Авторы: Огольцова Елена Геннадиевна, Темиржанова Шолпан Мейрамовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 28.06.2016

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Огольцова Е. Г., Темиржанова Ш. М. Задачи профессионального воспитания в современной высшей школе // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 834-837.



В современном мире, с его изменчивой экономической и политической ситуацией, произошла смена парадигмы воспитания, что неизбежно привело к изменению сущности, содержания и методов профессионального воспитания. Главной его целью является развитие индивидуальности обучаемого. Основными задачами вузовского профессионального воспитания выступают ориентация педагогов на помощь студентам в разрешении внутренних противоречий, сомнений, определении мотивов, жизненных и профессиональных ценностей, создание для них возможности выбора решений, создание целостной проблемной ситуации в педагогическом процессе. Таким образом, в современной высшей школе возникает необходимость создания эффективных условий для процесса профессионального воспитания студентов, отвечающих реальным политическим, экономическим, социальным, экологическим процессам и направленной на общекультурное, гуманистическое становление будущего профессионала.

Основная стратегическая задача профессионального воспитания в высшем учебном заведении — профессиональное становление личности молодого специалиста. Наиболее полно проблема профессионального воспитания в вузе освещается в работах Э. Ф. Зеера и его исследовательского коллектива. По его мнению, «Профессиональное становление определяется как формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграцию, готовность к профессиональному постоянному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека. Это процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения» [1, с.102]. Таким образом, Э. Ф. Зеер считал необходимыми Характеристиками процесса профессионального воспитания его динамику и непрерывность. Согласно концепции профессионального воспитания Э. Ф. Зеера, основными движущими силами развития личности на этом этапе являются: характер ведущей деятельности; изменение социальной ситуации.

Признание личностно-образующей функции ведущей деятельности, неизбежно приводит к выделению в непрерывном процессе становления личности периода, связанного с выбором, подготовкой к выполнению и выполнением одного типа деятельности — профессиональной. Превращение профессиональной деятельности в ведущую зависит от социально-экономических отношений, социальной ситуации позиции личности. Этот период занимает большую часть жизни человека. Траектория судьбы человека, его счастье, самочувствие, удовлетворенность жизнью, физическое и психическое здоровье во многом определяются удовлетворенностью содержанием профессиональной деятельности, отношением к ней личности, уровнем профессиональных достижений. Таким образом, для большинства людей основой развития личности в зрелом возрасте становится профессиональная деятельность [1, с. 21].

Профессиональное воспитание студентов, главным образом, обусловлено внешним воздействием. Биологический фактор на ранних стадиях развития играет ведущую роль, выступая в качестве внутренних условий развития (А. В. Брушинский) [2, с.34]. При этом профессиональное воспитание нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, так как они всегда преломляются в жизненном опыте человека, индивидуальных психических особенностях, психическом складе.

Н. М. Борытко цель профессионального воспитания видит в субъектном становлении студента вуза [3, с. 39]. Автор рассматривает профессиональное воспитание как гуманитарную практику в трех аспектах духовного бытия человека: его социокультурного (выбор, осуществление культурообразного образа жизни и поведения, формирование личности, социокультурное бытие), индивидуального (развитие индивидуальности, самобытие) и сопричастного бытия (диалогическое взаимодействие, становление субъектом культурного процесса).

Трем аспектам бытия, по мнению Н. М. Борытко, соответствуют три ведущих воспитательных пространства: социальное (поле значений), индивидуальное (поле смыслов) и пространство взаимодействия (поле ценностей). При этом специфика понимания воспитательных процессов заключается в том, «что:

– воспитание обращено к человеческой сущности и может быть понято лишь в логике качественных изменений человека;

– воспитательный процесс — это процесс возрастания субъектности человека: самоопределения и самоутверждения его в социокультурной среде;

– механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой сотрансформации субъектов воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия;

– ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов» [4, с. 11].

В рассмотрении с гуманистических позиций находит оправдание понимание профессионального воспитания как самостановление человека, обретение им себя, своего человеческого образа — неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала. Воспитать человека в этом понимании — значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, т. е. «жизнетворчеству».

По-новому в вышеуказанных позициях определяется роль преподавателя. По мнению Н. М. Борытко, «способность преподавателя к осуществлению воспитательных функций в новом понимании определяется его предрасположенностью к качественным самоизменениям, сотрансформации во взаимодействии со студентом, его позицией педагогической поддержки самостановления будущего специалиста в едином пространстве ценностно-смыслового взаимодействия, когда сам преподаватель как субъект деятельности, реализуя свою профессионально-педагогическую позицию, получает возможность все время развиваться, профессионально взаимодействуя со студентом» [4, с. 30].

