Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через правовое воспитание | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через правовое воспитание / М. А. Полякова, В. Н. Хаустова, Н. А. Науменко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46415/ (дата обращения: 25.04.2024).



Проводя воспитательную работу с учащимися, мы должны постоянно помнить, что рано или поздно ребенок вступит в самостоятельную жизнь. В течение обучения в школе рядом должны быть педагоги, отвечающие за жизнь и здоровье своих воспитанников, их материальное благополучие и поведение.

Не смотря на большую работу, проводимую педагогическим коллективом, выход в самостоятельную жизнь, означающую необходимость самому ухаживать за собой, общаться с чужими, вести деловые переговоры, принимать самостоятельные решения, отсутствие поддержки за спиной и многое другое, приводит выпускника в состояние фрустрации (растерянности) в той или иной мере.

Большинство выпускников образовательных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:

— это отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения, трудности в общении, непонимание материальной стороны жизни, отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных эмоциональных отношений, недостаточное развитие индивидуальности, отсутствие навыков защиты себя, плохое состояние здоровья. Все это осложняет их пребывание и без этого неустойчивом и сложном современном мире.

Но жизнь их может стать еще сложнее, если они не будут знать законов, которые оберегают их, которые помогают решать многие проблемы, которые должны стать спутником. Потому что именно выпускники чаще всего становятся жертвами бюрократического произвола, обмана, угроз и шантажа. Поэтому мы должны понимать важность правового воспитания в подготовке к самостоятельной жизни наших воспитанников. Может оно поможет им лучше ориентироваться в нашем обществе, в результате чего будет меньше судебных дел, меньше конфликтных ситуаций, меньше сломанных судеб.

В настоящее время разработано уже много пособий, в которых речь идет о правах выпускника и механизм из реализации. Это, прежде всего, пособие, которое выпускается несколько лет подряд «Выпускнику образовательных учреждений». Оно составлено как методическое справочное пособие по правам детей, льготам, предоставляемым государством, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Здесь можно найти нормативные документы, практические советы специалистов (юристов, психологов, педагогов) для тех, кто выпускается в самостоятельную жизнь. Материал подобран так, чтобы помочь выпускникам применить полученные сведения в повседневной жизни, сориентироваться в сложной ситуации. В пособие входят следующие разделы: жизнь, жилье, образование, работа, участие в гражданско-правовых отношениях, экологическая жизнь, семья, здоровье, правопорядок.

Пособие построено на следующих идеях:

— воспитанник имеет право как человек, как ребенок, как гражданин России.

Для того, чтобы это пособие стало нужным каждому выпускнику, работало на него, необходимо с его помощью проводить следующую работу с выпускниками:

— учителю, социальному педагогу помочь школьнику научиться ориентироваться в нормативно-законодательной базе, научить заполнять по образцам различные документы, а также организовывать встречи с руководителями различных служб, с которыми придется взаимодействовать выпускникам в жизни. Рассмотрение этих вопросов как раз и предусматривает программа, по которой мы работаем. На своих занятиях на тему: «Знания и их необходимость» учимся оформлять различные документы (заявление, доверенность, объяснительная записка, докладная, автобиография, переводы, телеграммы и т. д.), ознакомились с основными законами РФ (УК РФ, Конституцией), а также о трудоустройстве, поступлении и обучении в учебные заведения.

Также разыгрывать и обсуждать на занятиях типичные ситуации: «Я — безработный», «Мы в Сбербанке», «Закончились деньги. Что делать?», «Вызов врача на дом», «Я заболел и не могу пойти на работу», «Конфликт на рабочем месте» и т. п.; составлять структуру бюджета или использования сберегательной книжки, проводить различные конкурсы.

Потому что наиболее распространенные проблемы, возникающие у выпускников, приводящие к потере работы, это:

‒ конфликт на рабочем месте;

‒ трудности в общении с новыми людьми;

‒ заболел и не знает, что нужно обратиться в поликлинику и взять больничный лист;

‒ проспал, боится объяснений, прогуливает, бросает работу;

‒ сложно, не понял объяснения. Раздражение по поводу монотонности работы, усталость;

‒ не умеет работать самостоятельно (отсутствие самоконтроля).

Организовывать встречи с руководителями различных служб, с которыми придется взаимодействовать выпускникам в жизни.

