Профилактика агрессивного поведения у воспитанников детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (177) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.10.2017

Статья просмотрена: 3123 раза

Библиографическое описание:

Малыхина, Л. В. Профилактика агрессивного поведения у воспитанников детского сада / Л. В. Малыхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46120/ (дата обращения: 18.11.2024).



Актуальность исследования. Внастоящее время особенно обострилась проблема, касающаяся агрессивного поведения детей. Данная тема интересна не только специалистам, имеющим непосредственное отношение к феномену «агрессивное поведение», эта проблема насущна для всего человечества. Нарастающая волна детской преступности и увеличение количества детей, предрасположенных к агрессивным формам поведения, делают упор на изучении психологических условий, провоцирующих эти опасные феномены. Несмотря на значительное количество исследований в этой области, основные вопросы, касающиеся происхождения и первопричины такого поведения, остаются открытыми.

Появление агрессивности — одна из наиболее частых и острых проблем в среде детского коллектива. Существуют категории детей, которым свойственно не только сохранение, а что хуже развитие агрессии, которая трансформируясь, становится устойчивым качеством личности. В результате снижается потенциал к плодотворному развитию, сокращаются возможности полноценной социализации, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок становится проблемой не только для окружающих, но что самое опасное он становится опасным для себя самого.

Многостороннее психолого-педагогическое исследование вопроса детской агрессивности в отечественной психологии и педагогике привлекло внимание многих выдающихся авторов и нашло отражение в работах Р. В. Овчаровой, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной, И. А. Фурманова, А. В. Антонова; проблема, связанная с изучением агрессии и агрессивного поведения, также не могла не привлечь внимание и многих зарубежных авторов, таких как З. Берковиц, К. Бютнер, Д. Доллард, К. Лоренц, Г. Парренс и др.

Исследования, проводимые в данной области показывают, что агрессивность, зародившаяся в детстве, укореняется глубоко в характере и остаётся с человеком в течение всей его жизни. Можно сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте у ребёнка складывается определенный набор внутренних предпосылок, способствующих ее проявлению и дальнейшему развитию.

Профилактическая работа по проблеме агрессивного поведения должна быть направлена на ликвидацию причин агрессивного поведения, а не ограничиваться одним лишь снятием явных внешних проявлений. При моделировании превентивных и коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику, но и собственную точку зрения ребёнка в отношении своего поведения: то есть осознает ли он неправильность и деструктивность. Наиболее результативным средством профилактики выступает игровая деятельность, намеренно созданная совместно психологом, воспитателем, педагогами. Данный вид деятельности может служить не только целям коррекции, но и что самое ценное — дать необходимый диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.

Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.

Задачи:

  1. Раскрыть суть агрессивного поведения как социокультурного явления.
  2. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
  3. Выявить современные подходы к профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
  4. Рассмотреть организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста, разработав модель процесса профилактики.

Объект исследованияпроцесс профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Предмет исследованияспособы и методы профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

‒ анализ теоретической литературы;

‒ анализ и обобщение психологического и педагогического опыта.

Агрессивное поведение является следствием проявления определённого уровня агрессивности человека.

«Агрессивность (от лат. aggressio нападение) — о человеке или животном: воинственная враждебность по отношению к окружающим. В состоянии агрессии он способен натворить много бед» [5].

Многообразие определений агрессивности не раскрывает сущности этого явления в полной мере. Однако ясно одно — агрессивность-это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии». Агрессивность характеризуется наличием деструктивных отношений, особенно если речь идёт о взаимодействиях в обществе.

С древности такое свойство личности как агрессивность являлось нормальным, т. к. оно было залогом выживания. С приходом цивилизации эта функция не исчезла, однако если агрессивное поведение, которое вначале лишь несло адаптивную функцию, становится личностным отклонением и приводит к нарушению социальной адаптации, нужно бить тревогу.

Основным элементом понятия «агрессивности» является понятие «агрессии».

Термин «агрессия» давно существует в европейских языках, но трактовали его всегда по-разному. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение. Позднее, содержание этого понятия изменилось, стало более узким и направленным. Под агрессией стали понимать враждебное отношение к окружающим людям.

