Библиографическое описание:

Фаёзов Ш. Ф. Воспитательная концепция использования традиционных методов в подготовке учителей музыки // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 305-306.

Подготовка будущих специалистов музыкантов к профессиональной деятельности педагога должна осуществляться в соответствии с современными социально-культурными и педагогическими требованиями, которые заключаются в воспитании общей культуры специалиста как синтеза знаний, мышления, чувств и деятельности. Ядром является духовность – высокий уровень интеллектуальных, нравственных и гуманистических свойств и потребностей личности.

Однако, как показывает анализ воспитательной деятельности выпускников музыкально-педагогических факультетов, в настоящее время уровень необходимых требований не достигнут, имеется ряд недостатков:

1. В содержание воспитательной работы со студентами и их подготовки к роли воспитателей не включаются новые формы и технологии педагогического и воспитывающего обучения, не создаются возможности систематического «воспитательного тренинга» студентов с учащимися разных возрастных групп.

2. Подготовка студентов музыкально-педагогических факультетов к воспитательной работе находится на значительно более низком уровне, чем подготовка к применению специальных и дидактических умений.

3. Не учитываются и, следовательно, не применяются, не разрабатываются применительно к местным условиям ведущие воспитательные тенденции мировой педагогики – теория ценностного отношения, вхождение в культуру, принципы гуманизма, саморазвития, толерантности, пожизненного воспитания.

4. Формирование у студентов навыков воспитательной работы зачастую ориентируется на такие устаревшие подходы к нравственному воспитанию, как формирование суммы качеств учащихся, упускается сущность понятия «духовно-нравственное воспитание» как более широкого явления, охватывающего реализацию личностного потенциала и творческого начала, становление мировоззренческой и гражданской позиции, овладение способами культурной деятельности и т.д.

5. Вопрос подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к воспитанию учащихся педагогических колледжей является неразработанным в теории и практике педагогического образования. В большинстве случаев осуществляется механический перенос программ воспитания.

В настоящее время процесс воспитания сталкивается с массой сложностей социально-экономического, нравственного и духовно-нравственного порядка: многие моральные и гражданские ценности, пропагандируемые в средней и высшей школе, не востребуются обществом. Смена педагогических установок, перевод всех общественных структур в русло рыночной экономики вместе с не сформированными твёрдыми духовно-нравственными ориентирами вносят смятение в умы и души значительной части молодёжи, побуждая её считать качества, считавшиеся раньше отрицательными – алчность, агрессивность, эгоизм – положительными, способствующими жизненному успеху. Сверх динамичное развитие человеческого общества влияет на характер внутрисемейных отношений, разрушает связь между поколениями. Следовательно, возрастает социализирующая роль воспитания, при котором оно рассматривается как общение воспитателя и воспитанника по обмену духовно-нравственными ценностями, направленное на продуктивное (личностное, гражданское и профессиональное) взаимодействие с социумом.

История культуры, образования и просвещения Узбекистана имеет древние богатые воспитательные традиции, многие из которых бережно сохраняются и в настоящее время. Именно благодаря соблюдению воспитательных традиций и национального нравственного этикета в Узбекистане, по сравнению со многими европейскими государствами ближнего и дальнего зарубежья, сохранены принципы уважения, помощи, толерантности и милосердия в отношениях между людьми, в том числе разных поколений, высок статус семьи, материнства, детства; значительна роль микросреды (родственников, друзей, соседей т.д.).

Таким образом, задачи всесторонней специальной, общепедагогической и воспитательной подготовки учителя музыки, новые требования к конкурентоспособности и необходимости адаптации специалиста к изменяющимся условиям профессиональной деятельности позволяет выдвинуть процесс подготовки будущих учителей музыки, как в качестве современного и актуального направления исследования.

Концепция воспитательных методик и практик, возрастание роли педагогических и психологических технологий, направленность образования, организация среды воспитания, оптимизация процессов социализации и индивидуализации, разнообразные аспекты формирования личности, вечная «незавершённость» воспитания трактуется как разнообразный спектр формирования и развития процесса подготовки специалистов.

Пожизненное воспитание явилось ответом на радикальные сдвиги в мировом сообществе последних лет, связанные с изменением структуры производства, интернационализацией общественной жизни, развитием новых технологий, движением к информационно ориентированному миру. В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность населения в непрерывном обновлении знаний и умений.

Накопленные сегодня педагогической и психологической наукой данные о структуре личности, её мотивационной сфере позволяют более аргументировано ставить и решать проблему целостного подхода к подготовке специалистов. Сущность такого подхода заключается в выявлении и осуществлении системы педагогических условий, при которых происходит оптимальное развитие студентов-музыкантов.

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательной работы, воспитательной деятельности выпускников, студентов навыков воспитательной, музыкально-педагогических факультетов, воспитательной подготовки учителя, содержание воспитательной работы, воспитанию учащихся педагогических, профессиональной деятельности, социализирующая роль воспитания, вечная «незавершённость» воспитания, перенос программ воспитания, воспитательной работе, Смена педагогических установок, учителей музыки, возрастание роли педагогических, пожизненного воспитания, организация среды воспитания, студентов музыкально-педагогических факультетов, осуществлении системы педагогических, профессиональной деятельности педагога.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос