В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из главных задач, стоящих перед современной дошкольной организацией является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. При этом организация взаимодействия детского сада с семьей в современном обществе должна строиться на основе партнерских взаимоотношений, которые предполагают равные взаимоуважительные права и обязанности обеих сторон.
Одной из эффективных современных форм, позволяющих решить эту проблему, является детско-родительский клуб.
Организация родительских клубов, как одной из форм работы с семьями дошкольников относится к традиционным в дошкольной педагогике. Еще в советский период истории России использование родительских клубов в целях пропаганды передовых педагогических идей считали необходимым Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. [5]
В 1912 году в России проходил I Всероссийский (и как оказалось — единственный) съезд по семейному воспитанию. На съезде предлагались разные формы работы для оказания педагогической помощи семье: создание курсов для матерей, устройство публичных лекций, родительских клубов. Сторонником их был К. Н. Вентцель. Он считал, что клубы облегчат «подбор однородно настроенных и задающихся одними и теми же задачами в области воспитания личностей». Внутри клубов предлагалось организовать помощь родителям в воспитании детей [3].
Современная модель сотрудничества с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. [2]. И идея организации в современном детском саду подобных клубов имеет несколько иное содержание, другие цели и задачи и предполагает участие в них не только родителей, но и детей, педагогов дошкольной организации и представителей социума.
В современных публикациях Е. П. Арнаутовой, Т. А. Марковой, Т. Данилиной, Л. М. Клариной, Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и др. широко представлены вопросы взаимодействия семьи и ДОУ, даны рекомендации по построению различных форм работы [6], в том числе и в детско-родительских клубах.
В отношении конкретного содержания заседаний клуба, форм их проведения, приглашение представителей социума и др. вопросов интересен опыт детских садов городов г.Туймазы МАДОУ детского сада № 24,г. Магнитогорска МДОУ «Детский сад № 9 о.в»., Борисоглебска МКДОУ № 12 общеразвивающего вида, Белгорода МБДОУ № 57, МДОУ Бершетский детский сад и др.
Публикации из опыта работы педагогов данных учреждений, а также собственный многолетний опыт работы над проблемой позволил разработать и апробировать ряд сценариев проведения заседаний детско-родительского клуба «Мы семья». Клуб организован в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 3» Ракитянского района Белгородской области. Деятельность клуба проводится в двух направлениях:
– первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу;
– второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства.
В первом направлении наиболее распространенными являются лекции, индивидуальное и подгрупповые консультации, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т. п. Цель работы педагогов дошкольной организации в этом направлении — предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, акцентирования совместной деятельности детского сада и семьи [2]. К работе в клубе в этом направлении привлекаются не только узкие специалисты детского сада (музыкальный руководитель инструктор по физической культуре учитель-логопед), но и специалисты муниципальных организаций по социальной защите населения, представители органов полиции, управления образования, здравоохранения и культуры.
Особая роль отводится педагогу — психологу дошкольной организации. В его компетенцию входят задачи выявления проблемных вопросов, как среди педагогов, детей, так и родителей; определение наиболее эффективных методов и приемов построения заседаний клуба; непосредственное участие в организации психолого-педагогических мероприятий с участниками клуба.
Результатом работы клуба в этом направлении является вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, и их усвоение непосредственно в определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия является активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.
Цель планирования и организации мероприятий второго направления: создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т. д.). В детско-родительском клубе мероприятия продуктивного общения включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение. Таким образом, основной задачей педагогического коллектива в этом направлении является показ родителям наиболее эффективных форм, методов и приемов общения, воспитания и обучения детей дошкольников [4].
Немаловажно то, что все это происходит в игровой непринужденной форме. В форме: игротек, выставок, конкуров, прогулок выходного дня («практические маршруты»), театральных пятниц, встреч с интересным человеком (ветераны, герои труда, представители людей различных профессий), праздников, издания семейных газет, журналов, защиты семейных проектов, ведения домашних читательских дневников, показов видеороликов и аудио записей и многих других формах.
Понятно, что два направления в работе детско-родительского клуба выделены условно. На каждом заседании планируются мероприятия как теоретического плана, так и «интересные» практические дела. Рассмотрим более подробно технологию проведения некоторых из заседаний клуба.
Тема мартовского заседания (2017 г.) «Праздники в семье». Основная форма организации — музыкально — литературная гостиная. Цель: знакомство с лучшим опытом организации семейных праздников и развлечений. В течение заседания были проведены мероприятия:
– видеозапись «Интервью с детьми об организации выходных дней и праздников в семьях»;
– «Добрый совет» — обмен опытом организации праздников для детей и взрослых в семье;
– «Домисолька» с песней по жизни. Встреча с участниками районного детского ансамбля (руководитель Минас Е. В.). Музыкально-концертная программа из репертуара ансамбля;
– презентация «Деятельность ансамбля «Домисолька» с цель пропаганды работы данного коллектива. Выступление Минас Е. В.
Тема майского заседания детско-родительского клуба «Мы — семья» (2017 г.) была «Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили…». Цель: закрепление форм работы по патриотическому воспитанию детей и взрослых. Основная форма организации мероприятия — музыкально-литературная композиция. Содержание заседания клуба включало в себя:
– «Бессмертный полк» (шествие участников клуба с детьми с портретами участников ВОВ по музыку «Хотят ли русские войны»). Портреты выставляются на подготовленной стене памяти;
– короткие детско-родительские рассказы об участниках ВОВ;
– презентация «Женщины на войне» (рассказы детей о прабабушках);
– литературно-музыкальная композиция «Дети войны».
Важно, что сценарии заседаний предполагают не только активное участие родителей, педагогов и детей, но и довольно большую подготовительную работу. Это: подготовка музыкальных выступлений, театральных миниатюр, заучивание стихотворений, подготовка аудиозаписей и видеороликов, педагогических ситуаций, папок-передвижек, конкурсов, изготовление коллажей, стенгазет, фотовыставок, организация выставок детско-взрослых работ продуктивной деятельности и др. И цель этой предварительной работы не только в подготовке к основному мероприятию, но и создание положительной эмоциональной мотивации, предвкушения праздника, радости от совместной деятельности, осознания причастности к общему делу. Координатор всей подготовительной работы — творческая группа, членами которой являются не только педагоги образовательной организации, но и родители воспитанников.
Как видим, продуктивное социальное взаимодействие, прежде всего, основано на сотрудничестве. Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сотрудничество — это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, которым следует искать позитивные способы и формы общения. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения [4].
Таким образом, в современных условиях происходит изменение модели сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей. Она представляет собой процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. При этом основные задачи взаимодействия, решаемые в рамках детско-родительского клуба «Мы — семья» это: установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Работа в детско-родительском клубе позволяет в полной мере решать вопросы построения партнерских отношений между дошкольной образовательной организации и семьями воспитанников.
Литература:
- Арнаутова, Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. — 2004. № 9. С. 52–58.
- Губанихина, Е. В. Семейная педагогика. Учебное пособие для студентов / Е. В. Губанихина. — Арзамас: АГПИ, 2011. — 157с.
- История становления дошкольной педагогики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3962555/, свободный. — Загл. с экрана (Дата обращения: 20.10.2017)
- Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие / Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2000. — 232с.
- Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В., Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2015. — 496 с.
- Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2004.- 79с.