Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Словообразование как метод изучения новой лексики на уроках русского языка как иностранного на примере отглагольных существительных

Научный руководитель
Педагогика
23.12.2024
54
Поделиться
Библиографическое описание
Мазурук, А. И. Словообразование как метод изучения новой лексики на уроках русского языка как иностранного на примере отглагольных существительных / А. И. Мазурук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/550/120852/.


В статье автор исследует использование словообразования как метода изучения новой лексики на уроках русского языка как иностранного (РКИ), с акцентом на отглагольные существительные. Автор также разработал рекомендации для преподавателей РКИ, направленные на совершенствование методики обучения с акцентом на словообразование.

Ключевые слова: словообразование, отглагольные существительные, методика обучения, русский язык как иностранный, лексические навыки, педагогический эксперимент.

В условиях глобального распространения русского языка как иностранного актуальным становится поиск эффективных методов освоения новой лексики, способствующей быстрому и качественному усвоению языкового материала. Словообразование, как один из ключевых процессов формирования лексики в русском языке, играет важную роль в развитии языковой компетенции обучающихся, особенно при изучении отглагольных существительных, которые широко используются в устной и письменной речи [1]; [4].

Несмотря на наличие значительного числа исследований, посвященных методике преподавания РКИ, аспекты использования словообразования для освоения новой лексики остаются недостаточно изученными. В частности, мало внимания уделяется методической проработке отглагольных существительных как отдельной категории, что затрудняет преподавание и усвоение обучающимися.

Целью педагогического эксперимента является проверка эффективности словообразовательного метода, как инструмента изучения новой лексики на уроках РКИ.

Задачи эксперимента включают определение исходного уровня владения лексикой у обучающихся, внедрение словообразовательного подхода в экспериментальной группе, проведение итогового тестирования, а также оценку результатов и выработку рекомендаций для преподавателей.

База исследования — МБОУ СОШ № 9 города Белореченск Краснодарского края. В исследовании участвовали две группы старшеклассников: экспериментальная группа — 10А класс в количестве 25 человек и контрольная группа — 10Б класс также в количестве 25 человек. Для эксперимента была разработана специальная программа упражнений и тестов с акцентом на словообразование.

Так, результаты тестирования показали, что средний уровень сформированности лексического навыка в обеих группах был схожим. Средний бал в контрольной группе составил 7,8, а в экспериментальной 8,1, что указывает на начально-средний уровень владения отглагольными существительными. Наиболее сложным заданием для участников обеих групп оказалось преобразование глаголов в существительные, что связано с недостаточным осознанием словообразовательных моделей. Задания на распознавание отглагольных существительных вызвали меньше трудностей.

Учитывая данные моменты, нами разработаны рекомендации для молодых специалистов, которым следует использовать проверенные учебные пособия и сборники упражнений, адаптированные для РКИ.

  1. «Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции. Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница; закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный; возобновление, воссоединение, возрождение, воспламенение; неприспособленность, неустроенность, несовместимость; обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание, обескровливание.
  2. Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным. Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник; белизна, крутизна, новизна, желтизна; честность, точность, смелость, успокоенность; удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец.
  3. Образуйте новые слова только с помощью приставок.

Кипеть -, стучать -, ставка -, ход -, бег -, кладка -, брошенный -, мытый.

  1. Образуйте новые слова с помощью приставок и суффиксов.

След — соль -, дым -, цвет -, вред -, говор -, место -, щит -, спор -, суд –.

  1. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки. Например, безветренный — ветер, закружиться — круг. Наябедничать -, законченный -, погрешность -, намучиться -, продрогнуть -, ответвление -, преображение -, непринужденный -, неотчуждаемый -, безупречный» [2], [3], [5].

Практическое применение рекомендованных подходов способствовало не только запоминанию новых слов, но и осмысленному использованию изученной лексики в речевой практике, что подтверждается статистическими данными итогового текста (рис. 1) и качественным анализом.

Статистические данные итогового тестирования

Рис. 1. Статистические данные итогового тестирования

Качественный анализ сравнения результатов итогового и входного тестирования представлен в таблице 1.

