических и выразительных ресурсов словообразования. Изучение словообразования в стилистическом аспекте системы способствует обогащению речи студентов и помогает гарантировать ее значимость (то есть адекватную речевой ситуации, цели словесного выражения и т. Д.) И правильное построение. С одной стороны, ресурсы на основе перевода в этом подходе рассматриваются учениками как средство эстетического воздействия на слушателя. С другой стороны, деривационные языковые ресурсы помогают развить эстетическое отношение к языку.

Формирование слов и орфография. Деривационные особенности важны в практике обучения орфографии. Морфологический принцип хорошо известен как основной в русской орфографии. Следовательно, овладение навыками грамотного письма невозможно без знания структуры слов. Чтобы правильно называть русские корневые морфемы, префиксы и суффиксы, ученикам нужно отметить их сознательно, а не механически. Деривационный анализ помогает делать морфемный анализ, обеспечивает точный и быстрый выбор значимых частей в слове, помогает определить, как сформировалось слово, а также понимать правила прикрепления аффиксов. Механическое разделение слов на определенные морфемы не дает истинного представления о связях и отношениях между морфологическими частями, составляющими слово. Неспособность различать морфемы, понимать деривационные отношения между словами, часто приводит к ситуации, когда правила орфографии изучаются и, кроме того, используются ненадлежащим образом.

Выводы. Покрывая только подмножество областей, где может применяться принцип словообразования, мы показали очевидную необходимость его актуализации в практике преподавания русского языка. Учения по формированию слов являются основой для организации других языковых навыков в соответствии с способностью выполнять структурные и семантические особенности слова. Необходимо максимально использовать потенциал формирования слов в усвоении лексических данных (поскольку это помогает количественному и качественному обогащению словарного запаса студентов), в преподавании морфологии (закладывая основу для более сознательной ассимиляции грамматических элементов), написание (путем установления условий для сознательного формирования навыков написания) и стилистики русского языка (поскольку это повышает выразительность речи студентов). Более того, мы должны учитывать тот факт, что изучение формирования слова помогает развивать логическое мышление, а также способность анализировать и синтезировать.

Литература:

  1. Адамс, V. (2001). Сложные слова на английском языке. Харлоу: Лонгман.
  2. Барыкина А. Н. & Добровольская В. В. (2015). Как составить прилагательные. Москва: Златоуст.
  3. Ефремова Т. Ф. (2000). Новый словарь русского языка: объяснительный и деривационный. Москва: русский язык.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, слово, формирование слов, учебный процесс, выразительность речи студентов, принцип словообразования, практик преподавания, изучение лексики, деривационное семейство, человеческая память.


Похожие статьи

Изучение морфемного состава слова в начальных классах

Учебный предмет «Русский язык» в системе начального образования объединен тремя направлениями.

Изучение словообразования связано с усвоением орфографии, так как основным принципом русской орфографии является морфологический, согласно которому...

Формирование и развитие лексических навыков в процессе...

Процесс формирования лексического навыка состоит из нескольких ступеней. О. С. Левицкая пишет, что зарубежные лингвисты выделяют четыре главных шага в изучении лексики: восприятие слова, понимание значения, запоминание и использование в речи.

Использование многозначных глаголов для практического...

Рациональная методика преподавания русского языка в иноязычной аудитории, может быть построена

В связи с этим явлением полисемия представляет собой одну из объективных трудностей изучения лексики русского языка узбекскими учащимися-студентами.

Принципы словарной работы при обучении русскому языку...

слово, русский язык, студент, словосочетание, словарная работа, связная речь, родной язык, лексическая система, грамматическое значение, грамматическая форма.

Словообразовательная характеристика качественных...

«Вопросы словообразования вызывают немало трудностей в практике преподавания языка. Вместе с тем <…> из всех лингвистических подсистем оно служит для образования новых слов, таким образом способствуя расширению лексического запаса студентов, развитию их речи.

Принципы отбора лексики и выбора способа семантизации при...

в) знакомы с графической записью русских слов, с принципами построения предложений на русском языке, с падежами русского языка.

Объекты контроля при обучении русскому языку иностранных студентов-медиков (англоязычная форма образования).

К вопросу о связи преподавания иностранных языков со...

Процесс изучения иностранного языка выступает как сторона процесса познания.

Большое значение имеет знание словообразования для понимания новых слов на основе уже известного лексического материала, что безгранично расширяет возможности понимания...

Особенности обучения иноязычной лексике студентов...

Традиционно обучение иностранному языку связывают с грамматикой и лексикой того или

Вводя новую лексику, необходимо прибегать к использованию ранее изученных слов со

Особенности формирования готовности к самообразовательной деятельности студентов...

Особенности работы над лексикой в процессе преподавания...

Ключевые слова: лексика, словообразование, фразеологическая единица, сочетаемость слов, процесс обучения, иностранный язык.

Содержанием этой работы будет изучение словообразования, сочетаемости слов и фразеологических единиц и употребление слов в...

Похожие статьи

Изучение морфемного состава слова в начальных классах

Учебный предмет «Русский язык» в системе начального образования объединен тремя направлениями.

Изучение словообразования связано с усвоением орфографии, так как основным принципом русской орфографии является морфологический, согласно которому...

Формирование и развитие лексических навыков в процессе...

Процесс формирования лексического навыка состоит из нескольких ступеней. О. С. Левицкая пишет, что зарубежные лингвисты выделяют четыре главных шага в изучении лексики: восприятие слова, понимание значения, запоминание и использование в речи.

Использование многозначных глаголов для практического...

Рациональная методика преподавания русского языка в иноязычной аудитории, может быть построена

В связи с этим явлением полисемия представляет собой одну из объективных трудностей изучения лексики русского языка узбекскими учащимися-студентами.

Принципы словарной работы при обучении русскому языку...

слово, русский язык, студент, словосочетание, словарная работа, связная речь, родной язык, лексическая система, грамматическое значение, грамматическая форма.

Словообразовательная характеристика качественных...

«Вопросы словообразования вызывают немало трудностей в практике преподавания языка. Вместе с тем <…> из всех лингвистических подсистем оно служит для образования новых слов, таким образом способствуя расширению лексического запаса студентов, развитию их речи.

Принципы отбора лексики и выбора способа семантизации при...

в) знакомы с графической записью русских слов, с принципами построения предложений на русском языке, с падежами русского языка.

Объекты контроля при обучении русскому языку иностранных студентов-медиков (англоязычная форма образования).

К вопросу о связи преподавания иностранных языков со...

Процесс изучения иностранного языка выступает как сторона процесса познания.

Большое значение имеет знание словообразования для понимания новых слов на основе уже известного лексического материала, что безгранично расширяет возможности понимания...

Особенности обучения иноязычной лексике студентов...

Традиционно обучение иностранному языку связывают с грамматикой и лексикой того или

Вводя новую лексику, необходимо прибегать к использованию ранее изученных слов со

Особенности формирования готовности к самообразовательной деятельности студентов...

Особенности работы над лексикой в процессе преподавания...

Ключевые слова: лексика, словообразование, фразеологическая единица, сочетаемость слов, процесс обучения, иностранный язык.

Содержанием этой работы будет изучение словообразования, сочетаемости слов и фразеологических единиц и употребление слов в...

Задать вопрос