Исследование стратегий заучивания словарных слов на уроках русского языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)

Статья просмотрена: 1268 раз

Библиографическое описание:

Резницкая, И. Г. Исследование стратегий заучивания словарных слов на уроках русского языка / И. Г. Резницкая. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 134-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3126/ (дата обращения: 17.12.2024).

Учиться и не размышлять – напрасно терять время,
размышлять и не учиться - губительно.

Конфуций «Беседы и суждения»


Многие учителя неоднократно сталкивались с трудностями в усвоении материала учащимися. Казалось бы, несложная тема вызывает у ученика трудности, а словарные слова, даже те, которые регулярно заучиваются на уроке, пишутся с ошибками. Кажущаяся же простота материала приносит еще и комплексы ребенку, у него появляется неуверенность в себе и ослабевает мотивация обучения: «как ни учи – все равно ничего не запоминается». Невозможность понять и применить изучаемый материал влечет за собой ряд психологических проблем.

На наш взгляд, помочь ученику справиться с такими проблемами может личностно-ориентированный подход (И.С. Якиманская) [1], в рамках которого ведется личностно-ориентированное развивающее обучение, а также целенаправленное развитие познавательных стратегий. Автор статьи является участником городской экспериментальной площадки «Исследование познавательных стратегий школьников» под руководством Плигина А.А. [2], в рамках которой был проведен ряд исследований, направленных на освоение правил русского языка и разработаны эффективные способы применения этих правил учащимися на практике [3]. Также были проведены исследования по выявлению стратегий заучивания словарных слов, представленные ниже. В результате указанной экспериментальной деятельности я пришла к выводу, что подобная работа дала возможность школьникам научиться эффективно справляться со сложным и объемным материалом, определять собственную стратегию его усвоения. Система по выявлению стратегий заучивания словарных слов и трансляции опыта успешных учащихся внутри класса помогает ученикам не механически, а осознанно запоминать слова и успешно, без ошибок применять их на практике.

Для меня было очевидным: для того, чтобы овладеть любыми знаниями, необходимо проанализировать не только тот материал, с которым ты работаешь, но и свои действия при работе с ним. Интересны в этом смысле слова древнего философа Конфуция: «Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете». Перефразируя, скажем: «Проанализируйте – и Вы поймете».

Прежде всего, я проанализировала на уроке с учащимися пятого класса часть словарных слов, размещенных в учебнике и предложенных для заучивания, и продемонстрировала различные способы работы с ними. Мы разделили слова на группы по типу орфограмм, вспомнили правила правописания некоторых слов, подобрали к какой-то части проверочные. Вторую группу непроверяемых, словарных слов, мы оставили для более детального анализа.

Занимаясь не один год проблемой работы со словарными словами с учащимися разных возрастов, участвуя в различных семинарах, посещая тренинги и мастер-классы, я поняла, что по ряду разделов русского языка отсутствуют нормативные стратегии. Поэтому проанализировав собственный опыт работы, я решила сформулировать и расписать свои стратегии, чтобы использовать их в качестве нормативных, проверив их эффективность в работе с учащимися.

Таким образом, на базе самоанализа мною были определены следующие собственные стратегии запоминания сложных непроверяемых слов: этимологическая, ассоциативная, сенсорно-семантическая.

Этимологическая стратегия включает в себя изучение происхождения слова в том случае, если оно влияет на запоминание. Рассмотрим, например, слово «отразить», встречающееся в учебнике русского языка М.М. Разумовской для 5 класса [4]. В этимологическом словаре [5] дается следующая трактовка происхождения этого слова: «РАЗ. Общеслав. Производное отразить. Раз - исходно "удар". Ср. отразить, образ». Таким образом, соотнося этимологию с современным словом, мы получаем проверочное, о котором раньше и не подозревали.

Подобная работа со словарем имеет ряд преимуществ: прежде всего, полезен для ученика сам опыт работы со справочным материалом – словарем, кроме того, кропотливый поиск слова помогает соотнести цельный образ искомого слова в этимологическом словаре с его фрагментами. А также назад вперед

при реализации этимологической стратегии ученики запоминают еще и различные формы этого слова и схожих, однокоренных слов, например: неотразимый образ, образование и др.

Ассоциативная стратегия позволяет на основе подбора ассоциаций по сходству и смежности созвучных слов и образов выявить наиболее яркое слово, позволяющее запомнить непроверяемое словарное, например, георгин - Георгий.

Таким образом, я сформулировала стратегию поиска ассоциативного слова следующим образом:

  1. Внимательно читаю слово, запуская поиск созвучного.

  2. В результате поиска появляется некий образ или фонетический, или визуальный. Записываю все.

  3. Выбираю из общего количества наиболее яркий.

  4. Маркирую сначала на листе бумаги, записывая оба слова рядом, выделяя разными цветами его части.

  5. Запоминаю визуальный образ и маркирую его в памяти.

  6. Проговариваю оба слова, чтобы иметь не только визуальный, но и фонетический образ слова.

  7. Когда мне кажется, что я запомнила достаточно прочно, стараюсь отвлечься, работая таким же образом с другими словами.

  8. На последнем этапе соединяю проанализированные слова воедино и записываю их по памяти. Если эта работа проходит гладко, без каких бы то ни было затруднений, значит, я достигла цели.

Сенсорно-семантическая стратегия подразумевает работу со словом на основе его глубокого анализа. В качестве примера можно рассмотреть слово «человек». Первую букву «Е» проверим словом челядь, логически допустив, что в давние времена эти слова были родственными, следующую букву «О» соотнесем со словом «чело» - лоб. У нас получается, что«челядь бьет чело»Таким образом, подобрав два «проверочных» слова, в которых сомнительные безударные гласные оказались под ударением и соединив их в единое понятие, запоминаем правописание.

Используя и интерпретируя вышеизложенный материал, я ознакомила учеников с этимологией тех слов, в которых правописание зависело от истории их образования. Далее я предложила им в качестве домашнего задания попробовать применить на собственной практике предложенные мною различные способы запоминания тех слов, которые никак нельзя проверить: прорисовать, прорифмовать или подобрать свой собственный способ запоминания, а также найти в этимологическом словаре те из предложенных слов, которые там представлены. В конечном итоге учащиеся должны были подготовиться к словарному диктанту, проанализировав слова, предложенные в упражнении учебника.

Диктант, написанный на следующем уроке, продемонстрировал неплохие результаты: ученики не получили ни одной «тройки». К сожалению, через некоторое время я узнала, что многие использовали свой старый проверенный способ – механическое заучивание, чтобы сэкономить время, затраченное на подготовку. Тогда я решила повторить эксперимент: спустя месяц, не предупреждая заранее о предстоящей работе, дала тот же диктант. Результат был мною вполне прогнозируем – допущенных ошибок оказалось гораздо больше. Разумеется, механически выученные слова за это время были благополучно забыты. Именно эти результаты и послужили главным аргументом в дальнейшей работе со словарными словами и помогли сформулировать цель: выявить стратегии заучивания словарных слов учащимися, чтобы обогатить менее успешных учеников стратегиями наиболее успешными и скорректировать их таким образом.

Следующим этапом работы был анализ действий учащихся, который изучался при помощи анкетирования. С этой целью для них была создана анкета, которую ученики должны были заполнить. Так как работают с анкетами пятиклассники, то есть, дети, только переступившие порог средней школы и впервые имеющие дело с подобным видом деятельности, то к их анкетам необходимо было составить еще и пояснение, к которому они могли бы обратиться и без помощи учителя.

Как решил, что будешь учить словарные слова?

Что послужило причиной для начала работы?

Как понял, что знание этих слов и их правописание тебе необходимы?


