Некоторые факторы формирования сознания здорового образа жизни студенческой молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 2581 раз

Библиографическое описание:

Атаханова, С. О. Некоторые факторы формирования сознания здорового образа жизни студенческой молодежи / С. О. Атаханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3222/ (дата обращения: 19.12.2024).

Формирование сознания здорового образа жизни студенческой и учащейся молодежи высших учебных заведений и учреждений средне-специального образования в Республике Узбекистан является составной частью идеи «гармонично развитого поколения», превратившейся годы независимости в общенациональное движение, ибо воспитание гармонично зрелой личности невозможно без сознания здорового образа жизни.

Сознание здорового образа жизни это комплекс знаний и навыков по самосохранению здоровья человека, целенаправленное отношение к своей деятельности с учетом защиты собственного здоровья и здоровья общества, а также охрана жизни человека от имеющихся в современных жизненных ситуациях от различных рисков и угроз медицинского, экологического, социального и экономического характера. В настоящее время целенаправленное формирование указанных навыков и знаний через семью и национальные традиции, систему образования, другие различные социальные системы является велением времени, которое убедительно показывает, что сознание здорового образа жизни является сложным по содержанию и разветвленным философским, идейным, социально-политическим понятием.Сознание здорового образа жизни из-за дня в день приобретает большую значимость, интегрируется с различными сферами жизни, с социальной точки зрения и совершенствуясь, эволюционно развиваясь и трансформируясь, превращается в социально-философскую категорию.

Педагогическим содержанием сознания здорового образа жизни является целенаправленная организация педагогического процесса, сориентированного на формирование сознания здорового образа жизни, и этот педагогический процесс направляется на формирование в учащемся отборных, научных, исторических, практических знаний и опыта посредством различных педагогических инструментов, методов и форм, с учетом возрастной дифференциации учашихся.

Формирование сознания здорового образа жизни в Узбекистане у студенческой молодежи осуществляется через:

  1. систему высшего и средне-специального образования;

  2. систему семейного воспитания, через прививание семейных и национальных ценностей;

  3. целенаправленную деятельность государственных и негосударственных систем.

Имеются экономический, социальный, антропогенный, политический, исторический, педагогический, психологический, национально-ментальный и интегрированный факторы формирования сознания здорового образа жизни.

Экономические факторы: экономический фактор обладает двумя главными гранями. Во-первых, формирование сознания здорового образа жизни требует целенаправленных издержек. Возьмем на примере Узбекистана, здесь пропаганда здорового образа жизни поднят на уровень вопросов государственного значения. Вопрос здорового поколения приравнен к вопросу государственной важности. Определенные статьи государственного бюджета ежегодно расходуются на обеспечение и совершенствование деятельности инфраструктуры здоровья. С другой стороны, сознание здорового образа жизни является фактом, непосредственно связанным с жизненными условиями человека и его экономическими возможностями. Следовательно, возникновение отдельных социальных болезней, например анемии, туберкулеза, связано с семейным бюджетом и его приоритетным распределением. Следовательно, экономический рост общества и семьи является основой повышения условий здорового образа жизни. Здесь мы видим, что формирование и повышение сознания здорового образа жизни непосредственно в одинаковой степени связано и с вниманием, уделяемым государством на проблемы ЗОЖ, и с экономичнскими возможностями как личности, так и возможностями семьи.

Социальные факторы: Человек живет в общественной среде, представляет собой общественное явление, в этой связи, имеющиеся в обществе социальные ценности оказывают свое влияние на человека. Такое влияние может быть как положительным, так и негативным. Роль социального фактора в формировании человека, в формировании его сознания огромна. Также с педагогических точек зрения очень важно проявляемое обществом отношение к сознанию здорового образа жизни, что оценивается как один из главных факторов в этой сфере. Если окружающая учащегося среда основана на ценностях здоровья, формирование в нем сознания здорового образа жизни протекает намного легче и эффективнее, а если нет, то и результат будет соответственный.

Антропогенные факторы: На сегодняшний день сознание здорового образа жизни человека не может существовать без воздействия антропогенных факторов окружающей среды. Антропогенные факторы, в связи с осознанной или не осознанной деятельностью человека, приводят к огромным изменениям окружающей среды. В результате меняются и условия обитания человека. В этой связи, человеческое сознание является не только социально-психологическим явлением, в его формировании важное значение приобретают экологические, природные и генетические факторы. Все человеческие свойства, характеризующие его как антропогенное существо, оставляют свои следы на сознании здорового образа жизни.

Политические факторы: Процесс формирования сознания здорового образа жизни зависит не только от уровня образовательной системы, а также связан с отношением к рассматриваемому вопросу, и политической волей существующей политической системы к данной актуальной проблематике. Если государством не будет поддерживаться развитие сознания здорового образа жизни с финансовой, экономической и социальной точки зрения, в широких слоях населения формирования сознания здорового образа жизни начнет прихрамывать. Следовательно уровень, степень и качество формирования сознания здорового образа жизни зависит и от его альтернативного развития и целенаправленности. Если провести анализ на примере Узбекистана, проведение с первых же годов независимости политики социальной защиты, поднятие социальной задачи «здорового поколения», «гармонично развитого поколения» на уровень общенациональной, уделяемое специальное внимание вопросам здоровья матери и ребенка, репродуктивному здоровью, формирование и государственная поддержка детского спорта и создания инфраструктуры здоровья, когда рассамтривамые вопросы становятся приоритетными направлениями государственной политики, свидетельствует о том, что в старне были предприняты полномасштабные социально-организационные меры именно для формирования сознания здорового образа жизни. Без политической воли невозможно полноценно и полномасштабно фсормировать все условия для формирования здорового образа жизни.

