Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка
Автор: Кулакова Татьяна Викторовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 09.02.2015
Статья просмотрена: 3509 раз
Библиографическое описание:
Кулакова, Т. В. Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка / Т. В. Кулакова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7127/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье представлен опыт работы по взаимодействию семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка. Проведён анализ выбора форм и методов, ориентированных на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, усиление взаимодействия школы и семьи. Описывается одна из нетрадиционных форм работы с родителями — семейный клуб.
Ключевые слова: взаимодействие семьи и школы, формирование личности ребёнка, семейный клуб.
В настоящее время особую актуальность приобретает грамотное взаимодействие семьи и школы. Семья является важным звеном передачи ребёнку социально-исторического опыта, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений. Полноценное воспитание школьника происходит в условиях одновременного влияния семьи и школы. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс формирования личности, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка [4].
Семейное воспитание (то же самое — воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.
Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребёнка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определённую зависимость: успешность формирования личности обуславливается, прежде всего, семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью, какая семья, такой и выросший в ней человек.
Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи — мощное государство [6].
Для успешной реализации «Федеральных образовательных государственных стандартов» нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. В Законе об общеобразовательных школах оговорено, что родители должны сотрудничать со школой. Взаимодействие родителей и педагогов должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Здесь важна командная работа семьи и школы. Только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявления причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование ценностного отношения к здоровью. Одним из наиболее актуальных вопросов сегодня является поиск форм и методов работы, которые позволят создать активную родительскую позицию с учётом потребностей школы [5].
Выбор форм и методов необходимо ориентировать на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, усиление взаимодействия школы и семьи. Методы работы включают в себя беседы, тестирование, анкетирование, наблюдение. К формам относятся родительские собрания, конференции, консультации. Плодотворны и нетрадиционные формы — дискуссии, практикумы, круглые столы, тренинги, устные журналы, интернет форумы, сайты и социальные сети. При этом формы и методы работы с родителями могут быть как коллективными, так и индивидуальными.
Одной из эффективных нетрадиционных форм работы с родителями является семейный клуб. В отличие от родительских собраний, клуб строит отношения с семьёй на принципах добровольности и личной заинтересованности. Большую роль в организации и работы семейного клуба играет классный руководитель. Опыт показывает, что при неформальном общении исчезает беспокойство родителей, появляется чувство доверия к педагогу [1].
В нашей работе мы рассмотрим работу семейного Клуба «Счастливое детство».
Цель Клуба «Счастливое детство» — создание условий для разностороннего воспитания детей.
Задачи Клуба:
- организация совместного досуга детей и родителей;
- повышение педагогической культуры родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни класса, школы;
- развитие творческих способностей детей;
- воспитание чувств патриотизма и информирование об истории города;
- формирования семейных ценностных ориентаций;
- формирование этнической идентичности и толерантности;
- организация работы с экспертами (узкими специалистами) в области психологии, физиологии и интеллектуального развития.
Структура Клуба «Счастливое детство». Клуб состоит из актива родителей 7 человек, которые координируют работу и каждый участник актива отвечает за определённый блок (направление). В Клубе работает редакционная коллегия из 3 человек, которая выпускает каждый месяц электронную газету и размещает на странице в социальных сетях, отвечает за работу стенда «Для вас, родители». Редакционная коллегия фиксирует все яркие события в жизни класса и отражает в фотоальбоме. Целевой аудиторией Клуба являются родители и дети. Партнёрами Клуба являются узкие специалисты, представители учреждений дополнительного образования. Куратором Клуба является классный руководитель.
Деятельность клуба проходит в соответствии с программой, которая состоит из следующих блоков (направлений):
1. «Педагогический университет»
2. «Сами с усами».
3. «Тольятти мой любимый город»
4. «Если хочешь быть здоров…»
5. «Хочу всё знать!»
6. «Этнокурс»
7. «Экспертное бюро»
Каждый блок представляет отдельное направление деятельности. Вся работа взаимосвязана между собой. Каждое мероприятие вытекает из предыдущего, дополняя его и способствуя развитию представлений умений и навыков.
Рассмотрим более подробно каждый блок.
1. «Педагогический университет» включает в себя дискуссии, вечера вопросов и ответов, индивидуальные беседы, читательские конференции. На встречи приглашаются гости — специалисты компетентные в заданной теме.
Программа «Педагогического университета» семейного Клуба «Счастливое детство».
Сентябрь. Жизнь ребенка и его успехи в школе. Режим дня. Дети и телевизор.
Октябрь. Физическое воспитание учащихся младшего школьного возраста. Медико — гигиеническое воспитание школьников.
Ноябрь. Воспитание интереса к чтению. Время доброго общения.
Декабрь. Роль отцов в воспитании детей. Роль матери в воспитании детей. Организация и проведение домашнего праздника.