«Первые же научные размышления об агрессии характеризовали ее как инстинкт. «Затем агрессия — ее природа и функции — стала самостоятельным предметом исследований, но еще в рамках «социалдарвинизма», рассматривающего поведение людей по аналогии с животным миром. Поэтому К. Лоренц изначально под агрессией понимал «необходимый биологический импульс, развивающийся в результате эволюции в целях выживания индивида и вида» [3, с. 184–186]. В каждом человеке природно заложен инстинкт к самосохранению, инстинкт нападать, когда возникает смертельная угроза. В 20-е годы XX века З. Фрейдом была выдвинута теория, сoгласнo кoтoрoй «в человеке от рождения сoсуществуют страсть любви («инстинкт жизни») и страсть разрушения («инстинкт смерти»), обе служащие делу физиологического выживания. Тем самым Фрейд придал деструктивности стoль серьезное значение, что oна была признана oдной из двух фундаментальных человеческих страстей.

Н. Д. Левитов выделил в агрессивном поведении познавательный, эмоциональный и волевой компоненты [2, с. 245]. Суть познавательного компонента заключается в оценке ситуации, определения объектов нападения. Понимание угрозы выступает здесь центральным элементом. Человек может пересмотреть степень нависшей над ним угрозы, переоценить обстановку и даже отказаться от агрессии.

Сущность эмоционального компонента заключается в гневе. Гнев не всегда провоцирует агрессию. Так называемый «бессильный гнев» не является следствием агрессивного поведения. «Благородный гнев» — реакция-негодование в отношении неправильного или негативного поступка

К волевому компоненту Н. Д. Левитов относил целеустремлённость, решительность, настойчивость. Агрессивность закладывается и эволюционирует в борьбе, а борьба требует стенических качеств [4, с. 89–93].

Существуют различные уровни агрессивного поведения. Одни из них как бы это парадоксально не звучало, необходимы, другие же нежелательны. Для раннего детства агрессивность считается вполне приемлемым явлением — кто не видел, как дети пинают, толкают друг друга, кричат, пытаясь вырвать игрушку. Здесь важно понять причину: ребёнок может просто хотеть спать или бояться нового коллектива, таким образом, привлекая к себе внимание. Для нормального развития личности человека необходимо наличие небольшой степени агрессивности. Если её нет, то наступает состояние так называемой «дремоты», пассивности, зависимости от чужого мнения и т. д. Сам по себе феномен агрессивности не является критическим, так как, с одной стороны, «существенная связь между агрессивностью и агрессией не является жёсткой, а с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы» [4, с. 89–93].

Можно сделать вывод, что агрессивное поведение — это такой вид поведения, которое является следствием проявления определённого уровня агрессивности человека. Агрессивность человека — это устойчивая черта характера, в то время как агрессия понимается всего лишь как мотив, линия поведения. Анализ теоретического материала по данному вопросу показал, что выделяются три главных фактора в отношении первопричины агрессивного поведения: биологический, социальный и гуманистический. Ни один из них не противоречит другому. Нет сомнений, что, агрессивное поведение имеет биологическую природу. Однако так же понятно, что общество также может быть источником проявления агрессивных действий. В то же время в силах каждого человека частично управлять (или если мы говорим про детей принять помощь взрослых) своим агрессивным поведением посредством воли и смыслообразования. Несмотря на богатую традицию исследований, агрессивное поведение остаётся труднообъяснимым феноменом. Это объясняется тем фактом, что в науке ещё много непознанного в отношении индивидуальности каждого человека, группового поведения людей, оценке психической и духовной составляющей личности.

Агрессия — основной способ самовыражения, у детей в дошкольном возрасте с одной стороны уже достаточно хорошо развиты моторные навыки, появляется чувство автономии, с другой стороны вербальные способности не совершенны, таким образом, посредством агрессивных действий ребёнок заявляет о своём «Я», он хочет быть услышанным и понятым.

Cпецифика проявления агрессивного поведения у дошкольников находится в прямой зависимости от личностных качеств ребёнка, от того состояния, в котором находится ребёнок в данный момент (голод, болезнь, сонливость) и от внешних факторов, оказывающих влияние на него (отношения в семье и в детском саду). Агрессивное поведение — способ самовыражения, поэтому и педагогическому коллективу образовательного учреждения, и родителям нужно проявить максимум усилий для коррекции и устранения причин такого поведения. Ласка, внимание и доброта помогут сформировать у ребёнка положительное видение мира.

