На современном этапе глобализации, в период широкого использования достижений научно-технического прогресса серьезное влияние на здоровье человека оказывают экологические проблемы. Заболевание среди матерей, смертность среди детей, рождение детей с физическим недостатком и детей-инвалидов, ухудшение здоровья матери и ребенка требуют особого внимания на проблемы здоровья семьи и здорового поколения. Наряду с подготовкой молодёжи к самостоятельной семейной жизни рождению ребенка и связанные с этим проблемы, требуют формирования репродуктивной культуры, предоставления необходимых научно-методических рекомендаций, своевременных и высококвалифицированных знаний.
Исследования показывают, что здоровье человека видоизменяется на 20-25% под влиянием окружающей среды, на 20% на основе генетического фона, остальные 55% по различным причинам и жизненным обстоятельством. Показатели по проблемам здоровье подтверждают, что одним из основных феноменов развития и роста человека являются представление человека о своем здоровье, степени грамотности, об образе жизни.
Известно, что важное место в воспитании здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, рождения здорового ребенка, его воспитания занимают медико-биологические и педагогико-психологические науки, преподаваемые в вузах. В процессе исследовательских работы мы определили систему интерактивных методов обучения, служащих повышению активности в усвоении знаний в области репродуктивной культуры. В систему методов входят «Работа малыми группами», «Ролевые игры», «Предпринимательские игры», «Дебаты», «SCORE», «Ming mapping», «Круглый стол», «Упражнение проблемных положений» и др.
Экспериментальные работы проводились в вузах педогогического направления Ташкентского ГПУ имени Низами и Термезского ГУ.
На изучаемых в вузах предметах «Социальная психология», «Семейная психология», «Валеология», и спец курса «Основы репродуктивной культуры» при помощи отдельных методов были организованы семинары-тренинги на темы «Здоровья-это культура», «Здоровая мать-означает здоровый ребенок», «Социально -психологические положения в подготовке молодежи к семейной жизни», «Здоровье женщин репродуктивного возраста», «Здоровый образ жизни и благополучная жизнь», «Наркомания-чума века». Мы представляем технологическую разработку одного из этих семинаров-тренингов.
Цель тренинга: Знакомства с социально -психологическими положениями в подготовке молодежи к семейной жизни. Обучение правильному выходу из различных ситуаций в семье. Ознакомление с некоторыми ситуациями в репродуктивной культуре.
Предполагаемый результат: Данный тренинг даёт возможность определить неподготовленность молодёжи к семейной жизни, низкий уровень репродуктивной культуры, позволяет овладеть знаниями и навыками репродуктивной грамотности для решения различных ситуаций и проблем семейной жизни, пути их преодоления и ликвидации.
Технология осуществления учебного процесса:
Вид: семинар – тренинг в малых группах.
Метод: «Упражнение проблемных ситуаций», устное изложение, «Мозговой штурм».
Средство: слайды, раздаточный материал , средства мультимедиа.
Контроль: межгрупповой опрос (устно), презентация.
Оценка: поощрение, индивидуальная оценка в системе рейтинга.
Ход семинара-тренинга
1 степень. В начале тренинга тренер-учитель путём рисунков, знаков, чисел, жеребьевки или другими путями делит участников на мини группы в 5-7 человек. Создав группы, учитель знакомит участников с порядком и правилами проведения занятия и обьявляет учащимся проблемную ситуацию.
«Мне 20 лет. По требованию родителей я вышел замуж за человека старше меня на 10 лет . Сразу же после окончания школы. Сначала мы жили хорошо, но со временем у нас родился ребенок. Ребенку не исполнилось и года, как я опять забеременела. Когда я об этом сказала мужу, он заявил , что ребенок появится на свет и твёрда настаивал на этом. Я согласилась ,боясь потерять семью и из-за безвыходности положения. Через некоторое время по состоянию здоровья я потеряла ребенка. Отношения между нами ещё более обострились. С ухудшением здоровья муж отправил меня для лечения к матери. Сейчас я у своей матери, лечусь, но не могу определиться в отношениях со своим мужем».
Учитель просит группы по этой ситуации высказаться ясно, приводя конкретные доводы и выражая своё отношение.
Предлагает учащимся анализировать по следующим этапам:
1. Найти выход из сложившейся проблемной ситуации.
2. Проанализировать социальные, психологические , биологические факторы учебный проблемы
3. Предложить решение учебной проблемы и рекомендации. 2-ступень. Группы предложили свои анализы по проблемной ситуации. Например, 1-я группа по ситуации предложила «Муж и жена безграмотны в планировании семье», прокомментировала причины данной проблемы так:
во- первых, несоответствие возраста и характеров супругов;
во-вторых, репродуктивная неграмотность
в-третьих, наличие неправильного представления и взглядов по вопросу планирования молодой семье
в-четвертых, ранняя выдача замуж девушек.
в-пятых, неправильное использование контрацептивов мужчиной в семье. Для решения группой предложены следующие рекомендации:
- обратить особое внимание на формирование репродуктивной культуры при подготовке молодёжи к семейной жизни, на проблемы планирования семьи.
- знакомить родителей с биологическими, социально-психологическими положениями в вопросах подготовки создания семьи.
-воспитывать сознательное отношение юношей в использовании контрацептивных средств для предупреждения преждевременной беременности
- увеличить число брошюр, рекомендаций со сведением о здоровье женщин репродуктивного возраста о перерывах предусматриваемых между рождениям детей.
В том же порядке все группы зачитывают свои предложения.
3 степень. После завершения презентации групп учитель обобщает все предложения и даёт дополнительные научно-теоретия сведения по вопросам семейной жизни.
Такие семинары-тренинги проводятся и на вышеуказанных предметах как «Валеология», «Семейная психология», «Физиология и гигиена молодых».
В процесс занятий сознательное отношение учащихся к здоровому образу жизни, к формированию репродуктивной культуры. Степень педагогико-психологической грамотности выяснилась путём проведение бесед, вечеров, вопросов и ответов, круглого стола, раздаточного материала, самостоятельных творческих работ.
Анализируя результатов, мы пришли к выводу, что организация занятий в формирование репродуктивной культуры у студенческой молодёжи, использование передовых форм и методов обучения, предложенными нами направление привели к росту степени усвоения.
Это означает, что формирование репродуктивной культуры у студенческой молодёжи требует присущих только ему условий, специальной организации процесса обучения,а именно:
- технологическое отношение к учебному процессу, использование передового опыта педагогики, новых педагогических технологий;
- находить и использовать на практике новых формы и методы обучения в формировании репродуктивной культуры у студенческой молодёжи.
- Обеспечить непрерывность в формирование репродуктивной культуры в системе средного специального и общего среднего образования.
Литература:
1. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство – Т.: Чулпон, 2005.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1995.
3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике – Рига, 1995.
4. Фарберман Б.Л. и др. Современные методы преподавания в вузах. – Т., 2001 г.
5. Ходиев Б., Голиш А. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности. – Т., 2006г.
6. Овчарова В.Н. Социальная педагогика. М.; Сфера, 2000г. С 356.
7. Шарипов А.Д, Шарипова Д, Таирова М. Концептуальные основы формирования ЗОЖ у учащихся. Образования через всю жизнь. Санк-Петербург. Т.; 2007г.
8. Мусурмонова О. Нравственность семьи - национальная гордость (Учебное пособие). Т.: Учитель, 1999 г, с 200.