Семейный клуб как форма построения системы партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (179) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 14.11.2017

Статья просмотрена: 1228 раз

Библиографическое описание:

Зеликова, А. И. Семейный клуб как форма построения системы партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи / А. И. Зеликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46378/ (дата обращения: 16.12.2024).



В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из главных задач, стоящих перед современной дошкольной организацией является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. При этом организация взаимодействия детского сада с семьей в современном обществе должна строиться на основе партнерских взаимоотношений, которые предполагают равные взаимоуважительные права и обязанности обеих сторон.

Одной из эффективных современных форм, позволяющих решить эту проблему, является детско-родительский клуб.

Организация родительских клубов, как одной из форм работы с семьями дошкольников относится к традиционным в дошкольной педагогике. Еще в советский период истории России использование родительских клубов в целях пропаганды передовых педагогических идей считали необходимым Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. [5]

В 1912 году в России проходил I Всероссийский (и как оказалось — единственный) съезд по семейному воспитанию. На съезде предлагались разные формы работы для оказания педагогической помощи семье: создание курсов для матерей, устройство публичных лекций, родительских клубов. Сторонником их был К. Н. Вентцель. Он считал, что клубы облегчат «подбор однородно настроенных и задающихся одними и теми же задачами в области воспитания личностей». Внутри клубов предлагалось организовать помощь родителям в воспитании детей [3].

Современная модель сотрудничества с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. [2]. И идея организации в современном детском саду подобных клубов имеет несколько иное содержание, другие цели и задачи и предполагает участие в них не только родителей, но и детей, педагогов дошкольной организации и представителей социума.

В современных публикациях Е. П. Арнаутовой, Т. А. Марковой, Т. Данилиной, Л. М. Клариной, Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и др. широко представлены вопросы взаимодействия семьи и ДОУ, даны рекомендации по построению различных форм работы [6], в том числе и в детско-родительских клубах.

В отношении конкретного содержания заседаний клуба, форм их проведения, приглашение представителей социума и др. вопросов интересен опыт детских садов городов г.Туймазы МАДОУ детского сада № 24,г. Магнитогорска МДОУ «Детский сад № 9 о.в»., Борисоглебска МКДОУ № 12 общеразвивающего вида, Белгорода МБДОУ № 57, МДОУ Бершетский детский сад и др.

Публикации из опыта работы педагогов данных учреждений, а также собственный многолетний опыт работы над проблемой позволил разработать и апробировать ряд сценариев проведения заседаний детско-родительского клуба «Мы семья». Клуб организован в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 3» Ракитянского района Белгородской области. Деятельность клуба проводится в двух направлениях:

– первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу;

– второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства.

В первом направлении наиболее распространенными являются лекции, индивидуальное и подгрупповые консультации, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т. п. Цель работы педагогов дошкольной организации в этом направлении — предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, акцентирования совместной деятельности детского сада и семьи [2]. К работе в клубе в этом направлении привлекаются не только узкие специалисты детского сада (музыкальный руководитель инструктор по физической культуре учитель-логопед), но и специалисты муниципальных организаций по социальной защите населения, представители органов полиции, управления образования, здравоохранения и культуры.

Особая роль отводится педагогу — психологу дошкольной организации. В его компетенцию входят задачи выявления проблемных вопросов, как среди педагогов, детей, так и родителей; определение наиболее эффективных методов и приемов построения заседаний клуба; непосредственное участие в организации психолого-педагогических мероприятий с участниками клуба.

Результатом работы клуба в этом направлении является вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, и их усвоение непосредственно в определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия является активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

Цель планирования и организации мероприятий второго направления: создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т. д.). В детско-родительском клубе мероприятия продуктивного общения включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение. Таким образом, основной задачей педагогического коллектива в этом направлении является показ родителям наиболее эффективных форм, методов и приемов общения, воспитания и обучения детей дошкольников [4].

Немаловажно то, что все это происходит в игровой непринужденной форме. В форме: игротек, выставок, конкуров, прогулок выходного дня («практические маршруты»), театральных пятниц, встреч с интересным человеком (ветераны, герои труда, представители людей различных профессий), праздников, издания семейных газет, журналов, защиты семейных проектов, ведения домашних читательских дневников, показов видеороликов и аудио записей и многих других формах.

Понятно, что два направления в работе детско-родительского клуба выделены условно. На каждом заседании планируются мероприятия как теоретического плана, так и «интересные» практические дела. Рассмотрим более подробно технологию проведения некоторых из заседаний клуба.

Тема мартовского заседания (2017 г.) «Праздники в семье». Основная форма организации — музыкально — литературная гостиная. Цель: знакомство с лучшим опытом организации семейных праздников и развлечений. В течение заседания были проведены мероприятия:

– видеозапись «Интервью с детьми об организации выходных дней и праздников в семьях»;

– «Добрый совет» — обмен опытом организации праздников для детей и взрослых в семье;

– «Домисолька» с песней по жизни. Встреча с участниками районного детского ансамбля (руководитель Минас Е. В.). Музыкально-концертная программа из репертуара ансамбля;

– презентация «Деятельность ансамбля «Домисолька» с цель пропаганды работы данного коллектива. Выступление Минас Е. В.

Тема майского заседания детско-родительского клуба «Мы — семья» (2017 г.) была «Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили…». Цель: закрепление форм работы по патриотическому воспитанию детей и взрослых. Основная форма организации мероприятия — музыкально-литературная композиция. Содержание заседания клуба включало в себя:

– «Бессмертный полк» (шествие участников клуба с детьми с портретами участников ВОВ по музыку «Хотят ли русские войны»). Портреты выставляются на подготовленной стене памяти;

– короткие детско-родительские рассказы об участниках ВОВ;

– презентация «Женщины на войне» (рассказы детей о прабабушках);

– литературно-музыкальная композиция «Дети войны».

Важно, что сценарии заседаний предполагают не только активное участие родителей, педагогов и детей, но и довольно большую подготовительную работу. Это: подготовка музыкальных выступлений, театральных миниатюр, заучивание стихотворений, подготовка аудиозаписей и видеороликов, педагогических ситуаций, папок-передвижек, конкурсов, изготовление коллажей, стенгазет, фотовыставок, организация выставок детско-взрослых работ продуктивной деятельности и др. И цель этой предварительной работы не только в подготовке к основному мероприятию, но и создание положительной эмоциональной мотивации, предвкушения праздника, радости от совместной деятельности, осознания причастности к общему делу. Координатор всей подготовительной работы — творческая группа, членами которой являются не только педагоги образовательной организации, но и родители воспитанников.

Как видим, продуктивное социальное взаимодействие, прежде всего, основано на сотрудничестве. Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сотрудничество — это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, которым следует искать позитивные способы и формы общения. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения [4].

Таким образом, в современных условиях происходит изменение модели сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей. Она представляет собой процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. При этом основные задачи взаимодействия, решаемые в рамках детско-родительского клуба «Мы — семья» это: установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Работа в детско-родительском клубе позволяет в полной мере решать вопросы построения партнерских отношений между дошкольной образовательной организации и семьями воспитанников.

Литература:

  1. Арнаутова, Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. — 2004. № 9. С. 52–58.
  2. Губанихина, Е. В. Семейная педагогика. Учебное пособие для студентов / Е. В. Губанихина. — Арзамас: АГПИ, 2011. — 157с.
  3. История становления дошкольной педагогики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3962555/, свободный. — Загл. с экрана (Дата обращения: 20.10.2017)
  4. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие / Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2000. — 232с.
  5. Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В., Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2015. — 496 с.
  6. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2004.- 79с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, детско-родительский клуб, ребенок, семья, дошкольная организация, клуб, направление, родитель, совместная деятельность, межличностное общение.


Похожие статьи

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

Родительская мастерская как современная форма включения родительского сообщества в совместную профориентационную деятельность с детьми и педагогами школы

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Семейное творческое объединение как форма взаимодействия и наставничества педагогов и родителей

Семейный клуб как форма организации социального партнерства ДОУ и семьи

Современная практика использования проектной деятельности в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи

Взаимодействие с родителями как одно из условий формирования предпосылок саморазвития детей в проектной деятельности

Математический клуб как одна из форм организации внеурочной деятельности пятиклассников в условиях реализации ФГОС общего образования

Похожие статьи

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

Родительская мастерская как современная форма включения родительского сообщества в совместную профориентационную деятельность с детьми и педагогами школы

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Семейное творческое объединение как форма взаимодействия и наставничества педагогов и родителей

Семейный клуб как форма организации социального партнерства ДОУ и семьи

Современная практика использования проектной деятельности в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи

Взаимодействие с родителями как одно из условий формирования предпосылок саморазвития детей в проектной деятельности

Математический клуб как одна из форм организации внеурочной деятельности пятиклассников в условиях реализации ФГОС общего образования

Задать вопрос