Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере дистанционной торговли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 21.11.2017

Статья просмотрена: 1371 раз

Библиографическое описание:

Пимаева, О. А. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере дистанционной торговли / О. А. Пимаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46582/ (дата обращения: 30.10.2024).



Механизм участия потребителей в дистанционных договорах занимает важное место в системе экономической и социальной политики современного государства. С принятием ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [4] первоочередное значение имеет разработка регулирования дистанционной торговли — единственной формы розничной торговли, упомянутой, но не урегулированной данным законом. Отечественное законодательство в исследуемой области недостаточно развито и обеспечивает меньшую степень защищенности потребителей, чем законодательство ЕС, США, Японии, других стран. Вместе с тем, развитие правового регулирования дистанционной торговли имеет первостепенное значение для России: обширная территория и низкая плотность населения нашей страны не позволяют удовлетворить потребительский спрос посредством традиционной розничной торговли.

На сегодняшний день регулирование отношений в сфере дистанционной торговли представлено в ряде документов, некоторые из которых уже обозначены: Стратегия развития торговли [7], ГК РФ [1], Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (ст. 26.1) [5], Федеральный закон от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе» [2], Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» [6]. Кроме указных документов можно выделить ФЗ «О персональных данных» [3] и ГОСТ Р 51304–2009 «Услуги торговли. Общие требования» [8]. В соответствии с последним, «дистанционный способ реализации товаров осуществляется посредством ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, а также посредством электронных средств массовой информации, средств связи (телерадиореклама, телемагазин, почтовая связь, интернет-торговля, электронный магазин) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара. Дистанционный способ реализации товаров предполагает оказание услуг по доставке товаров путём их пересылки покупателям почтовыми отправлениями или иными способами» [8].

Часть 1 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» выделяет дистанционный способ договора в отдельный: «Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами» [5].

Применительно к дистанционному способу продажи товаров, требования к предоставляемой покупателю при заключении договора информации и её состав формулируются в статьях 8–11 Закона «О защите прав потребителей» [5], а также в п. 2 ст. 26.1 названого закона и Правилах продажи товаров дистанционным способом [6]. Так, потребителю продавцом должна быть предоставлена информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Кроме того, продавец должен сообщить покупателю информацию:

– о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов (п. 3 Правил продажи товаров дистанционным способом);

– о том, что товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (п. 10 указанных Правил);

– о сроке, в течение которого действует предложение о продаже товара дистанционным способом (п. 13 обозначенных Правил), и др. [6].

Дискуссионным представляется вопрос о моменте заключения договора в сфере дистанционной торговли. В соответствии со ст. 497 ГК РФ «договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя-юридического лица» [1].

Так, по мнению Е. А. Суханова, договор розничной купли-продажи дистанционным способом является реальным договором и должен считаться заключенным с момента передачи товара покупателю. Однако данное правило не применяется к договору, который считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Это обстоятельство имеет важное значение для определения момента возникновения прав и обязательств сторон по договору [11]. А. Блинов связывает момент заключения договора в сфере дистанционной торговли с моментом выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, который подтверждает оплату товара, или с моментом получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар [10].

В п. 20 «Правил продажи товаров дистанционным способом» сказано, что «Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара» [6].

Анализируя форму договора, мы можем согласиться с мнением С. Левашова, что во взаимосвязи с ГК РФ, позволяющим по соглашению использовать при заключении сделок электронно-цифровую подпись или иной аналог собственноручной подписи, можно утверждать, что электронная форма договора, заключенного посредством сети Интернет, законом приравнена к письменной форме договора [9]. С учетом специфики договора, а именно того, что для оформления акцепта следует всегда заполнять конкретные формы и бланки, более того, следует включать определенную информацию, требуемую нормативным правовым актом, форма договора купли-продажи дистанционным способом практически всегда письменная. Договор же заключается особыми средствами обмена информации, путем использования электронных данных, писем и т. п.

Одним из условий договора дистанционной купли-продажи выступает цена. Ни один возмездный договор не может обойтись без условия о цене, так как цена является необходимым условием, которое имеет важное значение для договора данного вида. Если в тексте договора цена не отмечена, то обязанность оплаты полученных товаров сохраняется. И при возникновении конфликтной ситуации суд, бесспорно, должен исходить из того, что при заключении договора стороны предполагали, что исполнение договора будет оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги [13]. В соответствии с вышесказанным покупатель должен оплатить товар по цене, которая объявляется продавцом в момент заключения договора. Это правило действует, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Если договором дистанционной торговли предусмотрена предварительная оплата товара, то в случае неоплаты покупателем товара в определенный договором срок (и если иное не установлено соглашением сторон) это будет признано отказом покупателя от исполнения договора [1]. Статьей 491 ГК РФ регламентировано сохранение права собственности за продавцом товара до оплаты товара или наступления иных обстоятельств. Следует помнить, что покупатель не вправе до перехода права собственности к нему отчуждать товар или распоряжаться им каким-либо иным способом, кроме случаев, когда обратное установлено законом, договором или вытекает из назначения и свойств товара [1]. Поскольку договор в дистанционной торговле является договором присоединения, покупатель не участвует непосредственно в ценообразовании, в связи с чем цена (по правилам публичного договора) должна устанавливаться одинаковой для всех покупателей.

Специфична и оплата товара по договору с условием дистанционной розничной продажи. Оплата товара совершается наличными деньгами при доставке товара курьером или при наличии агентского договора и «электронными деньгами». Специфичен в дистанционной купле-продаже механизм возврата денег покупателю. Наиболее четко определяется в императивной норме срок такого возврата. В обязанности продавца входит возвратить покупателю уплаченную сумму не позднее чем через 10 дней с момента предъявления покупателем соответствующего требования. Этот срок не связан с моментом возврата товара. Из этого следует, что даже если момент обратной передачи товара откладывается, денежные средства следует вернуть в установленный срок.

Проанализировав законодательную базу, выделим ряд признаков, характеризующих именно дистанционный способ заключения договора купли-продажи:

  1. Товар покупается на основании описания в каталоге, размещенном на сайте либо же в печатных изданиях.
  2. Ознакомление с описанием товара по каталогу или другими вышеперечисленными способами, к примеру на сайте, исключает возможность непосредственного ознакомления с товаром или его образцом.
  3. Специфичным является и порядок расторжения дистанционного договора. Согласно ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право отказаться от договора продажи товара дистанционным способом в любое время до передачи товара и в течение семи дней после его передачи, а если продавец при передаче товара не исполнил свою информационную обязанность и не сообщил потребителю письменно о его праве вернуть товар надлежащего качества, — в течение трех месяцев с момента передачи товара [5]. Следовательно, потребителю предоставляются дополнительные условия и сроки по возврату товара. Однако если покупатель пропустил установленный законом срок, это означает, что он более не имеет права на возврат товара. На наш взгляд, это с неизбежностью повлечет за собой возможность нарушения прав потребителя, что является недопустимым, исходя из смысла законодательства о защите прав потребителя [12].

В связи с вышесказанным представляется, что следует более подробно урегулировать механизм действия такого способа заключения договора розничной купли-продажи, как дистанционный, в частности необходимо увеличить срок, предоставляющий потребителю возможность для расторжения договора ввиду того, что он является слабой, незащищенной стороной договора купли-продажи.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  2. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
  3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О персональных данных» // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.
  4. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 2.
  5. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
  6. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4894.
  7. Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015- 2016 годы и период до 2020 года». Текст приказа официально опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
  8. ГОСТ Р 51304–2009 «Услуги торговли. Общие требования». М.: Стандартинформ, 2010. 8 с.
  9. Белова О. А. Правовая характеристика существенных условий договора дистанционной купли-продажи определяющих его место в системе договоров купли-продажи // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруд. — 2015. — № 1 (26). –С. 110.
  10. Блинов А. Продажа товаров дистанционным способом // Новая бухгалтерия. — 2015. — 24 дек. (№ 1).
  11. Гражданское право. В 4 т. Т. 3. Обязательственное право / под ред. Е. А. Суханова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2008. — С. 78.
  12. Тужилова-Орданская Е. В. Гражданско-правовое регулирование дистанционного договора // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруд. — 2016. — № 6. — С. 258.
  13. Чурсина И. Ю. Торгуем на расстоянии // Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2015. — № 3. –С. 32.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционный способ, дистанционная торговля, договор, оплата товара, покупатель, ГК РФ, розничная купля-продажа, товар, Правило продажи товаров, товарный чек.


Похожие статьи

Гражданско-правовое регулирование электронной торговли в Российской Федерации

Правовое регулирование налоговых мер поддержки субъектов малого предпринимательства

Международно-правовое регулирование противодействия коррупции в сфере бизнеса

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Нормативно-правовое регулирование и оценка новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях

Правовые основы обеспечения защиты прав лиц в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Налогово-правовое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Нормативно-правовое регулирование документирования трудовых отношений общества с ограниченной ответственностью

Нормативно-правовое обеспечение сетевого взаимодействия в деятельности образовательных организаций

Материально-правовое регулирование и формы правовой унификации в сфере трансграничных банкротств

Похожие статьи

Гражданско-правовое регулирование электронной торговли в Российской Федерации

Правовое регулирование налоговых мер поддержки субъектов малого предпринимательства

Международно-правовое регулирование противодействия коррупции в сфере бизнеса

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Нормативно-правовое регулирование и оценка новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях

Правовые основы обеспечения защиты прав лиц в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Налогово-правовое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Нормативно-правовое регулирование документирования трудовых отношений общества с ограниченной ответственностью

Нормативно-правовое обеспечение сетевого взаимодействия в деятельности образовательных организаций

Материально-правовое регулирование и формы правовой унификации в сфере трансграничных банкротств

Задать вопрос