Рассмотрение жалоб на действия и решения органов предварительного расследования как средство реализации правозащитной функции прокурора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (181) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 24.11.2017

Статья просмотрена: 1268 раз

Библиографическое описание:

Мурзагалиева, Л. Р. Рассмотрение жалоб на действия и решения органов предварительного расследования как средство реализации правозащитной функции прокурора / Л. Р. Мурзагалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46522/ (дата обращения: 16.11.2024).



Уголовно-процессуальный закон в статье 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) предусматривает право прокурора рассматривать и разрешать жалобы на действия органов уголовного преследования [1]. Работа по рассмотрению жалоб на действия и решения дознавателей и следователей является важной составной частью прокурорского надзора за исполнением уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Приоритетным направлением в этой деятельности является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения.

На необходимость осуществления правозащитной функции в досудебном производстве указал и Конституционный суд в своем постановлении от 29 июня 2004 № 13-П, в соответствии с которым осуществление прокурором своих процессуальных функций, в том числе и по рассмотрению и разрешению жалоб, «обеспечивает в рамках уголовного судопроизводства выполнение государством своей обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, их обеспечению правосудием» [2].

Порядок рассмотрения жалоб на действия органов предварительного расследования помимо уголовно-процессуального кодекса предусмотрен и в приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 1 ноября 2011 г. № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора». В п. 4 указанного приказа генеральный прокурор Российской Федерации обязывает прокурорских работников занимать активную позицию по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, принимать действенные меры к их восстановлению [3].

Срок рассмотрения жалоб на действия и решения органов предварительного расследования составляет 3 суток со дня поступления в прокуратуру, в течение этого времени прокурору необходимо обеспечить всестороннюю и полную проверку изложенных в жалобе доводов, используя для этого все средства, предоставленные ему как должностному лицу, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для ее объективного рассмотрения, допускается продлевать срок проверки до 10 суток [3].

В соответствии с частью 2 статьи 124 УПК РФ по результатам рассмотрения прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении [1]. При наличии достаточных оснований прокурор удовлетворяет жалобу, при этом в его обязанности входит направление требований об устранении нарушений федерального законодательства руководителю следственного органа при жалобе на действия/бездействия следователя или же отмена незаконного и необоснованного постановления дознавателя. Все полномочия прокурора, связанные с разрешением жалоб, можно разделить на полномочия, непосредственно связанные с принятием и рассмотрением жалоб (вынесение постановлений об удовлетворении, частичном удовлетворении или об отказе в удовлетворении жалобы, регламентированное ч. 1 ст. 124 УПК РФ) и опосредованно связанные с разрешением жалоб (полномочие участвовать в апелляционном пересмотре решения суда о применении меры пресечения, предоставленное ч. 1 ст.389.12 УПКРФ). При этом нередко реализация полномочия по разрешению жалоб на действия/бездействие органов предварительного расследования является поводом для инициирования уголовного преследования. Так, прокуратурой Еравнинского района Республики Бурятия проведена проверка по жалобе местной жительницы на бездействие сотрудников полиции. В ходе проверки установлено, что 22 мая 2015 г. бывший сожитель заявительницы Б. высказал в отношении нее слова угрозы убийством, сопровождая свои слова демонстрацией ножа и применением физической силы. В связи, с чем имелись основания опасаться осуществления этой угрозы. В этот же день по поступившему в дежурную часть сообщению участковый отдела полиции по Еравнинскому району МО МВД РФ «Хоринский». Ц. выехал на место происшествия, провел проверочные мероприятия, однако, заявления от сожительницы не принял, проверку в полном объеме не провел, правовое решение в установленном законом порядке не принял, факт совершенного преступления укрыл. 19 июня 2015 г. Б. в состоянии алкогольного опьянения вновь пришел домой к сожительнице и нанес ножевые ранения ей и ее сожителю, от которых тот скончался на месте происшествия, сожительнице причинен тяжкий вред здоровью. Прокурором района материал проверки по факту укрытия преступления от учета направлен в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам рассмотрения которого руководителем Еравнинского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Бурятия в отношении участкового уполномоченного полиции Ц. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) [4]. Также в качестве примера можно привести практику прокуратуры Республики Марий Эл. В 2015 году прокуратура удовлетворила жалобу юриста Комитета по предотвращению пыток, отменив постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела по факту причинения телесных повреждений сотрудниками ДПС гражданину В. Прокурор в своем постановлении об удовлетворении жалобы указал на многочисленные недочеты и имеющиеся противоречия в работе следствия. Результатом дополнительной проверки, инициированной прокурором, стало возбуждение уголовного дела в отношении сотрудников ДПС и защита прав гражданина [5].