Январь Трудовое воспитание детей. Слово, речь, культура общения.
Февраль. Посмотри в глаза ребенка. Какого человека мы растим.
Март. Пока не поздно. Воспитание любви к природе. Викторина по истории города.
Апрель. Читательская конференция по книге Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребёнком. Как?» [2]
Май. Как с пользой провести лето. Готовые рецепты родителей. Возможности и предосторожности.
2. «Сами с усами» — это творческая мастерская, где родители вместе с детьми под руководством учителя или приглашённого педагога учатся изготавливать поделки, рисовать. Мастер — классы порой проводят сами родители. А иногда даже дети выступают в роли учителей и учат своих родителей выполнять творческие работы в техниках, которые они освоили на уроках в школе. Результаты совместной работы организуются в традиционные выставки.
3. «Тольятти мой любимый город». Этот блок предусматривает организацию и проведение экскурсий, посещение выставок, музеев. Результаты посещения достопримечательностей любимого города оформляются в мини проекты. Проводятся мероприятия по экологии. А так же в этом блоке традиционно проводится час общения родителей и детей, где семьи делятся друг с другом в неформальной обстановке впечатлениями от мероприятий.
Клуб не случайно обратился к проблеме использования краеведения во внеурочной деятельности. Анализируя работу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т. е. преподавания основных предметов, Клуб пришёл к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я — мой город”), значения Самарской области в истории и культуре России (“Я — мой город, мой край, мое Отечество”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.
Для чего же изучается свой край в начальной школе? Проанализируем более подробно. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.
4. «Если хочешь быть здоров…». В семейном Клубе проводится большая работа по укреплению и сохранению здоровья детей и взрослых: лыжные прогулки и катание с горки, семейные старты.
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. С переходом от дошкольного воспитания к обучению в школе, где у детей 6–7 лет объем двигательной активности сокращается на 50 %. В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.
Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. Медики говорят, что абсолютно здоровых детей среди поступающих в первый класс не более 20 процентов. Если позаботиться вовремя о профилактике самых распространенных детских заболеваний, то и младший школьный возраст и подростковый период ребенок преодолеет без серьезных заболеваний. А в наше время это уже большое достижение.
Школа — огромная нагрузка на неокрепший опорно-двигательный аппарат: тяжелый ранец, длительная неподвижная поза, дефицит активных игр, а иногда и эмоциональные проблемы, заставляющие ребенка горбиться, приводят к нарушениям осанки. Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.
5. «Хочу всё знать!». Блок отвечает за работу стенда «Для вас, родители». Все яркие события, происходящие в жизни Клуба, отражаются в фотоальбоме. Это своего рода летопись. Работает редакционная коллегия из 3 человек, которая выпускает каждый месяц электронную газету и размещает на странице в социальных сетях.
6. «Этнокурс». Мастер-классы по приготовлению национальных блюд. Дни национальных культур. Музыкальные вечера. Календарь национальных культур, который составляют дети при помощи родителей. Блок «Этнокурс» направлен на воспитание толерантности и этнической идентичности младших школьников, так как в современных школах учатся дети разных национальностей. Толерантность — (от лат. toerantia — терпение, выносливость) обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности, толерантность заключается в осознании и предоставлении другим их права жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их самобытной культуры. Толерантность означает принятие, правильное понимание и уважение других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантное отношение рассматривается как социальная ценность, обеспечивающая права человека, свободу и безопасность.
Толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания [3].
Особенно важно воспитание толерантности, культуры мира и согласия в детском возрасте. Ребенок пытается упорядочить окружающий его мир, сделать этот мир понятным, предсказуемым, не таящим угрозы. Воспитание толерантности к непохожим на тебя людям, воспитание терпимости, понимания, интереса к другому человеку и к его видению мира становится в нашем семейном Клубе «Счастливое детство» одной из важнейших задач, стоящих перед взрослыми людьми по отношению к подрастающему поколению.
7. «Экспертное бюро» включает в себя диагностирование, анкетирование, наблюдение, опросы. Полученные данные систематизируются, проводится общий анализ, выделяются основные проблемы. Принимая всё это во внимание, проводится систематическая работа по самообразованию в области сотрудничества с семьёй. Этот блок отвечает за обратную связь семейного Клуба с детьми и взрослыми.
В настоящее время мы считаем форму семейный Клуб достаточно эффективной в процессе сотрудничества общеобразовательного учреждения и родителей. Общие дела и интересы сплачивают семью и школу, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка. Работа с родителями в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь была действенной родителей нужно не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.
Литература:
1. Алёшина В. О. Клубная форма работы с семьёй//Начальная школа.2008.№ 110.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? /Ю. Б. Гиппенрейтер;худож. Г. А. Карасёва. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. — 238,(2) с.: ил.
3. Кукушкин В. С.,Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов — на Дону: Феникс. 2000.-448 с.
4. Ледлофф Ж. Как вырастить ребёнка счастливым. Принцип
5. преемственности. — 9-е изд.М: Генезис, 2013. — 207 с.
6. «Справочник заместителя директора по воспитательной работе». //Центр «Педагогический поиск», М., 2011.
7. Титова М. П. «Размышления о школьной жизни».//Начальная школа. 2010. № 8.
Ключевые слова
взаимодействие семьи и школы, формирование личности ребёнка, семейный клубПохожие статьи
Детский сад и семья: новые грани взаимодействия
В данной статье рассматриваются новые грани взаимодействия детского сада и семьи, которые предполагают обмен мыслями, чувствами, переживаниями; направлены на повышение педагогической культуры родителей (сообщение им знаний, формирование педагогически...
Воспитательный потенциал замещающей семьи
В статье рассматривается воспитательный потенциал как важнейший компонент жизнедеятельности семьи. Проведен анализ особенностей функционирования замещающей семьи, детско-родительских отношений в различных типах замещающих семей. На основе проведенног...
Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры через региональный компонент. Значение педагогического содействия в регионализации образования и воспитания детей дошкольного возраста. Рассматривается разность понятий «экологич...
Взаимосвязь общественного и семейного воспитания
В статье рассматриваются формы работы с родителями в современном ДОУ, позволяющие эффективно построить работу на основе сотрудничества. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи является актуальной, так как семья и дошкольное учреждение являются полноправн...
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...
Взаимодействие родителей и детей в подростковом возрасте
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия родителей и детей в подростковом возрасте. Рассматриваются различные проблемы их взаимодействия. Важной задачей для развития подросткового и юношеского возраста является процесс перестройки детско-родит...
Формирование я-концепции младшего школьника в совместной деятельности
Данная статья рассказывает о процессе формирования «Я-Концепции» у детей младшего школьного возраста, а также отмечаются особенности процесса развития «Я-Концепции». В статье рассмотрен феномен совместной деятельности, который направлен на то, чтобы ...
Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения
В статье говорится о формах, методах и методиках управления и взаимодействия различного типа образовательных организаций и семьи. В статье так же рассматриваются инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов, обеспечивающие формирование со...
Проблемы современного родительства: трансформация взаимоотношений семьи и школы с развитием цифровой образовательной среды
Динамичный ландшафт современного воспитания детей причудливо переплетается с эволюционирующими образовательными парадигмами, особенно в условиях растущей цифровой образовательной среды. В этой статье рассматриваются многогранные проблемы, связанные с...
Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников
Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...
Похожие статьи
Детский сад и семья: новые грани взаимодействия
В данной статье рассматриваются новые грани взаимодействия детского сада и семьи, которые предполагают обмен мыслями, чувствами, переживаниями; направлены на повышение педагогической культуры родителей (сообщение им знаний, формирование педагогически...
Воспитательный потенциал замещающей семьи
В статье рассматривается воспитательный потенциал как важнейший компонент жизнедеятельности семьи. Проведен анализ особенностей функционирования замещающей семьи, детско-родительских отношений в различных типах замещающих семей. На основе проведенног...
Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры через региональный компонент. Значение педагогического содействия в регионализации образования и воспитания детей дошкольного возраста. Рассматривается разность понятий «экологич...
Взаимосвязь общественного и семейного воспитания
В статье рассматриваются формы работы с родителями в современном ДОУ, позволяющие эффективно построить работу на основе сотрудничества. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи является актуальной, так как семья и дошкольное учреждение являются полноправн...
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...
Взаимодействие родителей и детей в подростковом возрасте
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия родителей и детей в подростковом возрасте. Рассматриваются различные проблемы их взаимодействия. Важной задачей для развития подросткового и юношеского возраста является процесс перестройки детско-родит...
Формирование я-концепции младшего школьника в совместной деятельности
Данная статья рассказывает о процессе формирования «Я-Концепции» у детей младшего школьного возраста, а также отмечаются особенности процесса развития «Я-Концепции». В статье рассмотрен феномен совместной деятельности, который направлен на то, чтобы ...
Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения
В статье говорится о формах, методах и методиках управления и взаимодействия различного типа образовательных организаций и семьи. В статье так же рассматриваются инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов, обеспечивающие формирование со...
Проблемы современного родительства: трансформация взаимоотношений семьи и школы с развитием цифровой образовательной среды
Динамичный ландшафт современного воспитания детей причудливо переплетается с эволюционирующими образовательными парадигмами, особенно в условиях растущей цифровой образовательной среды. В этой статье рассматриваются многогранные проблемы, связанные с...
Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников
Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...