Автор: Карсанов Эдуард Хаджимуссаевич

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, август 2017)

Дата публикации: 31.07.2017

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Карсанов Э. Х. Формы воспитания будущего офицера Росгвардии в процессе профессиональной подготовки [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 57-59. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12810/ (дата обращения: 13.12.2017).



В статье рассматривается межпредметная связь учебных дисциплин для повышения качества военно-патриотического воспитания в аудиторное время в военном институте Росгвардии. Приводятся пример и проведённый анализ содержания в тематических планах преподаваемых курсантам дисциплин основу формирования военно-патриотических качеств будущего офицера. Раскрываются и предлагаются методы реализации содержания военно-патриотического воспитания.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, курсанты Росгвардии, профессиональная подготовка

Рассмотрение форм воспитания будущего офицера Росгвардии при обучении в военном институте, несомненно, имеет большое значение, поскольку понимание их глубинной структуры способствует организации такой деятельности, на основе которой организуется профессиональное воспитание личности, гражданско-патриотическое, правовое, культурно-нравственное, спортивно-оздоровительное; деятельности, в основу которой заложены замыслы самого обучаемого, его цели и стремления, направленные на саморазвитие и самосовершенствование не только с позиции рассмотрения себя как будущего профессионала, но и с точки зрения общего личностного роста. Необходимость исследования форм воспитания будущего офицера Росгвардии возникает в связи с тем, что подавляющее большинство учебных заведений в полной мере не реализуют все возможные и известные формы и средства воспитания, чтобы добиться сформировать конкурентоспособного и компетентного выпускника военного института, или реализуют их, но недостаточно полно используют и применяют в учебном процессе. Воспитательная деятельность военного института, будь то командный факультет, морально-психологического обеспечения, разведывательный или факультеты по подготовки специалистов тыловых структур, — это систематизированный и целенаправленный процесс, и неотъемлемая часть его назначения — удовлетворение потребности обучающихся в образовании, в интеллектуальном, нравственном, патриотическом и культурном развитии, подготовке морально устойчивых личностей и специалистов для различных сфер жизнедеятельности, формирование у обучающихся трудолюбия, активной социальной позиции, развитие ответственности и самостоятельности. Несомненно, что главным направлением формирования личности будущего офицера Росгвардии является его профессиональная подготовка, следовательно, в формировании высококвалифицированного и компетентного специалиста важнейшую роль играет профессиональное воспитание курсанта, выполняющее в условиях военного института функцию приобщения будущего офицера Росгвардии к профессиональной деятельности и ее социальным функциям. Профессиональное воспитание специалистов направлено на развитие у обучающихся потребности к учебе, труду и профессионализму, на формирование основных умений и навыков, применение полученных знаний в решении задач на практике. У курсантов формируются такие личностные качества как профессиональная этика, целеустремленность, трудолюбие, ответственность за свои решения, умение работать в воинском коллективе, а также самостоятельность, самоконтроль и творческая активность. Для реализации направления профессионального воспитания в военных институтах для специалистов с целью организации их учебного, а также внеучебного образовательного процесса должны соответствующим образом обеспечиваться условия для самообразовательной деятельности и организовываться обучающие и познавательные мероприятия, такие как: экскурсии по городу и района, участие в научных форумах, конференциях, конкурсах. Наряду с профессиональным направлением воспитания, в настоящее время стала особо актуальной проблема гражданско-патриотического и правового воспитания курсантов. В последние десятилетия в связи с радикальными преобразованиями в стране резко ухудшился воспитательный потенциал родной культуры, искусства и образования, которые раньше являлись главными факторами формирования патриотизма у офицера. В итоге, в сознании всего общества подверглись пересмотру такие важные понятия как честь, верность, достоинство, все меньшее значение стало иметь уважение к своей стране, ее истории и культуре. Истинный патриотизм должен «выражаться в глубоком осознании чувства национальной гордости и национального достоинства через призму государственных и общественных интересов, социальной активности, политической и правовой культуры» [3]. Современное состояние высшего профессионального образования, в основном направлено на обучение и, в силу сложившейся модели подготовки в учебном заведении, ориентированной на получение профессиональных знаний, в меньшей степени направлено на воспитание. Участие многих курсантов в гражданско-патриотической и правовой деятельности носит незначительный формальный характер, а некоторые из них проявляют безразличное отношение к ней. Современный молодой офицер должен четко понимать социальные ценности права, уметь пользоваться своими правами, а также иметь социально-активную гражданскую позицию. Но практика правового воспитания показывает, что в молодежной студенческой среде имеет достаточно большое распространение правовой нигилизм. Остаются также недостаточно или неэффективно разработанными педагогические условия для усвоения правовой культуры будущими специалистами. Одно из важных мест в воспитании не только будущих офицеров Росгвардии, но и личности в целом отводится формам культурно-массовой и творческой деятельности, способствующей устранению негативных явлений в курсантской среде, повышению общей культуры, духовного развития, формированию художественного вкуса, творческих способностей, активной жизненной позиции, а также осознанию личных ценностей. Данное направление воспитания курсантов в условиях колледжа осуществляется достаточно полно, активизируя и направляя деятельность будущих офицеров Росгвардии в творческое русло. При этом в военных институтах проводятся различного рода культурно-просветительские мероприятия, тематические встречи с достойными, представляющими интерес людьми, факультативы по культуре общения, поведения, речи, посещаются музеи, театры, библиотеки. На основе выявленных интересов и потребностей самими курсантами организуются творческие коллективы и объединения. Потенциал курсантов раскрывается не только на уровне учебного заведения, но и на городских, региональных и областных конкурсах и фестивалях. Успех внеучебной работы будет обеспечен в том случае, если преподаватель учитывает особенности курсантов, с которыми он работает. Именно с этой целью преподаватели используют различные методы диагностики для выявления уровня воспитанности нравственной и эстетической культуры курсантов. И на основе полученных результатов выстраивают культурно-нравственную деятельность так, чтобы наилучшим образом вовлечь в нее обучающихся, выработать личную инициативу и стремление в приобщении к миру искусства во всех его проявлениях. Одними из важнейших составляющих воспитательной работы военного института являются объединения дополнительного образования: различные кружки и секции (ВНОК). Принимая активное участие в их деятельности, у будущего офицера Росгвардии появляется возможность проявить свои творческие способности, а также удовлетворить потребности в эстетическом, духовном и нравственном развитии. На основе этого у обучающихся формируется способность оценивать себя и окружающих с точки зрения моральных норм, эстетических и духовных идеалов. Нравственное воспитание соединяется с основными видами деятельности курсантов: с учебными и факультативными дисциплинами, внеаудиторными мероприятиями. Немаловажное значение в культурно-нравственном развитии играет и спортивно-оздоровительная составляющая воспитательного процесса. Физическое воспитание направлено не только на формирование здорового организма, но и на ведение курсантами здорового образа жизни. Воспитательная работа по пропаганде здорового образа жизни и физической культуры дает курсантам не только глубокие и обширные профессиональные знания, но и «способствует удовлетворению потребностей курсантов в занятиях физ. подготовкой и спортом, в освоении навыков поддержания физического и духовного здоровья, а также осмысление отношения к собственному здоровью и здоровью всего общества» [4].