На важное значение разрешения жалоб прокурором, как гарантии законности на этапе досудебного производства указывает и статистика, приведенная Генеральной прокуратурой РФ.

Статистика разрешенных прокурорами жалоб при осуществлении надзора на досудебной стадии уголовного судопроизводства [6].

Количество разрешенных прокурором жалоб

2011

2012

2013

2014

2015

2016

На действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении

326888

333032

352598

362072

397616

405317

% (+/-) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года

1,9

5,9

2,7

9,8

1,9

По вопросам следствия и дознания

265186

258193

257830

245373

252168

256296

% (+/-) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года

-2,6

-0,1

-4,8

2,8

1,6

Как видно из приведенных данных, количество разрешенных прокурором жалоб неуклонно растет, причем, если цифры статистики по вопросам следствия и дознания колеблются, то жалоб на качество принятия, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях с каждым годом становится все больше. Данное обстоятельство нацеливает на более тщательный подход к осуществлению надзора на стадии возбуждения уголовного дела, а также на более детальную законодательную регламентацию действий прокурора на данном этапе, определение сроков предоставления всех необходимых материалов для качественного разрешения жалоб, поскольку одной из главных задач деятельности прокурора в уголовном процессе является защита прав и свобод как потерпевших от преступления, так и лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. 22.12.2001 № 249; Российская газета, 04.08.2017. № 172.
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Российская газета. 07.07.2004. № 143.
  3. Приказ Генпрокуратуры РФ от 01.11.2011 № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора» // Законность. 2012. № 1.
  4. Интернет-сайт прокуратуры Республики Бурятия // URL: http://prokuratura-rb.ru/?p=10599 (дата обращения: 22.04.2017).
  5. Прокуратура Республики Марий Эл отменила незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела // URL: http://president-sovet.ru/members/blogs/post/2310// (25.10.2017).
  6. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2011,2012,2013,2014,2015, 2016 г. // URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/1162324/. (дата обновления: 20.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): предварительное расследование, разрешение жалоб, уголовное преследование, прокурор, прокурор жалоб, Российская Федерация, РФ, уголовное судопроизводство, досудебное производство, предварительное следствие.


Похожие статьи

Роль прокурора в обеспечении законности на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

Рассмотрение судом жалоб участников уголовного процесса на нарушения их прав и свобод при производстве предварительного расследования

Рассмотрение судом жалоб на действия должностных лиц и органов предварительного расследования

Целесообразность и эффективность участия прокурора в гражданском судопроизводстве в форме дачи заключения по определенным категориям дел

Нормативные основы деятельности прокурора в реабилитации лиц по уголовным делам

Участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления

Процессуальная сущность и полномочия адвоката в уголовном судопроизводстве по оказанию квалифицированной юридической помощи участникам уголовного судопроизводства

Понятие и сущность уголовно-процессуальных функций прокурора в судебном производстве по уголовному делу

Правовой статус прокурора на судебных стадиях уголовного процесса

Похожие статьи

Роль прокурора в обеспечении законности на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

Рассмотрение судом жалоб участников уголовного процесса на нарушения их прав и свобод при производстве предварительного расследования

Рассмотрение судом жалоб на действия должностных лиц и органов предварительного расследования

Целесообразность и эффективность участия прокурора в гражданском судопроизводстве в форме дачи заключения по определенным категориям дел

Нормативные основы деятельности прокурора в реабилитации лиц по уголовным делам

Участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления

Процессуальная сущность и полномочия адвоката в уголовном судопроизводстве по оказанию квалифицированной юридической помощи участникам уголовного судопроизводства

Понятие и сущность уголовно-процессуальных функций прокурора в судебном производстве по уголовному делу

Правовой статус прокурора на судебных стадиях уголовного процесса

Задать вопрос