Таблица 1

Качественный анализ сравнения результатов итогового и входного тестирования

Параметр

Входное тестирование

Итоговое тестирование

Изменение

Средний процент выполнения теста

40 %

75 %

Увеличение на 35 %

Сложность заданий

Базовые задания на преобразования слов

Средняя и высокая

Усложнение заданий способствует развитию навыков

Частота ошибок

Средняя, основные ошибки связаны с составлением лексических полей

Количество ошибок сократилось, за счет экспериментальной группы, где ошибки совершались гораздо реже, чем в контрольной группе

Креативность ответов

В основном шаблонные ответы

Высокая, сложные поля, творческие задания

Креативность ответов возросла за счет использования методических подходов в ходе образовательного процесса в экспериментальной группе, в контрольной группе этот показатель остался практически неизменным

Использование сложных слов

10 %

45 %

Увеличение использования более сложных слов в ответах ввиду акцента на словообразовательной работе в ходе уроков

Распознавание отглагольных существительных в текстах

65 %

80 %

Улучшение навыка анализа текста

Проведенное обучение на базе МБОУ СОШ № 9 города Белореченск Краснодарского края среди обучающихся 10-х классов, позволило оценить эффективность разработанных методических подходов и их влияние на усвоение отглагольных существительных.

Таким образом, итоги педагогического эксперимента отражают значительное повышение уровня сформированности лексического навыка у участников экспериментальной группы по сравнению с контрольной (рис. 2).

Сравнительный анализ результатов входного и итогового тестирования

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов входного и итогового тестирования

В экспериментальной группе средний процент успешности выполнения заданий составил 75 %, что на 35 % выше результатов входного тестирования, тогда как в контрольной группе. Больше изменений в лучшую сторону было отмечено в выполнении заданий на распознавание отглагольных существительных и составление лексических полей. Обучающиеся экспериментальной группы демонстрировали не только запоминание новых слов, но и активное применение, например, в творческих заданиях использовались более сложные и разнообразные примеры отглагольных существительных. Количество ошибок в заданиях на преобразование глаголов в существительные снизилось на 50 % по сравнению с результатами входного тестирования, что свидетельствует о том, что обучающиеся лучше усвоили способы словообразования.

В заданиях на составление лексических полей и творческое написание текстов обучающиеся экспериментальной группы продемонстрировали умение применять изученный материал в новых контекстах, тогда как, в контрольной группе такие достижения были менее выражены (табл. 2).

Таблица 2

Качественный анализ результатов обучения

Критерий

Входное тестирование

Итоговое тестирование

Изменение

Контрольная группа

Объем лексических полей

Простые поля с основными словами

Поля стали шире, но ограничены базовой лексикой

Умеренное расширение знаний

Осмысленное использование лексики

Использование слов чаще всего вне контекста

Более уверенное, но все езе ограниченное использование

Незначительный прогресс

Средний балл за тест

40 %

55 %

Разница 15 %

Экспериментальная группа

Объем лексических полей

Простые поля с основными словами

Сложные поля, включающие редкие и производные слова

Значительное расширение

Осмысленное использование лексики

Проблемы с использование слов в связных высказываниях

Уверенное использование в контексте

Существенное улучшение

Средний балл за тест

40 %

75 %

35 %

Таким образом, результаты опытного обучения подтверждают гипотезу о том, что использование словообразовательного подхода к изучению новой лексики на уроках РКИ способствует более эффективному усвоению языкового материала. Сравнительный анализ входного и итогового тестирования показал, что систематическая работа со словообразовательными моделями повышает качество запоминания лексики, развивает аналитическое мышление, формирует навык осмысленного использования слов в контексте.

Полученные данные позволяют рекомендовать внедрение словообразовательных методов в образовательный процесс организации, для изучения лексики на уроках РКИ, а также для дальнейшего изучения и исследования данной темы.

Литература:

  1. Демидова, Е. Б. Словообразовательная мотивированность как средство семантизации на занятиях по русскому языку как иностранному / Е. Б. Демидова. // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9, № 2. — С. 2–12.
  2. Дмитриева, Д. Д. Изучение словообразования на занятиях по русскому языку как иностранному / Д. Д. Дмитриева // Балтийский гуманитарный журнал. — 2020. — № 1 (30). — С. 47–49.
  3. Зорина, Н. Н. Процесс формирования иноязычного лексического навыка и критерии оценки уровня его сформированности: теоретический обзор / Н. Н. Зорина. // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 578–581.
  4. Красильникова, Л. К. Лингводидактические подходы к обучению русскому словообразованию в иностранной аудитории / Л. К. Красильникова. // Русский язык за рубежом. — 2021. — № 1 (284). — С. 10–15.
  5. Тихонов, А. Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным / А. Н. Тихонов. // Москва: АСТ, 2019. — 639 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
словообразование
отглагольные существительные
методика обучения
русский язык как иностранный
лексические навыки
педагогический эксперимент
Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 268-271):
Часть 4 (стр. 227-301)
Расположение в файле:
стр. 227стр. 268-271стр. 301

Молодой учёный