Напиши известные тебе способы заучивания словарных слов.


Какой способ работы со словарными словами ты выбрал и почему?


Опиши все этапы работы с правилом с того момента, как открыл книгу до последнего выученного слова

1.

2.

3.

И т.д.


Как ты понимаешь, что работа продвигается в правильном направлении?

Как понимаешь, что у тебя получается?


Что делаешь, если не получается?

Опиши все свои действия


Как понимаешь, что достиг цели?



Пояснение:

  1. В первой графе задается вопрос: «Как ты решил, что будешь заучивать словарные слова?» Опиши подробно, что послужило причиной, мотивом, который заставил тебя обратиться к заучиванию этих слов, как ты понял, что это необходимо»

  2. Вспомни, каким способам заучивания слов учили тебя на уроках в начальной школе и в пятом классе, какие способы придумал ты сам в процессе учебы (последнее очень важно, поэтому выделено жирным шрифтом).

  3. Объясни, почему ты выбрал в этот раз именно этот способ, а не другой, чем он для тебя интереснее и эффективнее остальных

  4. Необходимо вспомнить и описать каждый, даже самый мелкий этап работы с правилом с момента открывания учебника и до полного усвоения и запоминания каждого слова, разбив все свои действия на этапы.

  5. Опиши свои ощущения. Как ты понял, что идешь в правильном направлении, как ты проверяешь себя на каждом этапе заучивания?

  6. Опиши подробно, какие чувства и мысли испытываешь, если при проверке возникают ошибки. Что ты предпринимаешь, чтобы знания были более прочными. Как эти ошибки ликвидируешь?

  7. Опиши, как ты понимаешь, что достиг цели: выучил словарные слова?

Привожу примеры нескольких заполненных анкет успешных учеников:

  1. Я решила выучить слова разными способами, которые нам показывали на уроке. Это было домашним заданием, и учительница обещала дать словарный диктант с этими словами.

  2. Я знаю несколько способов заучивания слов: несколько раз прочитать и выучить, выписать их на листочек, нарисовать слова, подобрать ассоциации.

  3. Я выбрала способ разбора слов. Я много читаю и знаю много слов, поэтому я пытаюсь понять, что они значат и почему так пишутся, как они образованы, потому что это иногда объясняет написание слов, например, «вермишель» произошла от слова «вермис» - червяк ( «Е» стоит под ударением) а «пель» + мень (большое ухо) – пельмени.

  4. Открываю учебник, внимательно читаю слова. Убираю в сторону те, которые знаю, как пишутся. Остальные разбираю, пытаясь понять, почему они так написаны. Постоянно проговариваю их. Я должна понимать, почему пишется каждая буква в слове именно так, иначе наделаю ошибок.

  5. Если я поняла смысл написания слов, то, что они значат, я их выучила.

  6. Если не получается, то начинаю все с начала

  7. Я понимаю, что все сделала, когда у меня нет вопросов к себе.

Вот еще интересный пример:

  1. Начала учить, потому что хочу быть грамотной.

  2. Знаю много способов: зарисовка вместо трудных букв разных картинок, похожих на буквы, деление на несколько частей, запоминаю, читая слова, делаю шпаргалку.

  3. Я выбрала в этот раз способ разделения на группы, потому что он самый удобный: я знаю всего две группы слов – с проверяемым безударным гласным в корне и непроверяемые слова.

  4. Открываю учебник, потом внимательно читаю вслух слова, делю на группы, записываю на разные листочки: первая – можно подобрать проверочное слово (подбираю, обозначаю орфограммы) и откладываю листочек в сторону. Беру непроверяемые слова, нахожу трудные буквы, придумываю другие слова, которые похожи на эти, но легко запоминаются или рисую что-нибудь похожее, потом пишу шпаргалку с ними, когда ее пишешь, все ложится в памяти.

  5. Я закрываю все учебники и с каждой группой слов диктую их себе снова. Если ошибок нет – запомнила.

  6. У меня все получается, потому что я постоянно что-нибудь придумываю.

  7. Я написала мамин диктант на «пять», и она меня похвалила.

Далее я хотела бы предложить только наиболее интересные стратегии работы со словарными словами, выписанные из анкет (в моей редакции):

  1. Делю на две группы: первая – «проверяемая и легко объясняемая», вторая – только «запоминаемая». Во второй группе делю на части: первая - все с непроверяемой «О», вторая – с «Е» и т.д.. Потом ищу какую-нибудь систему в запоминании слов, придумываю ассоциации. Иногда ассоциации придумываются легко, например, викторина – Виктор. А иногда приходится долго придумывать.

  2. Вот к слову экономика я не мог подобрать ассоциацию. Пришлось разделить слово на слоги- эко-но-ми-ка. Потом я посмотрел на первый слог и вспомнил, как мы с мамой покупали новую обувь со скидкой в магазине «Экко». Так ассоциация пришла сама собой: мы сэкономили на «Экко» - экономика –«Эко»

  3. Я придумываю ассоциации, потому что часто удачная ассоциация при диктовке вспоминается быстрее, чем само слово: сначала вспоминаешь ассоциацию, а потом и слово всплывает в памяти. А бывает, что когда ассоциацию подобрать трудно, ты часто в поиске повторяешь слово, делишь его на части, так долго мучаешься, что запоминаешь саму работу (процесс работы - прим. автора). Получается, что и сама ассоциация уже не нужна: запоминается, как к конкретной букве слово придумывал.

Но, к сожалению, далеко не все хотят тратить время на столь глубокую подготовку, соответственно результат не заставляет себя долго ждать. Приведу пример заполнения анкеты наименее успешным учеником:

  1. Начал учить, потому что сказала учительница.

  2. Много способов знаю (не указан ни один, - прим. автора)

  3. Выбрал заучивание, потому что он самый легкий.

  4. Нашел страничку, начал учить, полчаса учу: читаю и повторяю слова, потом проверяю себя.

  5. Мама помогает понять, хорошо ли я выучил, проверяет меня каждый раз.

  6. Если не получается, сажусь и учу снова.

  7. Если последний диктант написал у мамы без ошибок, значит, выучил.

Безусловно, результат такой системы не заставит себя долго ждать. Если первый диктант этот ученик написал на следующий же день после подобной работы с тремя ошибками, то через месяц в тех же словах он сделал их гораздо больше.

Эти проблемы и обусловили следующий этап моей работы. Я предложила этому ученику воспользоваться стратегиями его более успешных товарищей. Он выбрал подбор ассоциаций. Первую работу со словами мы выполняли с ним совместно, он проговаривал придуманные слова вслух, а я редактировала, оставляя наиболее удачные. На последующих занятиях моей редакторской деятельности уже не потребовалось, ученик понял смысл работы. Ценно, с моей точки зрения, уже и то, что подобную деятельность он стал транслировать и на работу с правилом, а также использовал для запоминания всего того, что сложно запомнить механически.

Конечно же, я для сравнения проанализировала только стратегии наиболее успешных и наименее успешного ученика, чтобы проиллюстрировать, насколько они отличаются друг от друга и таким образом сделать вывод, в чем проблемы слабоуспевающего среднестатистического ученика. Обобщая вышесказанное, могу с уверенностью говорить о том, что механическое запоминание ведет к механическому «забыванию». Самым же сложным является возможность убедить в этом самого ученика, объяснить ему, что проблема в неправильной организации работы,так как ребенок искренне считает, что ему просто не везет. Именно для того, чтобы убедить подобных любителей заучивать, а их большинство, я и дала вторую проверочную работу, в ходе которой многие поняли, что выбранная система не «легче», а гораздо сложнее, так как подразумевает более длительную подготовку, которую можно было бы избежать, потратив время на другие, более действенные способы запоминания.

На следующем этапе работы из всего многообразия способов, предложенных учащимися в анкетах, выбираются коллективно самые интересные и составляется совместно с учениками универсальная памятка по заучиванию словарных слов:

  1. Внимательно прочитай слово.

  2. Раздели его на части, поставь ударение, подчеркни безударные гласные и сомнительные согласные.

  3. Определи, в какой морфеме орфограмма, можно ли объяснить правописание слова правилом или необходимо просто запомнить.

  4. Если правописание слова объяснить нельзя, обратись к этимологическому словарю, возможно, его написание объясняется этимологией.

  5. Если слово нельзя объяснить или проверить, попробуй подобрать ассоциацию ко всему слову или к отдельной его части, прорисовать трудные буквы.

  6. Запиши все слово, используя придуманные ассоциации, проговори его вслух.

  7. Если при устной и письменной проверке не испытываешь затруднений, значит, словарное слово ты хорошо запомнил.

Далее я предлагаю прямо на уроке ученикам разобрать другую группу словарных слов, пользуясь новой системой подготовки: стратегиями товарищей и составленной памяткой. Несомненно, особое внимание необходимо уделять «любителям зубрежки», помогая им перестраиваться на работу по-новому. Следующий словарный диктант, подготовленный подобным образом, продемонстрировал гораздо более высокий результат: 70% учащихся написали работу на «отлично», 25% на «хорошо», и только 5% продемонстрировали невысокие знания (частично это связано с логопедическими проблемами).

Таким образом, можно сказать совершенно уверенно, что если сделать подобную работу регулярной и системной, то она принесет свои богатые плоды, и количество ошибок, допускаемых нашими учениками в письменной речи, значительно уменьшится, ибо как сказал Профессор Нойгауз, «Знание, добытое без личного усилия, без личного напряжения,- знание мертвое. Только пропущенное через собственную голову становится твоим достоянием».


Литература:

  1. Якиманская И.С. //Личностно-ориентированное развивающее обучение.

  2. Плигин А.А // Познавательные стратегии школьников.

  3. Резницкая И.Г. // Изучение и развитие стратегий освоения теоретического материала (сборник «Из опыта работы экспериментальной площадки»)

  4. Разумовская М.М.//Программа и учебник для 5 и 6 классов

  5. Шанский Н.М. //Школьный этимологический словарь русского языка.

  6. Происхождение слов//Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, ученик, образ, подобная работа, работа, этимологический словарь, ассоциация, русский язык, словарный диктант, этап работы.

Похожие статьи

Технология критического мышления в практике преподавания бурятского языка и литературы

Проблемы реализации компетентностного подхода при преподавании иностранного языка студентам технических специальностей: анализ опыта российских вузов

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Применение технологии проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Исследование формантных частот якутских гласных

Проектный метод обучения английскому языку в юридическом вузе: теория преподавания и практика применения

Преодоление психолингвистических барьеров на примере обучения видовременным формам глагола в английском и немецком языках

Методологические проблемы обучения компетенциям разговорного стиля (сокращений и аббревиаций) в контексте современного высшего образования Украины

Исследование качественных реакций на катионы на внеурочных занятиях по химии

Похожие статьи

Технология критического мышления в практике преподавания бурятского языка и литературы

Проблемы реализации компетентностного подхода при преподавании иностранного языка студентам технических специальностей: анализ опыта российских вузов

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Применение технологии проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Исследование формантных частот якутских гласных

Проектный метод обучения английскому языку в юридическом вузе: теория преподавания и практика применения

Преодоление психолингвистических барьеров на примере обучения видовременным формам глагола в английском и немецком языках

Методологические проблемы обучения компетенциям разговорного стиля (сокращений и аббревиаций) в контексте современного высшего образования Украины

Исследование качественных реакций на катионы на внеурочных занятиях по химии