Вместе с психологом необходимо проводить занятия по формированию психологической готовности к защите своих прав, навыков делового общения на темы: «Социальное давление на старшеклассников», где дети ознакомятся со способами оказания противостояния различным видам насилия, и «Трудовое право и подросток». Проводить индивидуальную работу по планированию жизни вне школы и дома, опираясь на собственные возможности, права и обязанности, личностный потенциал, оценку возможных препятствий и т. п.

Но школьники должны знать, что у человека не бывает прав и льгот без обязанностей, так же, как не бывает обязанностей без прав. Поэтому прилежная учеба, добросовестный труд, здоровый образ жизни, налоги, законопослушание и др. — обязанности каждого выпускника.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная жизнь, выпускник, жизнь, пособие, работа, рабочее место, ребенок.


Похожие статьи

Представление собственного педагогического опыта воспитателя...

Целенаправленная работа по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе должна начинаться с момента поступления ребенка в учреждение.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема...

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских...

«Опыт показывает, что даже лучшие интернатные учреждения и детские дома не в состоянии подготовить ребёнка к полноценной самостоятельной жизни (развить достаточные навыки самолюбия

Только 10 % выпускников детских домов находят достойное место в жизни [4].

Социальная работа с молодыми выпускниками детских домов

Вхождение выпускников детского дома в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно.

Социальная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению. Социальная работа Церкви как важнейшее условие социализации...

Потенциал технологий социальной работы при подготовке...

Изучению проблем подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной семейной жизни посвящены работы Л. А. Байбородовой, А

Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: научн.-метод. пособие для работников соц. приютов. /

Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или...

Специфический социально-психологический облик ребёнка, жизнь которого протекает вне семьи, обусловлен

Проблема 7. Неприспособленность к самостоятельной жизни.

Раннее социальное сиротство: Учебно-метод. пособие (медико-социально-психологические проблемы).

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Первое место в мире по числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимает Россия.

И тогда начинается «самостоятельная жизнь».

В свою очередь профессиональная социальная работа содействует разрешению этих проблем, организуя...

Трудовое воспитание и профориентация детей в коррекционных...

Основное место в комплексной коррекционной работе с воспитанниками Центра занимает трудовое воспитание. Оно признано подготовить детей к самостоятельной практической деятельности, приспособить выпускника Центра к современной самостоятельной жизни.

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

Работа по профориентации направлена на поиск выпускником своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию.

Пилотная площадка — старт в будущее | Статья в сборнике...

Заинтересовано ли государство в том, чтобы каждый его член стал успешным в независимой жизни?

Иванова Н. П. Заводилкина О. В. О задачах и содержании работы по подготовке выпускников интернатных учреждений при вхождении в самостоятельную жизнь...

Похожие статьи

Представление собственного педагогического опыта воспитателя...

Целенаправленная работа по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе должна начинаться с момента поступления ребенка в учреждение.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема...

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских...

«Опыт показывает, что даже лучшие интернатные учреждения и детские дома не в состоянии подготовить ребёнка к полноценной самостоятельной жизни (развить достаточные навыки самолюбия

Только 10 % выпускников детских домов находят достойное место в жизни [4].

Социальная работа с молодыми выпускниками детских домов

Вхождение выпускников детского дома в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно.

Социальная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению. Социальная работа Церкви как важнейшее условие социализации...

Потенциал технологий социальной работы при подготовке...

Изучению проблем подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной семейной жизни посвящены работы Л. А. Байбородовой, А

Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: научн.-метод. пособие для работников соц. приютов. /

Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или...

Специфический социально-психологический облик ребёнка, жизнь которого протекает вне семьи, обусловлен

Проблема 7. Неприспособленность к самостоятельной жизни.

Раннее социальное сиротство: Учебно-метод. пособие (медико-социально-психологические проблемы).

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Первое место в мире по числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимает Россия.

И тогда начинается «самостоятельная жизнь».

В свою очередь профессиональная социальная работа содействует разрешению этих проблем, организуя...

Трудовое воспитание и профориентация детей в коррекционных...

Основное место в комплексной коррекционной работе с воспитанниками Центра занимает трудовое воспитание. Оно признано подготовить детей к самостоятельной практической деятельности, приспособить выпускника Центра к современной самостоятельной жизни.

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

Работа по профориентации направлена на поиск выпускником своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию.

Пилотная площадка — старт в будущее | Статья в сборнике...

Заинтересовано ли государство в том, чтобы каждый его член стал успешным в независимой жизни?

Иванова Н. П. Заводилкина О. В. О задачах и содержании работы по подготовке выпускников интернатных учреждений при вхождении в самостоятельную жизнь...

Задать вопрос