На сегодняшний день мировое сообщество стремиться осуществить максимальную гарантию прав на здоровье и медицинскую помощь для граждан. Эти проявления послужили разработке нормативной базы, включающей в себя ряд специальных конвенций и международных договоров, предусматривающих совокупность мер по охране здоровья во всех сферах жизнедеятельности человека.
Исходя из этого, охрана здоровья и получение медицинской помощи является общепризнанным правом и закрепляется во многих важнейших международных нормативно-правовых актах.
Так всеобщая декларация прав человека в статье 25предусматривает:
Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам [1].
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах в пункте d) статьи 12 провозглашает о создании условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни [2].
Взяв курс на демократическое развитие и присоединившись к данным международным документам Российская Федерация осуществляет охрану здоровья населения.
В статье 41 Конституции РФ провозглашает о том, что: «Каждый гражданин имеет право на бесплатную охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения».
Таким образом государство признает важнейшее значение и принимает на себя обязанность по охране здоровье человека. Охрана выражается в осуществлении комплекса мер, направленных на:
a) обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;
b) улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;
c) предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;
d) создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.
В сфере Уголовно-правового законодательства обеспечения вышеназванных прав осуществляется через ст. 124 УК РФ, которая содержит нормы об ответственности за неоказание помощи больному.
Для подробного изучения рассмотрим диспозицию ч. 1 ст. 124 УК РФ:
- Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного,
Однако несмотря на наличие правовой нормы на практике при квалификации деяния по данной статье встречаются ряд трудностей.
Объективная сторона неоказания помощи больному, характеризуется, бездействием, состоящем в неисполнении виновным возложенной на него юридической или, как вытекает из смысла диспозиции нормы, закрепленной в ст. 124 УК, специальной обязанности.
Именно с этим элементом рассматриваемого состава преступления связаны наиболее острые вопросы правоприменения неоказания помощи больному. Наиболее дискуссионным является, сущность и объем обязанностей по оказанию названного помощи и вместе с тем характера самого бездействия.
Дуализм проявляется в том, что законодатель не определил, оказание какого конкретного вида помощи вменяется в обязанность субъекту данного преступления. Диспозиция данной статьи говорит об «оказание помощи больному». На основании чего многие авторы сходятся во мнениях, что это медицинская помощь. Однако отдельные ученые выносят суждение о том, что под признаки исследуемого деяния подпадает и бездействие лиц, не связанное с оказанием медицинской помощи.
Ф. Ю. Бердичевский говорит о том, что рассматриваемое преступление может заключаться в неоказании как медицинской, так и иной по характеру помощи, как например отказ работника аптеки предоставить телефон для вызова скорой помощи, или шофера скорой помощи от перевозки больного [6, с. 74].
Однако считаем, что приведенная позиция не вполне обоснована, поскольку диспозиция ст. 124 УК РФ говорит о «больном», а санкция устанавливает в качестве одного из видов наказания лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, делаем вывод о том, что законодатель в ст. 124 УК РФ обособил ответственность конкретного круга лиц и то обстоятельство, что названные деяния совершаются в специфической сфере общественных отношений, а именно в области медицинского обслуживания.
Вместе с тем, для более детального рассмотрения данной проблемы обратимся к правоприменительной практике.
Так, апелляционным постановлением судьи Вяземского районного суда от 11.04.2011 года, обвинительный приговор по ст. 124 УК РФ был отменен в связи с установлением следующих нарушений.
В ходе судебного заседания установлено, что органами предварительного расследования допущены существенные нарушения норм уголовно-процессуального законодательства, которые исключают принятие по делу, отвечающего требованиям законности и справедливости судебного решения.
Согласно п.3 ч.1 ст.220 УПК РФ в обвинительном заключении должно быть указано существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления;
По уголовному делу требования ст. ст. 220, 307 УПК РФ не соблюдены.
Ни в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, ни в обвинительном заключении, ни в приговоре не указана объективная сторона состава преступления, а именно: какой закон, либо специальное правило нарушил осужденный Сибиченков А. В., в связи с чем следствие нарушило требования п.3 ч.1 ст.220 УПК РФ — выразившееся в не изложении существа обвинения, способа, мотива, цели, последствий и других обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела.
По мнению суда, эти нарушения являются существенными и не могут быть устранены в судебном заседании, что исключает принятие по делу судебного решения, отвечающего требованиям справедливости.
Таким образом, обвинительный приговор подлежит отмене, а уголовное дело возвращению прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом [5].
Для того чтобы подобные нарушения УПК РФ не происходили необходимо закрепить в законе нормативный акт регулирующий деятельность медицинских работников, что позволит в дальнейшем определить из-за в нарушения какой нормы данного акта было совершенно данное преступление.
Полагаем что таким нормативным актом может стать Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016).
Рассмотрим ст. 32 включающую в себя классификацию медицинской помощи по видам, условиям оказания и формам.
Статья 32. Медицинская помощь предусматривает:
1. Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
2. К видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь.
3. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
4. Формами оказания медицинской помощи являются:
1) экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
3) плановая — медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
5. Положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [4].
Исходя из рассмотренной статьи данного ФЗ можно сделать вывод о том, что он в полной мере удовлетворяет искомым требованиям, так как включает в себя понятие медицинской помощи и дифференцирует её по определенным критериям.
Таким образом, считаем необходимым внести изменения в ст. 124 УК РФ, добавив к ней примечание.
Примечание. Под неоказанием помощи больному следует понимать, неоказание медицинской помощи, определяемой в соответствии с Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Данные изменения позволять отграничить данный состав преступления от смежных с ним составов преступлений, обеспечив надежный механизм реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Литература:
1. Всеобщая декларация прав человека Принятарезолюцией 217 А (III)Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Принятрезолюцией 2200 А (XXI)Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года.Конст
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
4. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (действующая редакция, 2016)
- Апелляционного постановления судьи Вяземского районного суда от 11.04.2011 года.
- Бердичевский Ф. Ю. Уголовная ответственность медицинского персонала за нарушение профессиональных обязанностей. М., Юрайт. 2006. С. 234.