Преподавание русского языка: роль словообразования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (181) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 23.11.2017

Статья просмотрена: 1661 раз

Библиографическое описание:

Дадамирзаева, М. В. Преподавание русского языка: роль словообразования / М. В. Дадамирзаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46638/ (дата обращения: 16.12.2024).



Существующие федеральные образовательные стандарты и руководящие принципы гласят, что коммуникативная компетентность является одной из целей преподавания языка. Студенты филологических факультетов и кафедр могут развивать его, используя интегративную модель исследования. Среди особенностей этой модели — схематические формы представления, акцент сместился от общего знания языка к специальным языковым навыкам, новых информационных и коммуникационных технологий и сотрудничества между преподавателями.

Чтобы улучшить знание языка учащимися, инструкторы должны реализовать принцип межуровневых лингвистических отношений. В нашей практике преподавания русского языка мы применяем этот принцип к сфере словообразования. Проблема формирования русского слова никогда не была достаточно изучена в методическом аспекте.

Актуальность нашего исследования определяется тем, что, с одной стороны, роль словообразования в учебном процессе недооценена, а с другой стороны, необходимо развивать навыки словообразования у студентов. Цель нашего исследования — выявить методологический потенциал производных и значение русского словообразования в процессе обучения путем определения основных областей актуализации принципа словообразования в преподавании русского языка. Объектами исследования являются методологические аспекты компетентности словообразования в филологических специальностях.

Методы исследования. Исследование основано на интегративных, комплексных подходах к изучению языкового материала, в которых учитывается принцип интегрального описания языковых единиц на разных уровнях, в частности взаимодействие между производными и единицами других уровней в языковой системе и вербальная коммуникация.

Формирование слова и лексика. Реализация принципа словообразовательного имеет важное значение для изучения лексики. Деривационные единицы играют фундаментальную роль в системном изучении лексики и представляют собой наиболее эффективный способ обогатить словарный запас студентов. Словообразовательные единицы, обеспечивающие объективацию принципа словообразования при изучении лексики, являются производными, деривационными типами (моделями) и семьями словообразования (в русской грамматике они называются «гнездами»). Производные более четко показывают системный характер языка.

Производные того же типа характеризуются определенной семантической эфирностью, выраженной общим аффиксом, и определенной семантической разницей, выраженной индивидуально стеблями. Диапазон типов словообразования, их производительность и деривационная активность определяются спецификой лексической базы данных.

Семантически организованные лексемы, как правило, имеют частично или полностью совпадающий набор производных и типов словообразования, т. е. Имеют относительно равный потенциал словообразования. Это позволяет создавать слово в соответствии с шаблоном (модель словообразования), которое облегчает усвоение словарного запаса: моделей, словообразования ограничены и воспроизводимы, а человеческая память может записывать большой словарь, который необходим для общения. Кроме того, новые производные входят в системные (синонимичные, антонимический или одноименные) отношения с другими словами, уже существующими на языке. Важна также системообразующая роль деривационных типов в формировании грамматических классов слов. Выравнивание новой производной со словами одного и того же дизайна аффикса помещает ее в определенную грамматическую категорию, что также способствует более эффективному обучению русскому языку. Деривационные семейства обладают наиболее заметными системными способностями. Значение их использования в процессе преподавания русского языка было отмечено А. Н. Васильева, В. А. Кондратьева, А. И. Кузнецова, И. Г. Милославский, Р. М. Нефедова, А. Н. Тихонов, Л. Б. Трушина и другие.

Их данные показывают, что освоение словаря русского языка с помощью метода деривационных семейств является самым коротким и наиболее рациональным путем. Деривационное семейство разных частей речи имеет типичный набор производных, поэтому ученик может предсказать их формирование. Деривационное семейство имеет как внутренние связи между его составными членами, так и внешние связи между семьями, а также внешние семантические связи, которые проявляются в различных отношениях со словами, относящимися к другим структурным и семантическим ассоциациям. Производные, отражающие антонимы, синонимы или омонимы произношения слов, являются двойными системами: они действуют как элементы лексических и словообразовательных языковых систем. Деривационные семейства сокращают расстояние между семантикой слова и включают его в активную речь, потому что слова, введенные таким образом, не ассимилируются механически, а не изолированно, а вместе с другими словами, что помогает открыть смысл нового слова, Такая ассимиляция более эффективна, поскольку она включает логические рассуждения и лингвистические догадки. Ассоциативные связи играют важную роль в этом процессе. Формирование ассоциативных связей слов у студентов является необходимым предварительным условием для обогащения их активного словаря. Группировка слов по принципу словообразования реализует структурный и семантический способ запоминания, который соответствует природе ассоциативных связей. Систематическая работа с деривативными семействами слов помогает создать навык распознавания связанных слов как формальным критерием (общей корневой морфемой), так и общей семантикой. Процесс изучения семейств дериваций — это процесс накопления в памяти определенного набора аффиксов, способных модифицировать первичный (исходный) стебель, т. е. Процесс получения речевых механизмов. Деривационные аффиксы добавляют определенный смысл словам. Функция словообразовательных средств обобщается на основе определения общего значения в словах с одинаковыми аффиксами. Зная значение стебля и деривационного аффикса, студент может угадать смысл всего слова, и, таким образом, слово происходит от его структуры.

Освоение производных целыми семействами слов не противоречит основам человеческой памяти и процесса запоминания. Следовательно, методисты и психологи рекомендуют разделить материал на крупные информационные единицы.

Формирование слов и стилистика. Стилистический потенциал словообразования занимает особое место в учебном процессе. Выразительность речи студентов достигается за счет использования функциональных стилистических и выразительных ресурсов словообразования. Изучение словообразования в стилистическом аспекте системы способствует обогащению речи студентов и помогает гарантировать ее значимость (то есть адекватную речевой ситуации, цели словесного выражения и т. Д.) И правильное построение. С одной стороны, ресурсы на основе перевода в этом подходе рассматриваются учениками как средство эстетического воздействия на слушателя. С другой стороны, деривационные языковые ресурсы помогают развить эстетическое отношение к языку.

Формирование слов и орфография. Деривационные особенности важны в практике обучения орфографии. Морфологический принцип хорошо известен как основной в русской орфографии. Следовательно, овладение навыками грамотного письма невозможно без знания структуры слов. Чтобы правильно называть русские корневые морфемы, префиксы и суффиксы, ученикам нужно отметить их сознательно, а не механически. Деривационный анализ помогает делать морфемный анализ, обеспечивает точный и быстрый выбор значимых частей в слове, помогает определить, как сформировалось слово, а также понимать правила прикрепления аффиксов. Механическое разделение слов на определенные морфемы не дает истинного представления о связях и отношениях между морфологическими частями, составляющими слово. Неспособность различать морфемы, понимать деривационные отношения между словами, часто приводит к ситуации, когда правила орфографии изучаются и, кроме того, используются ненадлежащим образом.

Выводы. Покрывая только подмножество областей, где может применяться принцип словообразования, мы показали очевидную необходимость его актуализации в практике преподавания русского языка. Учения по формированию слов являются основой для организации других языковых навыков в соответствии с способностью выполнять структурные и семантические особенности слова. Необходимо максимально использовать потенциал формирования слов в усвоении лексических данных (поскольку это помогает количественному и качественному обогащению словарного запаса студентов), в преподавании морфологии (закладывая основу для более сознательной ассимиляции грамматических элементов), написание (путем установления условий для сознательного формирования навыков написания) и стилистики русского языка (поскольку это повышает выразительность речи студентов). Более того, мы должны учитывать тот факт, что изучение формирования слова помогает развивать логическое мышление, а также способность анализировать и синтезировать.

Литература:

  1. Адамс, V. (2001). Сложные слова на английском языке. Харлоу: Лонгман.
  2. Барыкина А. Н. & Добровольская В. В. (2015). Как составить прилагательные. Москва: Златоуст.
  3. Ефремова Т. Ф. (2000). Новый словарь русского языка: объяснительный и деривационный. Москва: русский язык.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, слово, формирование слов, выразительность речи студентов, деривационное семейство, изучение лексики, практик преподавания, принцип словообразования, учебный процесс, человеческая память.


Задать вопрос