Оценив значимость форм воспитания специалиста в условиях военного института, мы приходим к следующим выводам:

‒ чтобы добиться высоких результатов в сформировании конкурентоспособного, высококвалифицированного специалиста, необходимо использовать в образовании все возможные и известные формы и средства воспитания;

‒ ведущая роль в воспитании специалистов принадлежит профессиональной подготовке, как важнейшей составляющей образования курсантов;

‒ в современных образовательных условиях применяются не все доступные формы воспитания или применяются, но недостаточно полно. В частности, слабое внимание уделяется гражданско-патриотической и правовой сфере воспитания будущих офицеров Росгвардии, при этом основной упор делается на профессиональную подготовку;

‒ огромное значение на становление высоконравственной личности и специалиста оказывает культурно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание. Наряду с обучением эти компоненты воспитания реализуют важную функцию системы образования, формируя активную творческую личность, ведущую здоровый образ жизни.

Литература:

  1. Концепция воспитательной работы ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский колледж искусств» // Официальный сайт муниципального образования Набережные Челны — URL: http://www.art-school.nabchelny.ru/s_3025/p_23109/ (дата обращения 20.12.2013).
  2. Организация воспитательной работы в Нефтеюганском индустриальном колледже — филиале государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» // Сайт Нефтеюганского индустриального колледжа — URL: http://nikspo.ru/page14.html (дата обращения 20.12.2013).
  3. Салимбаев О. С., Болеев К. Б., Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи Казахстана // Научный журнал «Современные проблемы науки и образования» ISSN 1817–6321–2012 г. — № 4 от 06.07.2012 г. — URL: http://www.science-education.ru/104–6587 (дата обращения 20.12.2013).
  4. Тушина О. Н., Реализация здоровьесберегающих технологий, реализуемых в колледже // Социальная сеть работников образования nsportal.ru — от 25.01.2013 г. — URL: http://nsportal.ru/npo-spo/zdravookhranenie/library/realizaciya-zdorovesberegayushchih-tehnologiy-realizuemyh-v (дата обращения 21.12.2013). Источник: http://si-sv.com/publ/10–1-0–277
Основные термины (генерируются автоматически): будущего офицера Росгвардии, воспитания будущего офицера, воспитания курсантов, военного института, форм воспитания, форм воспитания будущего, будущих офицеров Росгвардии, правового воспитания курсантов, военно-патриотического воспитания, направление воспитания курсантов, дата обращения 20.12.2013, средства воспитания, Формы воспитания будущего, условиях военного института, качества военно-патриотического воспитания, содержания военно-патриотического воспитания, форм воспитания специалиста, профессиональное воспитание, профессиональным направлением воспитания, Рассмотрение форм воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос