Медицина является сложной сферой общественной жизни. От врачебных ошибок не застрахован ни один человек. Разберемся в проблемах применения статей Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении медицинских работников.
Сложность применения ст. 124 и ст. 124.1 УК РФ состоит в специфике медицинской деятельности и особенностях расследования уголовных дел в сфере здравоохранения. Поэтому, согласно данным статистики, количество доведенных до суда дел несущественно. По таким делам суды в основном назначают условный срок лишения свободы [1].
Чаще всего в судебной практике возникают проблемы при отграничении неоказания помощи больному от оставления в опасности.
И в той, и в другой статье предусмотрен специальный субъект совершения преступления. Однако субъектом преступления по ст. 124 УК РФ выступает лицо, профессия которого непосредственно связана с оказанием помощи. Субъектом же оставления в опасности служит лицо, обязанное иметь заботу о потерпевшем, либо лицо, поставившее его в опасное для жизни и здоровья состояние [2]. Подройкина И. А. и Боев А. В. уточняют, что «обязанность заботиться о потерпевшем может вытекать из родственных, опекунских или попечительских отношений, договорных отношений (телохранитель и его клиент), служебных обязанностей (воспитатель в детском саду, инструктор туристической группы) и т. д» [3]. То есть в зависимости от субъекта преступления происходит разграничение между конкурирующими нормами. Отсюда делаем вывод, что статья 124 УК РФ является специальной по отношению к статье 125 УК РФ. Если субъектом преступления является медицинский работник, то он подлежит уголовной ответственности по статье 124 УК РФ.
Еще одним отличием ст. 124 УК РФ от ст.125 УК РФ является потерпевшее лицо. В статье 124 УК РФ строго указан больной как потерпевший. Потерпевший же при оставлении в опасности, по мнению Горбатовой М. А., обладает сразу «двумя признаками одновременно:
1) Он должен находиться в опасном для жизни или здоровья состоянии;
2) Он должен быть беспомощным» [4].
Помимо вышеперечисленных, существует множество статей, вводящих ответственность за воспрепятствование деятельности органов государственного контроля (надзора) — ст. 19.4.1 КоАП РФ, журналистов — ст. 144 УК РФ, судей и следователей — ст. 294 УК РФ, а также деятельности религиозных организаций — ч. 3 ст. 148 УК РФ.
Долгое время был пробел в праве относительно ответственности за воспрепятствование деятельности медицинских работников, профессия которых связана со спасением человеческих жизней. Увеличение случаев нападения, применения насилия в отношении медиков привело законодателя к пониманию необходимости введения ответственности для защиты их прав.
Помимо уголовного состава, установленного в ст. 124.1 УК РФ, за воспрепятствование оказанию медицинской помощи также была установлена административная ответственность в статье 6.36 КоАП РФ. Эта статья введена Федеральным законом № 229-ФЗ [5] от 26.07.2019 года и является продолжением к статье 124.1 УК РФ. Данная статья применяется в том случае, когда не содержится признаков уголовно наказуемого деяния и если не содержится признаков ч.2 ст.12.27 КоАП РФ. В качестве наказания законодатель предусмотрел административный штраф от четырех до пяти тысяч рублей [6].
Этим же ФЗ была ужесточена статья 12.17 КоАП РФ, а в частности часть 2, которая гласит:
«Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года».
Таким образом, вышеприведенные статьи КоАП РФ дополняют уголовные статьи за преступления в области медицинской деятельности. Более легкий вред расценивается как административное правонарушение и влечет менее строгое наказание, чем предусмотрено в УК РФ.
Рассмотренные в данной работе статьи не являются совершенными, их необходимо дорабатывать, чтобы они правильно использовались в правоприменительной деятельности. Предлагаем следующие пути решения проблем вышеупомянутых нами уголовно-правовых норм:
Во-первых, в российском законодательстве отсутствует понятие «врачебной ошибки», что значительно бы облегчило работу следственных органов и судей. Это позволило бы отличить халатность врачей от человеческого фактора.
Во-вторых, в названии статьи 124 УК РФ целесообразно ввести понятие «медицинской помощи», а не просто помощи. Чтобы данная статья была применима к конкретным субъектам, занимающимся медицинской деятельностью, а не к органам власти, ответственность которых предусмотрена иными статьями Особенной части УК РФ (ст. 293 УК РФ и др.).
В-третьих, в примечании к статье 124 УК РФ нужно разъяснить: кто является больным в данном случае. Так как понятие больной довольно широкое и не всегда правоохранительные органы могут на первый взгляд определить нужна ли была человеку помощь или он спекулирует своим беспомощным состоянием.
Статья 124.1 УК РФ также содержит недостатки. Для их исправления рекомендуем:
1) Разъяснить в примечании к статье 124.1 УК РФ какие виды медицинской помощи подразумеваются в таком преступлении. (так как мы выяснили, что их существует несколько).
2) Часто субъектом нападения по ст. 124.1 УК РФ является медицинский работник, поэтому в примечании также следует сделать пометку о том, что не только пациент может признаваться потерпевшим по данному преступлению, но и медик, оказывающий помощь.
3) Так как состав преступления в нынешней редакции является материальным, а другие похожие на него составы формальные (ст. 144, 294 УК РФ и т. д.), это является нарушением аналогии права. Этим законодатель хотел сказать, что воспрепятствование оказанию медицинской помощи без наступления тяжких последствий не является опасным преступлением и не подлежит уголовно-правовой охране. То есть законодатель сознательно уменьшил значение медицинской деятельности по сравнению с журналистской или же судебной. Поэтому мы предлагаем сделать состав ст. 124.1 УК РФ формальным и изложить его следующим образом: «Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи путем применения насилия или же угрозы его применения».
Таким образом, неоказание помощи больному или же воспрепятствование оказанию медицинской помощи являются опасными преступлениям против жизни и здоровья человека, как и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, причинение смерти по неосторожности и др. Расследование подобных преступлений требует особых познаний в области медицины: нужно понимать значение медицинских терминов, знать правила оказания первой медицинской помощи и т. п. Для защиты медицинских работников, а также охраны прав пациентов законодатель ввел уголовную и административную ответственность за такие преступления.
Литература:
- Судебная статистика РФ [Электронный ресурс]// URL: http://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/ug/t/14/s/17.
- Комментарий к ст. 125 УК РФ [Электронный ресурс]// URL: http://ukodeksrf.ru/ch-2/rzd-7/gl-16/st-125-uk-rf (Дата обращения: 29.03.2020 г.).
- Подройкина И.А, Боев А. В. О проблеме привлечения к уголовной ответственности за оставление в опасности// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 4.
- Горбатова М. А. Потерпевший при оставлении в опасности: некоторые вопросы теории и практики // Вестник ЮУрГУ. Серия. Право. 2018. № 2.
- О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав граждан на медицинскую помощь: Федеральный закон от 26.07.2019 № 229-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, 29.07.2019, ст.4131.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ// Российская газета от 31 декабря 2001 г.- N 256.