Профилактическая деятельность в ДОУ должна быть направлена на формирование личности, обеспечивать правильное и достойное отношения к миру и к людям, воспитывать толерантность, эмпатию, уважение, осуществлять помощь в семейных отношениях, касающихся полноценного развития ребёнка.

Применяя и сочетая в работе ДОУ методы: игротерапии; арттерапии (изобразительная, сказко-, музыко- и т. д.); поведенческой терапии (различного вида тренинги, психогимнастика); социальной терапии, а также используя диагностику ребёнка при поступлении в ДОУ и дальнейшую правильно организованную воспитательно-педагогическую работу, работу по взаимодействию с семьёй ДОУ в силах организовать профилактическую деятельность на достойном уровне, не отождествляющимся с чем-то «отклоняющимся от нормы». Профилактика должна рассматриваться с аспекта помощи, улучшения, преобразования.

«Основными задачами, стоящими перед коллективом ДОУ, работающим по профилактике детской агрессивности, является целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность воспитанников через объединение усилий детского сада и семьи и полноценное использование резерва социума как активного субъекта воспитательного процесса; психологическое оздоровление дошкольников и обеспечение полноценного личностного развития; охрана, укрепление и восстановление здоровья детей, гармонизация отношений в их социальном окружении; создание условий для общественных контактов и реализации ребенком различных социальных ролей; повышение квалификации педагогов, обогащение воспитательно- образовательной деятельности новым содержанием и методами в плане взаимодействия с государственными и негосударственными институтами по снижению агрессии дошкольников» [1, с. 3].

В профилактике целесообразно использовать поддерживающий подход, который позволяет излить свои чувства, лимитирует и направляет поведение, купирует негативные проявления. Если же агрессивное поведение переросло в черту характера, укоренилось в ребёнке глубоко, то целесообразней использование — трансформационного подхода, в котором происходит глубокое изменение в каком-либо аспекте. Модель системы профилактики агрессивного поведения в ДОУ должна состоять из трёх этапов: диагностика ребёнка при приёме в ДОУ (социальный педагог, врач-педиатр, педагог-психолог); работа с родителями (проведение мероприятий по мотивации родителей на включение в профилактическую работу детского сада, организация совместных с детьми досуговых мероприятий, разработка информационных материалов для уголка профилактики деструктивного поведения, а также психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений) и воспитательно-педагогическая работа с детьми, проводимая с использованием таких направлений, как: игротерапия; арттерапия (изобразительная, сказко-, музыко- и т. д.); поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика); а также мероприятия, которые способствовали бы формирование эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков ребёнка.

Таким образом представленная нами модель системы профилактики агрессивного поведения в ДОУ будет эффективной при: в повышении уровня общей профессиональной компетентности сотрудников детского сада, при достаточной сформированности специфических знаний и умений взаимодействия с агрессивными детьми у их родителями; уровня психолого-педагогической культуры родителей, а что самое главное правильно организованной работы с детьми всего педагогического коллектива: воспитателей, специалистов, психолога.

Литература:

  1. Краснова М. В. Система работы по профилактике детской агрессии [Электронный ресурс] / М. В. Краснова // Научная библиотека КиберЛенинка // Научные проблемы гуманитарных исследований. –2009. — № 1 Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-raboty-dou-po-profilaktike-detskoy-agressii (дата посещения 04.02.2017)
  2. Левитов Н. Д. Психология характера [Текст] / Н. Д. Левитов. — Издание 3-е, исправленное и дополненное. — М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
  3. Мельников В. М. Агрессивность в контексте психологической науки [Электронный ресурс] / В. М. Мельников // Научная библиотека КиберЛенинка // Вестник Бурятского Государственного университета. −2013. −№ 2. — С. 184–186. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/agressivnost-v-kontekste-psihologicheskoy-nauki (дата обращения 2.02.2017)
  4. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. [Текст] / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. — 1991. — № 1. — С. 89–93.
  5. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс] / Словари и энциклопедии на Академике. Режим доступа: http://perevodovedcheskiy.academic.ru/1558/ Агрессивность (дата обращения 3.02.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное поведение детей, агрессивность, агрессия, ребенок, детский сад, педагогический коллектив, профилактическая деятельность, свойство личности.


Задать вопрос