Исторические факторы: сознание здорового образа жизни считается явлением историческим. Ибо, как только человечество сформировалось в качестве социального явления, его интересуют вопросы собственного здоровья, правила охраны здоровья, правила достижения долголетия. Вопросы сознания здорового образа жизни являлись неотъемлемой составной частью всех древних цивилизаций. В частности Греко-Римской, Древнее Китайской, Древнеиндийской, Согдийской культур, Египетской культуры, а также всех существующих религиозных конфессий (христианской, еврейской, буддийской, исламской). Еще в те времена были разработаны различные аспекты и рецепты охраны здоровья человека, примитивные навыки оказания медицинской помощи. Следовательно, весь накопленный на сегодня багаж знаний и опытй по формированию сознания здорового образа жизни является составной частью современного сознания ЗОЖ.

Педагогические факторы: сознание здорового образа жизни эффективно формируется лишь в процессе целенаправленного педагогического процесса, и может дать педагогические результаты. Раз уж так, для превращения сознания здорового образа жизни в сознание массовое, необходимо формировать целенаправленный, непрерывный, системный педагогический процесс. Без этого педагогического процесса невозможно сформировать полноценное сознание здорового образа жизни. Педагогический аспект сознания здорового образа жизни проявляется в своеобразных педагогических концепциях, средствах, методах, а также используемых педагогических формах. Следовательно, наше время диктует необходимость разработки единого педагогического стандарта и методологии по формированию сознания здорового образа жизни с применением современных педагогических инноваций, а также с учетом сегодняшних условий и проводимых в Узбекистане широкомасштабных реформ, направленных на создание демократического гражданского общества, модернизации, либерализации и демократизации.

Психологические факторы: каждый человек имеет свои неповторимые черты характера и особенности. Психология человека и есть тот аспект, который создает эту особенность и неповторимость. Без учета психологии человека как личности, невозможно определить актуальные задачи и приоритетные направления формирования сознания здорового образа жизни данной личности. По этому, при формировании сознания здорового образа жизни требуется уделять особое внимание фактору человеческой психологии.

Национально-ментальные факторы: в структуре национальных ценностей, обрядов и традиций, морально-этических норм и эстетического воззрения кажого народа, каждой нации изначально существуют идеи сознания здорового образа жизни. В составе узбекских национальных ценностей такие афоризмы, как «В здоровом теле – здоровый ум», «Здоровье - бесценный дар», «Здоровье - дороже золота» с древних времен впитывались в сознание наших предков. Следовательно, приобретает особое значение систематизация и упорядочение всех знаний и опыта о здоровье и сознании здорового образа жизни, накопленных в системе национальных ценностей нашего народа.

Интегрированные факторы: Педагогический процесс современности требует интеграции различных социальных сфер. Система педагогических наук и масштабы ее аспектов изо дня в день разветвляются. Не используя таких направлений педагогики, как акмеология, андрагогика, дефектология, дидактика, а также применяя педагогические инновации и методы интерактивного обучения в структуре сознания здорового образа жизни, вряд ли возможно эффективное формирование сознания здорового образа жизни. Следовательно, процесс формирования сознания здорового образа жизни может дать желаемый успех через плановую ориентацию различных социальных и педагогических аспектов на исследуемую цель.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, формирование сознания, сознание, Узбекистан, педагогический процесс, день, окружающая среда, процесс формирования сознания, собственное здоровье, средне-специальное образование.


Похожие статьи

Исторические аспекты моделирования подготовки молодежи к профессиональной деятельности

Технология формирования репродуктивной культуры у студенческой молодёжи

Влияние формирования творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

Особенности формирования идентичности личности спортсменов в подростковом возрасте

Основные характеристики структуры физической культуры личности школьников начальных классов

Научно-методические основы формирования профессиональной культуры у учащихся

Формирование культуры свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей как педагогическая проблема

Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения

Роль образования в формировании информационной культуры личности

Особенности осознанной саморегуляции деятельности учащихся старших классов

Похожие статьи

Исторические аспекты моделирования подготовки молодежи к профессиональной деятельности

Технология формирования репродуктивной культуры у студенческой молодёжи

Влияние формирования творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

Особенности формирования идентичности личности спортсменов в подростковом возрасте

Основные характеристики структуры физической культуры личности школьников начальных классов

Научно-методические основы формирования профессиональной культуры у учащихся

Формирование культуры свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей как педагогическая проблема

Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения

Роль образования в формировании информационной культуры личности

Особенности осознанной саморегуляции деятельности учащихся старших классов

Задать вопрос