К вопросу о применении уголовного законодательства в отношении агрессивных пациентов: сравнительно-правовой анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (177) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 27.10.2017

Статья просмотрена: 122 раза

Библиографическое описание:

Попова, А. С. К вопросу о применении уголовного законодательства в отношении агрессивных пациентов: сравнительно-правовой анализ / А. С. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 201-205. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46108/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статистические исследования проблемы насильственных действий в отношении работников здравоохранения проводятся во всем мире. Регулярные нападения на персонал медицинских учреждений в США, Канаде [1], Германии [2], Саудовской Аравии [3], Новой Зеландии [4], Турции [5] составляют от нескольких сотен до тысячи в год.

СМИ Российской Федерации за последние два года пестрят новостями о нападении пациентов на медицинских работников. Действительно, статистика Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации и Прокуратуры Российской Федерации по данному факту весьма удручающая. По официальной статистике, происходит одно-два нападения на медиков в месяц в субъекте Федерации [7].

По данным Минздрава, число нападений на медработников при исполнении ими служебных обязанностей достаточно велико — в 2016 году в отношении их зафиксировано 1226 фактов насилия, примерно столько же было совершено за предыдущие два года [7].

Некоторые зарубежные страны в последние годы все активнее стремятся к ужесточению законодательства в целях усиления наказания за насилие или оскорбление граждан, работающих в экстренных службах либо в силу служебных обязанностей активно взаимодействующих с окружающих их социумом [6].

За последние пять лет врачи Испании сообщили о более чем 2000 нападениях на медицинских работников, где 8 из 10 нападений с физическими травмами. В 2015 году Конгресс депутатов решил положить конец такой физической агрессии, присоединив медицинских работников (врачей и медицинских сестер) к представителям власти (таким как, судьи и полицейские). Так в Уголовный кодекс Испании были внесены изменения, затрагивающие Раздел XXII «Преступления против общественного порядка». Теперь пункт 1 статьи 550, перечисляющей специальные признаки, влекущие изменение юридической оценки содеянного и увеличение наказуемости в сравнении с основным составом, приравнивает медицинских работников и учителей к государственным должностным лицам. Напавший на бригаду скорой медицинской помощи может быть наказан лишением свободы на срок до четырех лет [8].

В Индии в 2013 году Правительство Джхаркханда утвердило Закон о медицинской защите врачей и их медицинских учреждений, домов престарелых и больниц в штате, где яростные нападения на врачей были обычным явлением. Согласно принятому закону, если кто-либо наносит ущерб имуществу медицинских учреждений или нападают на врачей, им назначается три года тюремного заключения и штраф до 50 000 рупий [9].

В США в законодательствах практически всех штатов есть признаки, ужесточающие наказание за нападение на парамедиков, медицинских сестер и врачей, вплоть до фелонии класса В (тюремное заключение до 25 лет) [10]. Однако это не улучшает общую ситуацию во взаимоотношениях медработника и пациента или его родственников. Исследование, проведенное Emergency Nurse Association в 2011 г., показало увеличение из года в год частоты эпизодов физического и психологического воздействия на персонал отделений экстренной медицины [11], а в 2014 году в Journal of Emergency Nursing вышла статья с говорящим названием «Nothing changes, nobody cares…» («Ничего не меняется, никто не заботится…») [12].

В Великобритании в 2008 году заключено соглашение между Государственной службой здравоохранения, полицией и Королевской прокурорской службой, которое регламентирует правовые отношения на стыке уголовного права и здравоохранения [13]. Целью указанного соглашения является обеспечение эффективного судебного преследования по делам, связанным с насилием и злоупотреблениями (будь то физическое, словесное или сексуальные, и в том числе нападения, которые являются религиозными или расово мотивированными) в отношении любого сотрудника Государственной службы здравоохранения, в том числе и обеспечение финансовой компенсации за полученный им физический или моральный вред [14]. Осенью 2017 года создан независимый специальный орган здравоохранения для борьбы с мошенничеством, взяточничеством и коррупцией в сфере здравоохранения в Англии — Управление по борьбе с мошенничеством NHS (NHSCFA) [15].

В российском уголовном законодательстве отсутствует специальная норма, предусматривающая ответственность за причинение вреда жизни и здоровью работников здравоохранения при исполнении ими своих профессиональных функций. Таким образом, следует констатировать, что реально привлечь агрессивных пациентов, причинивших физическое насилие в отношении медицинских работников в большинстве случаев невозможно.

Проведенное исследование следственной практики за 10 месяцев 2017 года, показало, что из возбужденных 46 уголовных дел на территории субъектов РФ по факту нападений на медицинских работников, в основном применяются следующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации: ст. 116, ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 115, п. «б», ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 119, ч. 2 ст. 127.

Попытки законодательно защитить жизнь, здоровье и репутацию медицинских работников были предприняты еще в 2015 году. В том числе, проектом федерального закона № 992972–6 предлагалось изложить примечание к ст. 318 УК РФ в следующей редакции: «представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признаётся должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, а также сотрудники бригад скорой медицинской помощи» [16].

Однако в МВД решили, что врачей не стоит выделять в особую категорию, и подготовили проект отрицательного отзыва правительства [17]. Такая позиция была аргументирована тем, что вместе с правами особого статуса медиков придётся и их ответственность приравнивать так же, как и ответственность должностного лица. К тому же представители других профессий, чья деятельность неразрывно связана с оказанием услуг гражданам, тоже могут потребовать для себя особого статуса. Аргумент спорный, но большинство с ним согласилось. И данный пункт был исключён из законопроекта [18].

В настоящий момент на рассмотрении Государственной Думы РФ находится пять законопроектов (№ 83566–7, № 184570–7, № 139437–7, № 139439–7, № 88389–7), усиливающих как уголовную, так и административную ответственность за совершение в отношении сотрудников медицинских учреждений действий, сопряженных с угрозой применения насилия и за воспрепятствование законной деятельности либо законным требованиям медицинских работников [19].

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях предусматривают наказание в виде штрафа в размере от 4 тысяч рублей до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток [20].

Если пациент не получил медицинскую помощь, либо получил ее с опозданием, водителю, не пропустившему машину скорой помощи, грозит штраф в размере 30 тысяч рублей, а также лишение права управлять транспортом на срок от полутора до двух лет [20].

Предлагается дополнить главу 16 Уголовного кодекса новой статьей 124.1 «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи». Если здоровью больного был причинен вред средней тяжести, предусматривается наказание в виде штрафа в размере до 40 тысяч рублей. Кроме того, законопроект предусматривает обязательные работы на срок до 360 часов либо исправительные работы на срок до одного года, либо до четырех месяцев ареста [21].

Если из-за воспрепятствования работе медиков больной умер или его здоровью был причинен тяжкий вред, наказание предусматривает принудительные работы или лишение свободы на срок до четырех лет [12].

Статьи 115 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и 119 УК (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) предлагается дополнить квалифицирующим признаком: ответственность будет вводиться за преступления в отношении лица, осуществляющего служебную деятельность [22].

Наказание за причинение легкого вреда здоровью медикам предусматривает до двух лет лишения свободы. Угрозы убийством в отношении врачей предусматривают наказание в виде принудительных работ до пяти лет или лишения свободы на срок до пяти лет [22].

Законодатели разъясняют, что юридически положения сформулированы таким образом, что любая попытка нанести либо словесное оскорбление, либо физический вред медицинскому работнику при исполнении им служебных обязанностей будет квалифицироваться как ограничение выполнения его функций [23].

Однако, не все остались довольны мерами наказания для нарушителей. Одобренный законопроект уже вызвал волну обсуждений и в экспертной среде, и в среде самих медиков. Высказано немало критических замечаний в отношении тех поправок, которые внесли члены Комитета в первоначальный законопроект [23].

Глава Профсоюза работников здравоохранения РФ М. Кузьменко в своем обращении попросил главу правительства Д. А. Медведева прописать в Уголовном кодексе более серьёзное наказание для тех, кто нападает на врачей, фельдшеров и медсестёр. 20 сентября аппарат Правительства России поручил Минздраву, Минюсту и Минтруду рассмотреть это обращение [17].

Проведя сравнение зарубежного и российского уголовного законодательства в области защиты прав работников здравоохранения можно придти к выводу, что Уголовный кодекс Российской Федерации требует серьезных доработок.

Законодательные пробелы в части защиты жизни, здоровья и деловой репутации медицинских работников от нападок агрессивных граждан требуют кардинального решения. В настоящее время неопределенно точное направление в каком именно ключе должна идти разработка законодательных инициатив по рассматриваемому вопросу: либо корректировка положений действующих статей Уголовного кодекса, с добавлением квалифицирующих признаков, либо дополнение кодекса новой статьёй, полностью описывающей субъекты и случаи посягательства, а именно — осуществление медицинским работником своей профессиональной деятельности в момент посягательства.

Одно можно сказать точно, в связи с тем, что число нападений на бригады скорой помощи не уменьшается, необходимо разработать реально действующий механизм для их защиты. Обязательным является создание комплекса мер по безопасности медицинского персонала. Любые законодательные инициативы должны быть частью общих социальных мер по улучшению качества жизни населения.

При решении вопроса о наказании виновных лиц в нападениях на работников сферы здравоохранения следует добиваться не ужесточения наказания, а соблюдения принципов юридической ответственности, в том числе и принципа неотвратимости наказания.

Активность профессиональных медицинских сообществ (Ассоциаций и Профсоюзов) по вопросам оказания юридической помощи пострадавшим от агрессии пациентов, взаимодействие в работе с властными структурами, страховыми компаниями, на наш взгляд, повысит внимание уполномоченных органов к данной проблеме и позволит усилить безопасность жизни и здоровья работников здравоохранения.

Ассоциации некоторых зарубежных стран разрабатывают алгоритмы поведения медицинского работника на рабочем месте, в том числе действий в конфликтных ситуациях. Например, Международное бюро труда МБТ, Международный совет медсестер МСМ, Всемирная организация здравоохранения ВОЗ и Интернационал общественного обслуживания ИОО разработали совместную программу по борьбе с насилием на рабочих местах в сфере здравоохранения «Основные рекомендации по борьбе с насилием на рабочих местах в сфере здравоохранения» [24]. Европейская ассоциация врачей по диализу и трансплантации и Европейская ассоциация по почечной недостаточности (EDTNA / ERCA) подготовили рекомендации для профилактики и управления насилия и агрессии [25].

Одним из способов защиты выступает страхование жизни и здоровья медработников при исполнении ими профессиональной деятельности, так как в настоящее время единый механизм такого страхования на федеральном уровне отсутствует. В случае причинения вреда жизни и здоровью медицинским работникам, в связи с исполнением ими возложенных государством задач по оказанию медицинской помощи населению, они остаются без гарантированных государством компенсаций за потерянное здоровье и жизнь» [26]. За аналогию можно взять страхование профессиональных рисков уже действующее в отношении других экстренных служб, например, Закон «Об обязательном государственном личном страховании работников Противопожарной службы Санкт-Петербурга» [27].

Литература:

  1. Gormley M. A. et al. A National Description of Violence toward Emergency Medical Services Personnel // Prehospital Emergency Care. — 2016. — Vol. 20, № 4. — P. 439–447;
  2. Petersen S. et al. Aggression and subjective risk in emergency medicine: a survey // Anesthesist. — 2016. — Jul. 8;
  3. Alkorashy H. A. E., Al Moalad F. B. Workplace violence against nursing staff in a Saudi university hospital // International Nursing review. — 2016. — Vol. 63. — P. 226–232;
  4. Swain N., Gale C., Greenwood R. Patient aggression experienced by staff in a public hospital setting // New Zealand Medical Journal. — 2014. — Vol. 127, № 1394. — P. 10–18;
  5. Gülen B. et al. Work-related injuries sustained by emergency medical technicians and paramedics in Turkey // Ulus Travma Acil Cerrahi Derg. — 2016. — Vol. 22 (2). — P. 145–149;
  6. В. М. Теплов, Е. А. Карпова, И. П. Миннуллин, А. Г. Мирошниченко, Н. В. Разумный, Н. И. Китай-Гора, И. И. Колачев, С. Ф. Багненко. Мировой опыт защиты медицинских работников от агрессии // Скорая медицинская помощь, 2016, № 4. С. 4–8;
  7. Парламентская газета: интернет-издание Федерального Собрания Российской Федерации, режим доступа https://www.pnp.ru/;
  8. Испанская ежедневная общественно-политическая газета EL Pais, режим доступа http://politica.elpais.com/politica/2015/03/29/actualidad/1427652834_998426.html
  9. Индийская Медицинская Ассоциация, режим доступа http://ima-ranchi.org/medical.html;
  10. Ассоциация неотложных медсестер ENA, режим доступа https://www.ena.org/government/State/Documents/StateLawsWorkplaceViolenceSheet.pdf;
  11. Walsh J. et al. Emergency Department Violence Surveillance Study, November 2011// Emergency Nurses Association, Des Plaines, IL, 2011, 60 p.;
  12. Wolf L., Delao A., Perhats S., Journal of emeregency nursing, 2014, vol. 40, Iss. 4, рр. 305–310;
  13. The Crown Prosecution Service, режим доступа https://www.cps.gov.uk/publications/agencies/joint_working_agreement.pdf;
  14. The Crown Prosecution Service, режим доступа https://www.cps.gov.uk/publications/agencies/mounhs.html;
  15. Business Services Authority, режим доступа http://www.nhsbsa.nhs.uk/4376.aspx;
  16. О внесении изменений в статью 318 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части отнесения сотрудников бригад скорой помощи к представителям власти): законопроект № 992972–6. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=992972–6 (дата обращения: 28.03.2017);
  17. В. Воронцова. Профсоюз медиков снова попросил ужесточить наказание за нападение на врачей, 28.09.2016: https://life.ru/ /profsoiuz_miedikov_snova_poprosil_uzhiestochit_nakazaniie_za_napadieniie_na_vrachiei;
  18. В Минздраве нашли способ защитить врачей от насилия: https://ok.ru/obychnyvra/topic/66050131034358;
  19. СОЗД beta Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» (СОЗД ГАС «Законотворчество»), режим доступа: http://sozd.parlament.gov.ru/;
  20. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав граждан на медицинскую помощь: законопроект № № 139437–7. URL: file:///C:/Users/N/Downloads/139437–7.PDF;
  21. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления ответственности за воспрепятствование законной деятельности либо законным требованиям медицинских работников: законопроект № № 184570–7. URL: file:///C:/Users/N/Downloads/184570–7_24052017_184570–7.PDF;
  22. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников: законопроект № № 139439–7. URL: file:///C:/Users/N/Downloads/139439–7.PDF;
  23. Право-мед. ру. Информационный портал, режим доступа: http://pravo-med.ru/;
  24. Международное бюро труда / Международный совет медсестер / Всемирная организация здравоохранения / Интернационал общественного обслуживания. Основные рекомендации по борьбе с насилием на рабочих местах в сфере здравоохранения. Женева, Международное бюро труда, 2002 год. — 29 с.;
  25. Zampieron, Alessandra Saraiva, Maria Pranovi, Rebecca. European Dialysis and Transplant Nurses Association/ European Renal Care Association (EDTNA/ERCA). Recommendations for Prevention and Management of Violence and Aggression in renal units. 2010. — 16 р.;
  26. Обращение Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации в Правительство и Минздрав России от 16.09.2016 года. http://www.przrf.ru/news/full/inform/Obrashenie-Profsoyuza-v-Pravitelstvo-iMinzdrav-Rossii/;
  27. Закон Санкт-Петербурга от 16 июля 2007 г. № 395–68 «Об обязательном государственном личном страховании работников Противопожарной службы Санкт-Петербурга».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, лишение свободы, Уголовный кодекс, должностное лицо, медицинская помощь, медицинский работник, работник, тяжкий вред, профессиональная деятельность, российское уголовное законодательство.


Похожие статьи

Законодательство зарубежных стран о борьбе с религиозным экстремизмом: конституционно-правовой анализ

Конституционно-правовой статус прокуратуры в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ

К вопросу о формировании знаний в области криминогенной безопасности в процессе изучения курса ОБЖ

Участие институтов гражданского общества в обеспечении реализации экологического законодательства: сравнительно-правовой анализ

К вопросу об информационной безопасности: организационно-правовые аспекты

К вопросу о формах гражданско-правовой охраны прав военнослужащих

К вопросу о проблемах правового регулирования строительной деятельности в России

Проблемы неоказания и воспрепятствования оказанию помощи больному: уголовно-правовой аспект

К вопросу о социально-философских этапах развития понятия «справедливость» в области уголовно-процессуальных правоотношений

Социальная группа в уголовном законодательстве: краткий анализ практики квалификации преступлений

Похожие статьи

Законодательство зарубежных стран о борьбе с религиозным экстремизмом: конституционно-правовой анализ

Конституционно-правовой статус прокуратуры в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ

К вопросу о формировании знаний в области криминогенной безопасности в процессе изучения курса ОБЖ

Участие институтов гражданского общества в обеспечении реализации экологического законодательства: сравнительно-правовой анализ

К вопросу об информационной безопасности: организационно-правовые аспекты

К вопросу о формах гражданско-правовой охраны прав военнослужащих

К вопросу о проблемах правового регулирования строительной деятельности в России

Проблемы неоказания и воспрепятствования оказанию помощи больному: уголовно-правовой аспект

К вопросу о социально-философских этапах развития понятия «справедливость» в области уголовно-процессуальных правоотношений

Социальная группа в уголовном законодательстве: краткий анализ практики квалификации преступлений

Задать вопрос