Важность гуманистического начала в профессиональном воспитания в современном образовании прослеживается и в работах Е. В. Бондаревской [5–6], где утверждается, что воспитание должно стать средством предотвращения социальной деградации, гарантом гражданского мира, национального согласия, средством восстановления общественной нравственности, должно показывать путь становления открытого общества, т. е. выполнять опережающую функцию в демократическом процессе.

Конечно, все вышесказанное не означает, что можно недооценивать социальную роль овладения знаниями. Профессиональное образование должно сочетать обучение и воспитание, обеспечивать их смысловое взаимопроникновение и утверждать приоритет воспитания перед обучением [6, с. 24].

Кроме того, Е. В. Бондаревская, опираясь на философские идеи гуманизма, их положение к воспитанию (в том числе и профессиональному), определяет его культурные смыслы:

– ценностное отношение к обучаемому как к самоцели;

– защита его прав и свобод, поддержка субъективности;

– признание изначальной нравственной природы человека, опора в воспитании на его добродетели и стремление к самосовершенствованию;

– представление ему пространства свободы для саморазвития и нравственного выбора: образа «Я», мировоззрения, содержания и способов жизнедеятельности, поступков, поведения;

– поддержка индивидуальных способностей, самобытности личности, обучение способам индивидуально личностного саморазвития и жизнетворчества [6, с. 30].

Таким образом, вышеперечисленные идеи должны, на наш взгляд, стать ценностными основаниями для исследуемой проблемы — проблемы профессионального воспитания студента вуза.

В гуманистической парадигме педагог всегда рассматривается не только как преподаватель конкретного предмета, но и как воспитатель-наставник. Однако именно тот аспект его профессиональной позиции в условиях высшей школы по-прежнему вызывает наибольшие нарекания. При этом еще К. Д. Ушинский писал: «Ничто не искоренит в нас твердой веры в то, что придет время, хотя может быть и не скоро, когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как долго мы пренебрегали делом воспитания и как много страдали от этой небрежности» [7, с. 104].

Стремительное изменение условий жизни сделало окончательно бесперспективным воспитание как передачу жизненного опыта от старших поколений к младшим. Исследования воспитания как социального явления в теории социализации подрастающего поколения: И. С. Кон, Ю. С. Мануйлов, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, В. Д. Семенов, И. Д. Фрумин показывают, что традиционная позиция «ваятеля духовного мира личности», «инженера человеческих душ» для современного педагога, по крайней мере, нереальна и многими отвергается.

Современное профессиональное воспитание уже не мыслится как «передача опыта», однако понимается как процесс индивидуально-личностного становления: О. С. Гребенюк, В. В. Ильин, Л. М. Лузина, Ю. М. Орлов, М. И. Рожков. На основе событийности: В. И. Слободчиков; надситуативной и неадаптивной активности: В. А. Петровский; педагогического взаимодействия: Н. Ф. Радионова.

В широком смысле профессиональное воспитание — это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле — функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять свою деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях.

Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессионального воспитания обусловлены экономической, политической, социальной и культурной ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках процесса профессионального воспитания должна быть организована так, чтобы обучающийся осознавал социальную значимость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, свои возможности, свои достоинства и недостатки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.

Теория профессионального воспитания, таким образом, развивается в результате интеграции понимания труда как ценности; отношения к профессии как к особому виду деятельности; овладения теорией профессионального становления как единства экономического, социального заказа и самоопределения личности. Профессиональное воспитание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности.

Литература:

  1. Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Екатеринбург: УГППУ, 1998. — 126с.
  2. Брушлинский А. В. О соотношении биологического и социального в развитии личности // М.: МГУ, 1974. — 191с.
  3. Борытко Н. М. Субъектное становление специалиста как цель профессионального воспитания студента вуза // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: материалы II межрегиональная научно-методическая конференция. — Воронеж, 2002. — С. 215–218.
  4. Борытко Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук // Волгоград, 2001. — 39с.
  5. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1997. — № 4. — С.11–17.
  6. Бондаревская Е. В., Педагогика // Ростов-на-Дону, 1999. — 40с.
  7. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / Т.2. — АПН СССР. — М.: Педагогика, 1988. — 414с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессионального воспитания, процесса профессионального воспитания, цель профессионального воспитания, профессионального воспитания студента, профессиональное воспитание, воспитания студента вуза, профессионального воспитания студентов, Задачи профессионального воспитания, вузовского профессионального воспитания, методов профессионального воспитания, задача профессионального воспитания, проблема профессионального воспитания, концепции профессионального воспитания, понимание профессионального воспитания, профессионального воспитания должна, Теория профессионального воспитания, проблемы профессионального воспитания, профессионального становления, мотивы профессионального воспитания, смена парадигмы воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос